Как искусственный интеллект влияет на детское воображение? Почему не стоит запрещать детям гаджеты, и в какой момент творчество превращается в простое потребление контента? Об этом в рамках познавательного цикла “Искусственный интеллект и дети” рассказала ученый-когнитивист, популяризатор науки Татьяна Славинская-Пузыревич.
Материал подготовлен в коллаборации с умным помощником PomogAI от МТС.
Полное интервью с Татьяной Славинской-Пузыревич смотрите на нашем YouTube-канале:
“Полностью ограничивать детей в гаджетах нельзя”
Татьяна уверена, что искусственный интеллект может стать мощным инструментом развития, если использовать его правильно.
– Я из тех специалистов, которые категорически против запретов. Нужно регулировать использование ребенком современных технологий, направлять его. Рекомендации экспертов гласят: детям до 3-х лет – никаких гаджетов, после – только большие экраны, например, телевизор, но никак не смартфон. В школьном возрасте компьютер, планшет, телефон воспринимаются уже как учебные инструменты. Сегодня гаджеты – незаменимые помощники в образовании, каким когда-то был калькулятор. Поэтому полностью ограничивать детей в девайсах – значит ограничивать их развитие.
Татьяна Славинская-Пузыревич
Если ребенок задает нейросети вопросы, ответы на которые открывают для него новый мир – например, искусства, литературы – это, безусловно, развивает его воображение, говорит ученая.
– Но дети редко задают сложные вопросы. Для того чтобы научиться это делать, ребенку нужно пройти большой путь. Важно, с кем он общается, какие книги читает, что видит вокруг. И все это – ответственность взрослого.
“Влияние искусственного интеллекта на воображение ребенка зависит от того, как он взаимодействует с технологиями”. Фото: maryjanekids.ru
“Люди непредсказуемы – они дарят мозгу миллионы микрореакций”
Живое общение невозможно заменить разговорами с пусть и всепонимающими, но роботами, убеждена специалист.
– Люди непредсказуемы. Речь, интонация, жесты, мимика человека – все это “дарит” мозгу ребенка миллионы микрореакций и сигналов, которые необходимы для его развития. Нейросеть этого дать не может.
Человеческий мозг эволюционно ориентирован на социальное взаимодействие. Пусть мы уже вовсю “купаемся” в мире нейросетей, но сознание так и не успело адаптироваться к искусственным системам.
Эксперт называет уход в виртуальное общение “когнитивным огрублением” и “эволюционным проигрышем”. “Когда мы перестаем взаимодействовать с людьми, наш мозг теряет “программы”, которые отвечают за развитие”.
“Когда ребенок задает вопросы – он творит”
Граница между творчеством и пассивным потреблением контента проходит там, где теряется вопрос “почему”, считает Татьяна.
– Когда ребенок исследует, задает вопросы, анализирует и пытается что-то создать на основе увиденного – это творчество. Когда же он лишь безусловно принимает готовое – творчество уходит.
Творчество заканчивается там, где исчезает вопрос “почему. Фото: new-tone.uz
Главный способ сохранить детскую фантазию – развивать критическое мышление, убеждена эксперт.
– Сегодня нет проблемы получить информацию. Вопрос, как с ней работать. Подростки используют ChatGPT для написания текстов, например, но не принимают все на веру – они перепроверяют факты. Это умение – работать с искусственным интеллектом при помощи самого искусственного интеллекта – и есть новый виток в развитии отношений человека и современных технологий.
Нет проблемы получить информацию, вопрос, как с ней работать. Фото: new-tone.uz
“Дворового детства уже не будет”
По словам ученой, дети практически перестали играть во дворах. Даже если они выходят на улицу, то зачастую сидят рядом друг с другом, но каждый в своем смартфоне.
– Поколение альфа – дети до 14 лет – прекрасно интегрированы в цифровую среду и осознают, что для эффективности нужно движение. Они гуляют, чтобы “лучше думать”, но предпочитают делать это в одиночестве, – рассказывает Татьяна. – Того дворового детства, которое помнят родители этих детей, уже не будет.
“Искусственный интеллект может стать мощным инструментом развития ребенка, если использовать его правильно”
В заключение беседы ученый-когнитивист отмечает, что современные подростки воспринимают искусственный интеллект уже не как конкурента, а как партнера.
– Это похоже на разговор со сверстником, который много знает, может ошибаться, с ним интересно спорить и проверять факты, – говорит Татьяна.
Партнер проекта – умный помощник PomogAI от МТС. Новый сервис объединяет последние версии популярных нейросетей и доступен на любом устройстве без дополнительных настроек. С его помощью все абоненты МТС могут быстро находить информацию, анализировать данные, переводить тексты, составлять документы, планировать тренировки, подбирать рецепты, а также генерировать изображения. Протестировать умный помощник в течение суток можно абсолютно бесплатно на сайте pomogai.mts.by.
Автор: Екатерина Асмыкович
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.