“Мы учим не для школы, а для жизни. Сейчас сами всё увидите”, – встречает нас в небольшом уютном кабинете Дмитрий Шуканов, педагог, психолог, специалист по личностному развитию и мотивации, руководитель столичного центра развития для мальчиков “Друзья”. О том, зачем подростку учиться разводить костер и колоть дрова, как бороться с буллингом и почему отец играет ключевую роль в жизни сына – в нашем репортаже с группового занятия для подростков “Уроки мудрости”.

1-Групповое занятие Уроки мудрости и мужества в центре развития Друзья проводится для парней 14-17 лет.jpgГрупповое занятие “Уроки мудрости” проводится для парней 14-17 лет

“Вас шантажируют родители?”

На занятии присутствуют парни 14-17 лет. И первый вопрос, который у нас возникает, добровольно ли ходят сюда ребята? Кажется, последнее, чего хочется в их возрасте, так это лекций на тему “как нужно жить”. “Вас чем-то шантажируют родители?” – шутим мы. 

– Шантаж – это открытая угроза причинить вред, если не выполняешь определенные требования. Вы, думаю, спрашиваете про манипуляцию – скрытое давление на человека, чтобы он что-то сделал, – вступает в разговор Артур. – Мы ходим сюда по собственному желанию (улыбается).

2-Руководитель столичного центра развития для мальчиков Друзья Дмитрий Шуканов.jpgДмитрий Шуканов

– Не удивляйтесь. Парни уже ориентируются в базовых психологических терминах, – замечает наше смятение Дмитрий Шуканов. – На встречах мы разбираемся, как правильно выстраивать отношения с противоположным полом, изучаем основы конфликтологии, тайм-менеджмента, знакомимся с эмоциональным интеллектом и критическим мышлением. На занятиях формируем полезные прикладные навыки, которые помогут подростку правильно войти в юношеский возраст, а потом и во взрослую жизнь. 

Артуру 17 лет. В Центре он четыре года, ответственно ведет конспект, куда записывает “разные психологические штуки”. “Я пришел сюда закомплексованным. Но здоровое общение в коллективе, практические занятия и интеллектуальный троллинг сделали свое дело. Я стал раскрепощенным, целеустремленным да и в целом интересной личностью”, – делится юноша.

3-Слева направо воспитанники Центра Егор и Артур.jpgСлева направо: воспитанники Центра Егор и Артур

– Артур был интеллектуальной тихоней, – вспоминает Дмитрий. – А сейчас вон как бодро говорит с вами: всё по делу и не боится смотреть в глаза. Артур верно сказал про IQ-троллинг. Когда троллинг “качественный” и “по правилам”, он учит замечать свои слабые стороны и работать над ними. Но важно помнить, что легкие подколки и подтрунивания возможны только при сложившихся доверительных отношениях в группе.  

“Друзья” существуют уже шесть лет. У Центра есть семь филиалов в Минске, в них занимаются ученики от 7 до 17 лет. Темы занятий продумывает руководитель группы, но предлагать их могут и сами ребята. Например, в сентябре парни захотели поговорить о конструктивной критике и о том, как не бояться делать ошибки. 

4-Дмитрий Шуканов с воспитанниками.jpgДмитрий Шуканов с воспитанниками

“Школа – рай для травли”

– А я был не уверен в себе и постоянно глупо отвечал на любые вопросы, – смеется 16-летний Егор. – В школе меня буллили. Считаю, что школа – рай для травли. Дети – жестоки. Благодаря Дмитрию и программе я изменил свое отношение к данной ситуации, приобрел навыки психологической самозащиты, и уже не так легко поддаюсь на провокации со стороны сверстников. 

Чтобы научиться защищаться, надо сначала понять ситуацию: почему так происходит, из чего она состоит, объясняет Дмитрий. “Я смогу отремонтировать машину, только тогда, когда буду знать, как она устроена”, – приводит пример. 

5-Матвей рассказывает что столкнулся в школе с буллингом.jpgМатвей рассказывает, что столкнулся в школе с буллингом

Матвею – 15 лет. Он, как и Егор, столкнулся с травлей в школе. “Кажется, меня ненавидели все мои одноклассники. Даже били. Я поменял несколько школ. В “Друзьях” я наконец-то выработал в себе внутренний стержень. Если кто-то сейчас надо мной подшучивает, например, я воспринимаю это спокойно, могу сам с себя посмеяться”, – делится парень.

6-В центре развития для мальчиков Друзья.jpg

– Конечно, раскрываются ребята друг перед другом не сразу. Группа должна сложиться, этой группе уже два года, они опытные “бойцы”. Появляется доверие. Доверие – это когда безопасно, – поясняет Дмитрий. – Парни учатся здесь выражать и отстаивать свое мнение, размышлять и аргументировать, определять свои границы и уметь принимать позицию другого человека. И всё это через дискуссии, игры, специальные упражнения и домашние задания. Мы пытаемся смоделировать то, что происходит во “взрослом” социуме.

