Второй день XVI Международного фестиваля исторической реконструкции "Наш Грюнвальд" вобрал в себя средневековые развлечения, мастер-классы и, конечно, сражения – от боев без правил до конного турнира. Последний стал самой эпичной частью мероприятие. 10 всадников в доспехах участвовали в дуэлях на трехметровых копьях… Кто удержался в седле и победил? Читайте в нашем репортаже.
Конный рыцарь
“Современные доспехи позволяют минимизировать травмы”
Воскресное утро в Музейном комплексе “Дудутки” выдалось пасмурным и неспешным. Народ постепенно подтягивался к площадке возле главной сцены. Программа началась с турниров копейщиков и алебардистов.

Турнир копейщиков
После них – профессиональные рыцарские бои, формат которых сравнивают со средневековым ММА (смешанными боевыми искусствами). Здесь разрешены удары руками, ногами и щитом, а также броски. По сути, это бои без правил, да еще в полном железном снаряжении.

Помня о спортивных бугуртах в первый день, тоже достаточно жестких, решили узнать, насколько всё это опасно для участников.
Читайте также:
"Всё, как 615 лет назад". Рассказываем, как прошёл первый день фестиваля “Наш Грюнвальд”

– Современные доспехи позволяют минимизировать травмы, поскольку они очень трансформировались со времен Средневековья. В реконструкцию мы берем аналоги древнего снаряжения и добавляем какие-то элементы. Например, более толстое железо и скрытые защиты. Поэтому спортивные бугурты не такие травматичные, как это кажется со стороны. Могут внутренние растяжения быть, но внешне воины хорошо защищены, – рассказывает руководитель спортивно-исторического клуба “Снежный барс”, чемпион Беларуси по средневековому фехтованию Максим Филоненко.
Читайте также:
Максим Филоненко
Примерно то же самое мы услышали и про смешанные состязания.
– В боях без правил воины сражаются легким клинковым оружием – мечи весят по 1, 2 кг, – добавляет Дмитрий из клуба исторической реконструкции Вилькомир.

Однако за бойцов всё равно было страшно. Сталь звенела громко, а от ударов, казалось, вот-вот пойдут искры!

Сделать сувенир и понаблюдать за работой мастеров
Зарядившись адреналином, решили посмотреть, как проходит мирная жизнь. Зашли в город ремесленников. Рассматривать самобытные и аутентичные товары – тоже отдельное развлечение.


Не смогли пройти мимо мастер-класса по изготовлению цветочных магнитов. На фестивале можно было не только купить диковинную вещь, но и создать ее самому. А также понаблюдать за работой мастеров.

Как проходил конный турнир?
Но вот около ристалища становится всё больше и больше людей, которые стремятся занять места, откуда будет лучше виден конный турнир – “фишка” второго дня мероприятия.

– Я профессиональная всадница, на “Нашем Грюнвальде” – завсегдатай. Особая благодарность организаторам за лайнап концерта – группы “Эпидемия”, “Дом ветров”, “Катарсис”, “Тролль Гнет Ель”. На сцене собрались целых четыре моих любимых коллектива, я в полном восторге, – рассказывает участница конного клуба “Золотая шпора” Екатерина.
Екатерина
Суд дам – прекрасные леди не только вдохновляли рыцарей, но и следили, чтобы те вели себя достойно на поединках.
И вот, наконец, зрители расступаются, чтобы на площадку могли пройти 10 конных рыцарей из России и Беларуси. Лошади нервничают, да и мы тоже. А вот воины внешне спокойны и собраны.


От сражений не оторваться. Всадники галопом несутся друг на друга, копья ломаются и разлетаются в стороны, воздух словно дрожит от происходящего.

Турнир был разбит на несколько этапов. Задача воинов – сломать свое копье о щит противника или выбить его из седла. За это и начисляли очки.


У соперников было для этого по три сшибки (поединка) на коронелях.
Коронель – это наконечник с 3-мя или 4-мя довольно острыми зацепами, которые не дают копью соскользнуть. Они цепляются за щит или доспех противника, но глубоко не проникают. Конные поединки с использованием такого оружия называются джостингом.
Трудно сосчитать, сколько во время турнира было сломано копий
Но порой этого количества сшибок было не достаточно – получалась ничья. И тогда проводили дополнительные. Так, например, Никита Овсиев из Питера, победитель прошлого конного турнира “Нашего Грюнвальда”, и руководитель конного клуба “Золотая шпора” Павел Калинков сражались 5 раз. В итоге большее число баллов всё же досталось Павлу.
Павел Калинков
Победа в конном турнире – командная работа
А победителем по итогу всего конного турнира стал 37-летний Алексей Тихонов, также известный как Алекс фон ЭрДэ, из Санкт-Петербурга. В конных состязаниях он участвует три года. Девиз рыцаря: “Щедрость и доброта”.
Алексей Тихонов
– Турнир был отличным, собралось очень много хороших рыцарей. Мне повезло с лошадью, от меня же требовалось просто не накосячить. А шанс допустить ошибку в джостинге очень велик – одно неосторожное движение, и ты попадешь не в щит противника, а в его коня. Мы стараемся всеми силами этого избегать, – рассказывает Алексей.
Алексей Тихонов
Боевого напарника для турнира, на котором сражался Алекс фон ЭрДэ, рыцарю предоставил конный клуб “Золотая шпора”. С этим мерином он “сотрудничает” второй раз.
– Впервые я сел на него сел весной на одном из реконструкторских мероприятий. Мне понравилось, как этот белорусский конь смело скакал через чащу, и я подумал, что было бы здорово взять его на турнир. Вообще Паша (Павел Калинков – руководитель “Золотой шпоры”) всегда старается гостям дать лучших лошадей. А сам часто садится на менее подготовленных.

Также Алексей отмечает, что победа в конном турнире – это не заслуга одного рыцаря, а командная работа. Многое зависит от снаряжения, от того, как тебе помогают на поле, от лошади и, конечно, от удачи.

Реконструкцией Алексей Тихонов занимается около 20 лет. Сначала участвовал в пеших боях, но постепенно пришел и к конным.
– Первое время я регулярно падал с лошади, и организаторы турниров шутили, что зовут меня потому, что я красиво вылетаю из седла, – смеется Алексей. – Сегодня всё прошло без встреч с землей.

Фестиваль закончился на позитивной, даже торжественной ноте. Атмосфера праздника так захлестнула “Дудутки”, что кто-то решил сделать предложение своей даме сердца. И она его приняла.

Автор: Наталия Некрашевич, фото: Христина Лузай
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.