Сегодня Эллочка-людоедка из “Двенадцати стульев” могла быть не комическим персонажем, а уважаемым мемологом. Ей бы хватило тридцати слов, чтобы получать до 5 тысяч рублей в месяц за смешные иллюстрации с ёмкими фразами. Именно столько в пересчете на белорусские рубли может зарабатывать пикчер - на лайках и рекламе. Точнее - на нашей любви к мемам.
Как “примитивному” визуалу - эмодзи, стикерам и мемчикам - удалось захватить мир всего за несколько лет? Значит ли это, что мы повально тупеем? И какое будущее ждёт коммуникацию - отказ от текста и возвращение к символам? Порассуждали об этом вместе с экспертом.
Всё началось с зоологии
Термин “мем” появился еще в 1904-м году! Правда, к смешным картинкам он отношения не имел. Немецкий зоолог Рихард Земон обозначил этим словом способность к созданию копий, репликацию. Но спустя 70 лет термин возродил эволюционный биолог Ричард Докинз и в своей книге “Эгоистичный ген” написал о том, что мем - это единица информации, визуальная, текстовая, смысловая, которая значима для культуры. Вот такое серьезное начало было у “несерьезной” индустрии забавных картинок, которая выстрелила в середине 2000-х.
Почему эта жила стала золотой
Нашу любовь к мемам уже пытались препарировать нейробиологи, психологи и лингвисты. Подвести под “Наташа, вставай, мы всё уронили!” серьёзную научную базу пока не удалось, но все исследователи сходятся на том, что мемы так популярны, потому что:
Это сжатый смысл в максимально удобной упаковке
Дарья Радченко, старший научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС, уверена, что именно поэтому мемы попали в тренды. Они пришли на смену анекдотам, которые “такие длинные, что пока дочитаешь - уже не смешно”. Дарья пишет, что сейчас в простую картинку, которую считываешь сразу, не тратя время, упакована не одна, а множество спонтанных, ситуативных шуток и месседжей, понятных огромному количеству людей.
Они дают нам позитивные эмоции, не требуя серьезной концентрации внимания
Нашему мозгу нравится смеяться, а мемы - это всегда смех, пусть иногда и в формате черного юмора. При этом - смешно становится сразу, в отличие от просмотра комедий, стендап-шоу или чтения юмористических книг, где долгий задел не гарантирует смешной развязки.
Это новый фольклор
Когда речь идет о смешных картинках, мы не просто пассивные наблюдатели, а в каком-то роде “сотворцы”, ведь мы дополняем их новыми, личными смыслами. И в этом для нас кроется большая ценность.
Больше того, по мнению исследователей, вполне возможно, что в будущем по нашим мемам будут считывать культурный код поколения (да-да, по Карлам, Наташам и Ждунам) - нравится нам это или нет. Ведь универсальность и популярность мемов показывает, что попадает в фокус внимания людей.
Означает ли популярность мемов, что мы тупеем?
Этот вопрос мы задали Татьяне Славинской-Пузыревич, ученому, исследователю мозга и популяризатору науки:
В какой-то момент нам становится невероятно сложно ориентироваться и лавировать в огромном потоке информации. Емкость мозга ограничена - и он начинает отбрасывать целые блоки информации, которую не успевает переработать. А сочетание визуального образа и текста всегда воспринимается мозгом эффективнее. В картинке наш мозг видит отсылки к окружающей его реальности - и реагирует на это позитивно. Считывает смысл и готов с ним работать.
То есть, мем не исключает других форм коммуникации и не съедает наше время, а наоборот экономит его, сохраняя ресурсы мозга для более важных задач. Стереотипное представление о том, что картинки, в отличие от текстов, “это для тупых” - вообще ни на чем не основано.
Картинка предполагает большую плюральность смыслов, нежели текст. Для ее интерпретации нужен серьезный бэкграунд. Так что, всеобщая истерия от того, что мы деградируем и вымрем, потому что пропускаем знаки препинания и заглавные буквы, используем эмодзи, стикеры и мемы вместо того, чтобы подробно описывать свои эмоции - не имеет под собой почвы, мозг устроен гораздо сложнее.
Стоит ли использовать смешные картинки в работе?
Если мемы - это отнюдь не признак низкого интеллекта, а просто новый способ упаковки смысла, может, их целесообразно использовать в рабочей коммуникации? Исследователи говорят: да! Стикер, наклейка, мем - это жест “я свой”, который может помочь наладить диалог, сократить дистанцию и снизить градус напряжения в деловом общении. Но важно соблюдать правила:
1. Оцените настроение вашего собеседника и выберите подходящий момент;
2. Никогда не переходите границу между юмором и пошлостью или откровенной “чернухой”;
3. Подумайте, знает ли человек контекст и поймет ли он, в чем соль этой шутки;
4. Верно считывайте реакцию коллеги на ваши шутки - и сворачивайте их, если они не находят отклика;
5. Не “баяньте”: мода на смешные картинки меняется быстро, и если вы хотите быть остроумным и уместным - надо уметь подхватывать тренды.
Например, вы можете пройти в Инстаграм викторину по нашему офисному стикерпаку - и угадать, верно ли вы считываете невербальный юмор.
Мы вам - стикер без поясняющей подписи, а вы - угадываете посыл. Играем?