Дети все чаще обращаются за поддержкой не к родителям, а к виртуальным собеседникам. Однако хоть ChatGPT и утешает их, вместе с тем – лишает реального опыта и чувств. В интервью для познавательного цикла “Искусственный интеллект и дети” ученый-когнитивист, популяризатор науки Татьяна Славинская-Пузыревич рассказала, почему это может привести к эмоциональной изоляции, и что делать в таком случае родителям.
Цикл подготовлен Smartpress.by в коллаборации с умным помощником PomogAI от МТС.
Полное интервью с Татьяной Славинской-Пузыревич смотрите на нашем YouTube-канале:
“Виртуальный собеседник всегда доброжелателен”
– Для детей фразы “спасибо”, “мне приятно с тобой разговаривать” звучат одинаково искренне – независимо от того, произносит их мама или умная колонка, – говорит Татьяна.
Уже сейчас можно наблюдать, как дети зачастую ищут эмоциональную поддержку не у родителей, а у ChatGPT. Ведь виртуальный собеседник всегда доброжелателен, он не критикует и никогда не отказывает в общении.
Дети часто ищут эмоциональную поддержку не у родителей, а у нейросети. Сгенерировано агентом-иллюстратором ChatGPT
Но каким бы милым ни казался голос “Алисы”, нейросеть негативно влияет на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Ведь он формируется только при живом взаимодействии. Мозг ребенка считывает микровыражения лица своего реального собеседника, интонацию, силу прикосновений – так он познает других.
Татьяна Славинская-Пузыревич
– Дети должны видеть, как взрослые раздражаются, радуются, грустят. Тогда они понимают, что значит “я злой”, а что – “я просто устал”. Здорово, когда родители проговаривают ребенку свое внутреннее состояние: “я тебя люблю”, “я расстроен, потому что ты так и не помыл за собой чашку”, – поясняет эксперт.
Осознать, что нейросеть “чувствует” не по-настоящему, ребенок сможет лишь с возрастом. А пока этого не произошло, взрослый на собственном примере должен показывать, что такое эмпатия.
Дети должны видеть, как взрослые раздражаются, радуются, грустят. Так формируется эмоциональный интеллект. На фото: герои из мультфильма “Головоломка 2”, источник: shopudachi.ru
Выстраивайте доверительные отношения с детьми, опирайтесь на их интересы
Если ребенок делится своими секретами только с нейросетью, это может привести к социальной изоляции.
Психологи отмечают: дети, которые лишены контакта с родителями, их поддержки, чаще сталкиваются с депрессией, конфликтами со сверстниками и риском девиантного поведения. Пока нет поколений, которые полностью выросли на взаимодействии с нейросетями, но прогнозы уже тревожные. Поэтому родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком и грамотно выстроить его общение с искусственным интеллектом, особенно в младшем возрасте.
Если ребенок делится своими секретами только с нейросетью, это может привести к социальной изоляции. Сгенерировано агентом-иллюстратором ChatGPT
– Когда родители говорят: “Убери телефон, садись читать” – ребенок воспринимает это как лишение удовольствия. Даже если вы любите книги, попробуйте сами выйти из соцсетей по команде – вам тоже будет неприятно, – замечает Татьяна. – Жесткие ограничения не решают проблему, а лишь усиливают зависимость от виртуального общения. Как говорится, запретный плод сладок. Решение – постепенно убирать технологии из жизни ребенка.
Эксперт уверена: чтобы дети не “уходили” в нейросети с головой, их офлайн-жизнь должна быть насыщенной и интересной.
– Родителям стоит опираться на интересы ребенка – предоставить им возможность посещать кружки, творческие студии, научные клубы, спектакли. Тогда искусственный интеллект станет не заменой реальности, а расширением мира ребенка, – говорит ученая.
Партнер проекта – умный помощник PomogAI от МТС. Новый сервис объединяет последние версии популярных нейросетей и доступен на любом устройстве без дополнительных настроек. С его помощью все абоненты МТС могут быстро находить информацию, анализировать данные, переводить тексты, составлять документы, планировать тренировки, подбирать рецепты, а также генерировать изображения. Протестировать умный помощник в течение суток можно абсолютно бесплатно на сайте pomogai.mts.by.
Автор: Екатерина Асмыкович
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.