Всё, о чем говорится на встречах, не выносится за пределы кабинета. Даже родителям руководитель программы ничего не рассказывает про их ребенка. “Сын захочет – поделится сам”, – добавляет Дмитрий.

7-Егор посещает Центр 4 года.jpgЕгор посещает Центр 4 года

“Организованный стресс закаляет мужчину”

14-летний Антон называет себя интровертом. “Интроверты в жизни ориентированы больше на себя, нежели на социум. Общение мне дается сложно, я люблю быть один, – поясняет юноша. – Про себя я понял это после того, как начал работать с Дмитрием. И стало проще жить. До Центра ничего не знал о типах личности, темпераментах, о том, как это взаимосвязано”.

8-В центре развития для мальчиков Друзья.jpgСлева направо: Антон и Матвей

– Ни в коем случае не надо никого переделывать. Интроверта “кидать” в гущу событий, экстраверта – закрывать дома. Моя задача, как наставника, показать, что все люди – разные. И каждый ищет и находит того, с кем ему комфортно, – поясняет психолог.

В “Друзьях” помимо регулярных групповых и индивидуальных занятий есть городские программы, семейные проекты и походы выходного дня. В походах – всё, как положено: костер, топор, палатка, иногда – байдарка. “Для чего вам уметь разводить огонь, колоть дрова, уметь ставить палатку и готовить на костре?” –  спрашиваем у юношей.

9-Летние проекты Друзей.jpgЛетние проекты “Друзей”

10-Проект Туристы.jpgПроект “Туристы”

– Тут дело не в навыке ради навыка. Когда ты справляешься со сложными задачами – ты начинаешь уважать себя, – считает Артур.

 Дмитрий вкратце рассказывает, как задумывались проект с выездом на природу.

– Есть такое понятие как “организованный стресс”, именно он закаляет мужчину. Мужчина, проходя определенные испытания, понимает, что он может, а чего не умеет, чему должен научиться, – поясняет психолог. – Так формируется характер, навык самостоятельности, стрессоустойчивости, целеустремленности.

Дмитрий признается, что были в его практике ребята, которые сошли с пути обучения. “Конечно, я сожалею, что воспитанник ушел, но никогда никого не уговариваю остаться. Я могу поговорить, поддержать парня, но не переубеждать. Это должно быть решением самого человека”, – резюмирует Дмитрий.

11-Сплав на байдарках.jpgСплав на байдарках

12-Проект Техника безопасности центра развития для мальчиков Друзья.jpgПроект “Техника безопасности”

“Научить мальчика быть мужчиной может только мужчина”

У 14-летнего Григория были проблемы с поведением. Подросток часто ругался с мамой из-за того, что “зависал” в телефоне. “Сейчас всё мое время занимает учеба, дополнительное развитие, плюс я помогаю маме по дому – и, естественно, гаджетов в моей жизни стало намного меньше”, – рассказывает (и немного хвастается) парень.

По мнению Дмитрия, лишать подростка гаджетов – значит игнорировать реалии времени, ведь мы все живем в цифровом мире. 

13-14-летний Григорий из центра развития для мальчиков Друзья.jpg14-летний Григорий 

– Сегодня телефон дают в руки чуть ли не младенцам, лишь бы те не плакали. А телефон – это быстрый дофамин: легко подсаживаешься – трудно слезть, – объясняет психолог. – Если мы говорим про подростка, то здесь важно показать, что живое общение даст ему гораздо больше эмоций и опыта, чем телефон. И родителям нужно быть очень интересными для своего ребенка, чтобы тот не “убегал” в синий экран.

14-Дмитрий Шуканов.jpg

На вопрос, почему Центр занимается развитием только парней, педагог отвечает просто: “Научить мальчика быть мужчиной может только мужчина. А все дети воспитываются примером взрослого. Я вижу – я повторяю”, – объясняет педагог. 

– Считаю, что в современном обществе многие отцы не уделяют достаточно внимания воспитанию своих детей, – включается в разговор Матвей. – Папы строят карьеру, содержат семью, но найти время для мужского разговора со своим сыном порой не могут. Для меня Дмитрий закрывает эту потребность.

15-Дмитрий Шуканов (третий слева) и воспитанники Центра.jpgДмитрий Шуканов (третий слева) и воспитанники Центра 

– Слышать такое – огромная честь для меня, – благодарит ученика Дмитрий. – Как сказал Гете “Легко стать отцом, но трудно быть отцом”. А ведь для того, чтобы мальчику понимать, каким ему становиться, что развивать и куда стремиться, ему достаточно 15 минут в день настоящего мужского общения с папой. Это разговоры один на один про развитие мужских качеств, предназначение мужчины, а не вопросы “почему не убрался в своей комнате и сделал ли уроки”. 15 минут – это, вроде, мало, но из этих мелочей потом строится вся жизнь будущего мужчины. 

Автор: Екатерина Асмыкович, фото: Христина Лузай и из архива центра “Друзья”

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% только с разрешения редакции.