Вы знаете, что такое "нетикет"? Это взаимодействие посредством гаджетов (от англ. net - сеть). То, как мы общаемся в чатах, ведем деловую переписку, грубим и извиняемся в сети. С помощью тренера по деловому этикету, культуролога Оксаны Зарецкой мы составили условный свод правил общения в мессенджерах. Обсудили и капслок, и гифки, и отсутствие знаков препинания.  

Оксана Зарецкая.jpg

Сетевой моветон: что не стоит делать согласно нетикету? 

  • Требовать моментального ответа на все запросы. 
  • Заваливать других потоком сообщений. 
  • Отправлять любые рабочие сообщения раньше 9 утра и после 6-7 вечера в будни, если это не обусловлено общим рабочим графиком. Вы можете думать: какая разница, когда я отправляю сообщение - человек прочитает на работе. Но все обновления, оповещения очень нас беспокоят. Поэтому даже если у вас есть доступ к человеку 24/7, следует его регулировать рабочим графиком. 

Директор_мелко.jpg

С учетом того, что коллеги и партнеры сегодня могут быть хоть из Африки, хоть из Бразилии, хоть из Китая, следует регулировать контакты часовыми поясами, удобными обеим сторонам. Понятно, что разница в 8-9 часов доставляет массу неприятностей, и кто-то будет выпадать из привычного для него расписания. Это не катастрофа, главное, чтобы это происходило по договоренности. 

Есть способ обозначить приемлемые для вас границы - в профиле указать рабочее время. Например, наш интернет-магазин работает с 9 утра до 9 вечера. Это означает не то, что у вас могут заказать товар только в этот время, а то, что вы гарантируете ответ в этот промежуток времени. 

Нетикет групповых чатов: что хорошо, а что плохо?

  • Нельзя добавлять людей в чат без их согласия. Если вы создаете чат, чтобы вам было удобно за один раз отправить пару файлов на 50 человек - это говорит о вашей невоспитанности. То, что комфортно в данном случае для вас, неудобно для других. 
  • Чат должен быть мотивированным. У каждого чата есть цель. И вопросы должны обсуждаться только по конкретной теме
  • После того, как вопрос решился, чат надо удалять. (Мы про это забываем, и у нас где-то внизу ленты живут такие вот "мертвецы"). 
  • Если у вас возник личный разговор с человеком из чата, следует перейти в личные сообщения, а не обсуждать тему на глазах всего чата. 
  • Отвечать на приветствие в большом групповом чате лучше не сообщением, а реакцией (лайком и т.д.).  Представьте, вы поздоровались в чате, где состоят 50 человек и получили 50 “добрых утр” в ответ. 

Чат_мелко.jpg

Сообщения голосом - отправлять или нет?

Правила этикета рождаются из удобства. То, что удобно большей части сообщества, становится правилом. Если в чате есть много разночтений относительно восприятия голосовых сообщений, значит это моветон. Если это не нравится большинству, хотя очень удобно вам - это моветон. 

Но что делать, если вы оказались в ситуации, когда не можете писать, а сообщение срочно надо отправить? 

  • Вначале извиниться: “Друзья прошу простить, что голосом, нет возможности написать”. 
  • Звуковое сообщение, в котором содержатся цифры, адреса, имена, желательно продублировать текстом. 
  • Лайфхак: использовать функцию цифрового набора текста - зажимаете значок микрофона, надиктовываете текст вместе со знаками препинания. 

Когда звуковые сообщения приемлемы? 

  • Когда речь идет об обмене мнениями. (Например, у меня есть звуковые чаты, где мы с друзьями, коллегами говорим об искусстве, восприятии современной культуры. И наши сообщения на 5-7 минут - это рассуждения вслух, которые нет смысла излагать тестом. Вы прослушиваете звук в удобное время).

Длинное или короткое: каким должен быть размер сообщения? 

Если речь идет об обмене репликами, мессенджер учит выражаться лаконично, четко, с минимумом лишних слов, рассуждений. Это укладывается в 3-4 строчки на компьютере или 10 на смартфоне - размер, который нам комфортно читать, пока текст не сворачивается в “еще”.

