Стало радио последним прибежищем любителей шансона или все же выстояло под напором Spotify, Castbox и Apple Podcasts? О том, почему люди будут слушать радио всегда, чего не хватает в белорусском эфире и может ли радиостанция сделать исполнителя популярным поговорили в Смартэфире с главным редактором-генеральным продюсером радиостанций Юмор FM, Авторадио, радио Relax Александром Ожинским.
Радио будет жить вечно!
FM-радиостанции в Беларуси, как и во всем мире, по-прежнему сохраняют свою аудиторию – несмотря на развитие стриминговых сервисов, новые мультимедийные возможности и социальные сети, считает Александр.
В качестве примера он приводит исследование австралийской консалтинговой компании Broadcast Programming & Research. Согласно ему, практически во всех городах, где проводились замеры, включая Москву, аудитория радио по-прежнему превосходит аудиторию стриминговых сервисов.
"Более того – как оказалось, подписчики этих сервисов нередко рассматривают радио как основной канал распространения контента. Поэтому говорить о том, что новые "альтернативы" перетягивают аудиторию радиостанций, не приходится", - отмечает продюсер. По его словам, Spotify и сервисы подкастов пришли на смену MP3-плейерам, CD-дискам и флешкам с музыкой, но никак не радиостанциям.
"Один мой учитель сказал: радио будешь жить ровно столько, сколько человек будет нуждаться в общении. То есть вечно. И сегодня я в этом не сомневаюсь", - говорит Александр Ожинский.
Белорусы слушают радио по три с половиной часа в день
Исследования популярности FM-радиостанций в Беларуси подтверждают слова продюсера: аудитория радиостанций остается стабильной. "Она не растет, но и не падает. А это уже хорошо, учитывая, что произошло с газетами", — подчеркнул спикер.
Всего, согласно исследованиям, в Беларуси слушают радио, в среднем, 3,5 часа в день.
"Это не означает, что человек 3,5 часа слушает его непрерывно. Он может послушать радио утром дома, потом по дороге на работу, или с работы, может включить радио в офисе. На автомобильное слушание приходится от 35 до 40% от общего объема времени, которое аудитория уделяет радио. Приблизительно по 30%, приходится на дом и работу. Остальное — это другие места: общественный транспорт или пробежка в наушниках", — рассказал Ожинский.
Тем более, что радиовещание тоже не стоит на месте и сегодня есть разные варианты услышать любимую радиостанцию, включая интернет-вещание. "Например, сейчас все три наши радиостанции — Юмор FM, Авторадио, Relax — доступны через "умные" колонки", — подчеркнул продюсер.
Интересный нюанс – ссылаясь уже на британские исследования и замеры Александр Ожинский рассказал, что аудитория радиостанций остается стабильной как во время трансляции музыки, так и во время рекламы. "Удивительно, но оказалось, что параметры оттока и притока слушателей во время рекламы ничем не отличается от этих же показателей во время какой-нибудь песни", - подчеркнул он.
Шансон здесь больше не живет?
Это мы, конечно, преувеличили – радиостанций, транслирующих "Владимирский централ" и "Был пацан и нет пацана", все еще предостаточно. Но, заверяет продюсер, не они определяют лицо современного радиовещания. А стереотип, что радио "люмпенизируется" в угоду своим наиболее преданным слушателям, водителям такси и маршруток, назвал устаревшим.
"Если вы сейчас вызовете такси, то, скорее всего, приедет парень лет 20-25. Время стереотипных таксистов с сигареткой во рту, хорошей житейской историей и шансоном уже прошло. Кроме того, существует достаточно большое разнообразие музыкальных форматов на радио. Например, "Авторадио" — это классический рок. Радио Relax — это легкая и спокойная музыка. Выбор огромен", — рассказал Ожинский.
В то же время в Беларуси явно недостаточно немузыкальных форматов радио. Например, отсутствует детское радиовещание, которое, к тому же, могло быть коммерчески успешным – ведь его аудиторией были бы не только дети, но и их родители, в частности мамы. Именно они могли бы стать целевой аудиторией коммерческих коммуникаций.
Также в Беларуси нет ни одной исключительно новостной FM-станции. Несмотря на то, что в Европе, США и России они обязательно присутствуют в эфире. Безусловно, это убыточные радиостанции, однако, как правило, они и не нацелены на прибыль – у этого радио другие функции.
А еще у нас нет радиостанций с классической музыкой. Хотя такой формат также есть в европейских странах и имеет свою устойчивую аудиторию.
Радио не сможет сделать певца популярным
Пресловутого правила "75% белорусской музыки" в эфире FM-радиостанций уже нет. "В принципе, его недолго придерживались в классическом математическом смысле 75%. Сейчас радиостанции должны играть 30% белорусской музыки (по количеству песен) в промежуток с 7.00 до 19.30", - рассказывает Александр Ожинский.
Проблема в том, что правило "75%" вводилось для популяризации белорусских исполнителей, которые считали, что их целенаправленно не пускают на радио и телевидение и поэтому люди их не знают.
"Насколько эффективным была эта мера – надо спросить у самих исполнителей. Стали ли из больше слушать? Чаще ходить на концерты? Покупать их треки на стриминговых сервисах? Стали ли они, в конце концов, больше зарабатывать?" - говорит продюсер.
Радио "раскрутить исполнителя не может, уверен Александр Ожинский. Благодаря постоянной ротации на радиостанциях узнаваемой может стать песня. А популярность исполнителя – это работа его команды, PR, маркетинг, создание бренда.
Как Relax стало белорускоязычным
Радио Relax, главным редактором и генеральным продюсером которого является Александр Ожинский – единственная на сегодня коммерческая FM-радиостанция на белорусском языке.
"Получилось это достаточно случайно: когда я готовил "упаковку" для новой радиостанции, мне не хватало слов для того, чтобы радио звучало мягко. Казалось, что подводки звучат несколько агрессивно. А когда перевели их на белорусский язык – все стало на свои места и радио зазвучало легко и спокойно. Вот такое волшебство белорусского языка мы и решили оставить", - рассказывает продюсер.
В целом, Relax – это радио настроения, отмечает собеседник. Это радиостанция не столько про музыку, сколько про эмоции. Наша задача помочь слушателю ощутить легкость и спокойствие, забыть о повседневной суете.
Впрочем, есть и определенные проблемы, связанные с белорусским языком. "Самая большая заключается в том, что очень сложно найти людей, которые могут красиво писать на белорусском языке! Говорить – это еще полбеды. А вот делать действительно сочные тексты на матчынай мове – это настоящее искусство, которое доступно очень немногим", - признается продюсер.