“ChatGPT может быть детям и другом, и учителем. Но может и навредить. Важно, как родители научат ребенка пользоваться этим современным инструментом”, – убеждена ученый-когнитивист, популяризатор науки Татьяна Славинская-Пузыревич. В интервью для познавательного цикла “Искусственный интеллект и дети” специалист рассказала, почему малыши верят, что ИИ – живое существо, как нейросети влияют на развитие детей и зачем родителям дозировать цифровое общение ребенка.
Цикл подготовлен Smartpress.by в коллаборации с умным помощником PomogAI от МТС.
Полное интервью с Татьяной Славинской-Пузыревич смотрите на нашем YouTube-канале:
“Малыши считают “Алису” живым собеседником”
Дети воспринимают ИИ по-разному. Все зависит от возраста, объясняет Татьяна:
– Для подростков это инструмент: решить задачу по математике, написать реферат. А вот малыши относятся к ИИ как к живому существу, собеседнику, только в другом “теле”. Ведь они никогда не жили в мире без таких “друзей”. Например, без голосовых помощников вроде “Алисы”.
Татьяна Славинская-Пузыревич
Эксперт уточняет: чем младше ребенок, тем он уязвимее. И тем выше вероятность подмены реального общение виртуальным.
– У малышей когнитивный аппарат (совокупность психических процессов человека – внимание, память, мышление, речь, которые позволяют познавать мир и самого себя – Прим. редакции) только формируется. Они не всегда понимают, что именно спрашивают у ChatGPT, и, соответственно, по-своему интерпретируют ответ.
Подростки, напротив, уже способны уточнять и анализировать, для них ИИ становится информационным помощником.
Учитель, но не наставник
Может ли робот заменить учителя? В роли транслятора знаний – да, считает Татьяна:
– Искусственный интеллект отлично справляется с задачей “объяснить”. Но хороший педагог всегда сильнее: он видит тему под разными углами и вызывает “когнитивный конфликт”. А это тот самый внутренний спор, который развивает мозг человека.
Для подростков ChatGPT – информационный помощник. Фото: gradicciones.com
“ИИ всегда хвалит, и это плохо”
– Всезнающий алгоритм вызывает у детей эффекты привыкания и “поглаживания”: робот всегда дает положительную обратную связь, что бы ребенок ни спросил или ни сказал. Нейросеть не умеет критиковать. Это приятно, но с точки зрения эволюции – вредно. Ведь развитие происходит, когда ты сталкиваешься с несогласием, с тем, что бываешь не прав, – объясняет ученая.
”Развитие ребенка происходит тогда, когда он бывает не прав”
Постоянная похвала ведет к размыванию границ реальности: ребенок перестает различать, что безопасно, а что нет. А еще у него не формируется “вектор роста” – понимание, куда двигаться дальше.
– В итоге мы получаем эмоционально незрелого ребенка, который не готов к конфликтам и плохо умеет взаимодействовать с людьми, – говорит специалист.
Постоянная похвала ребенка ведет к размыванию границ реальности. Фото: ru.freepik.com
“Дети, которые не ограничены в цифровом общении, развиваются медленнее”
По данным исследований, дети, которые не ограничены в цифровом общении, развиваются медленнее. “Они позже начинают говорить, у них хуже развито воображение и эмоциональный интеллект”, – рассказывает эксперт.
Зависимость от ИИ можно распознать по поведению. Если ребенок не может и пары часов обойтись без “умного друга”: нервничает без планшета или телефона, становится раздражительным, плохо спит – это тревожный сигнал.
Зависимость от ИИ можно распознать по поведению. Фото: b17.ru
“Родитель должен дозировать общение ребенка и нейросети”
Если пользоваться ИИ неграмотно, то он может формировать у детей искаженное представление о дружбе, убеждена эксперт:
– Робот всегда на стороне ребенка, он поддержит в любой ситуации. У детей очень быстро формируется привязанность к искусственному интеллекту. Сегодня некоторые дети с “Алисой” разговаривают охотнее, чем с мамой или папой. Но такая “дружба” обесценивает настоящие отношения.
Чтобы дети поняли эту разницу, специалист рекомендует родителям говорить с ними, объяснять, что ИИ – не личность, а инструмент. А лучше и вовсе показывать на собственном примере, что такое дружба. Дети копируют поведение взрослых, которые находятся рядом.
“Родители ответственны за то, чтобы их ребенок не провалился в виртуальное общение”
– Чтобы ребенку было безопасно в мире современных технологий, его мозг должен “дозреть” до понятий опасности, альтернативной точки зрения. Пока этого не произошло, именно родитель обязан дозировать общение своего малыша с нейросетью. И здесь важно постоянно проговаривать детям, для чего вы это делаете, что это во благо ребенка, – подытоживает Татьяна.
Партнер проекта – умный помощник PomogAI от МТС. Новый сервис объединяет последние версии популярных нейросетей и доступен на любом устройстве без дополнительных настроек. С его помощью все абоненты МТС могут быстро находить информацию, анализировать данные, переводить тексты, составлять документы, планировать тренировки, подбирать рецепты, а также генерировать изображения. Протестировать умный помощник в течение суток можно абсолютно бесплатно на сайте pomogai.mts.by.
Автор: Екатерина Асмыкович
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.