 

Когда имеет смысл отправить “простыню”? 

  • Когда человеку может потребоваться это сообщение целиком скопировать. Например, вы отправляете адрес и пояснения, как добраться до места. 
  • Когда речь идет о цитате или вырезке из текста

Эмодзи, гифки, реакции, стикеры: можно использовать в деловой переписке?

Скобку в конце фразы предлагал ввести еще господин Набоков и это не является нарушением норм делового этикета. 

Эмодзи часто необходимы в деловом общении, так как мы лишены возможности считывать эмоции в коротком сообщении. В пылу работы, окруженные массой проблем, мы не всегда способны адекватно оценить сообщение, которое внезапно прилетает.Оно может показаться грубым или странным. А маркёр эмоций в этом поможет - улыбка-скобка способна снять многие вопросы. 

Относительно стикерпаков, гифок и т.д. - все зависит от официальности канала. Если это серьёзный разговор, где надо держать лицо, проявлять авторитет, демонстрировать свою статусность и отстраненность - гифки и стикерпаки будут неуместны. Но если вы хотите расслабить атмосферу, если не хотите указывать на сложную, строгую иерархию внутри группы, а хотите показать, что здесь все очень просто и легко, гифки и стикерпаки могут этому способствовать.

Гифка_мелко.jpg

КАПСЛОК, несколько восклицательных и вопросительных знаков. Что считается грубостью? 

Капслок - это крик. Восклицательные знаки - это тоже крик. Крик - это когда мы по одной букве или по одному слову отправляем человеку сообщение: 

СДЕЛАЙ ЭТО СРОЧНО_мелко.jpg

Все это в деловой переписке лучше не использовать. Но важно не зайти на противоположную стезю. Например, всерьез может обсуждаться, что наличие точки в конце абзаца является синонимом фразы: “разговор окончен”... 

Что делать, если возникло сетевое недопонимание? 

Любой гаджет всегда ухудшает качество коммуникаций! Если у вас возникает определенное недопонимание с одной стороной - смените канал связи. Вы начинаете орать друг на друга по телефону - перейдите в мессенджер. У вас в мессенджере накал - возможно вам надо лично встретиться. Смена канала связи как бы перезагружает ваши отношения. 

Когда олдскульная электронная почта предпочтительней мессенджера? 

Электронная почта сегодня - это способ зафиксировать договоренности и обменяться документами. А текущие обсуждения могут идти в рамках мессенджера. Почему? 

Предположим, вы согласовываете дизайн новой афиши. Если вы будете с дизайнером оправлять справками картинки, это займет массу времени и половину вашего почтового ящика. Это удобнее делать в мессенджере, где вы сразу видите скриншот и вносите правки. Но с точки зрения безопасности и фиксирования информации договора не стоит отправлять через мессенджер. Вы переустанавливаете Whatsapp и у вас удаляется вся переписка. Все, что вы до этого отправляли, исчезает. А удалить письмо без следов невозможно - оно точно останется у второй стороны. 

Смартфон. Почему люди кричат, когда говорят по мобильному? 

Громкий разговор.png

Есть особенность цифрового общения - если мы говорим на камеру или по телефону - мы говорим громче, потому что у нас возникает ощущение преграды. Это надо учитывать, когда мы говорим по телефону, идя по улице, на остановке, в транспорте, в общественном месте. Все наше внимание направлено в эту трубку, и мы не понимаем, что десятки людей вокруг нас прекрасно слышат. Мы начинаем обсуждать по телефону то, что с глазу на глаз, возможно, говорили бы шепотом. 

Как с помощью мобильного телефона закончить оффлайн общение? 

Уткнуться в телефон. Это способ показать, что беседа закончена или она слишком скучна. Это инструмент воздействия, главное, пользоваться им осознанно. А если вы неосознанно не отрываетесь от телефона - это уже ваша невоспитанность. 

Автор Юлия Кочубей