TikTok – это уже больше, чем площадка для танцевальных челленджей. Сегодня это еще и библиотека экспертного контента, где формат “одно короткое видео – один инсайт” вместо длинных лекций заходит не хуже развлекательных роликов. На этом фоне внезапно заиграла новыми красками профессия учителя. Видео, на которых молодые преподаватели объясняют школьные предметы на языке, понятном подросткам, получают миллионы просмотров, а сами преподаватели – любовь зумерской аудитории. Что это: короткий тренд или начало имиджевого перезапуска консервативной профессии? Разбираем феномен в этом материале.
Учителя-блогеры Никита Юсупов, Влад Ревтович и Егор Рудинский
“Наших ребят узнают на улице”
У белорусского блогера Никиты Юсупова – 140 тыс. подписчиков в TikTok. В своих роликах парень объясняет физику – одну из самых сложных наук – на актуальных мемах. У математика Егора Рудинского – 200 тыс. подписчиков. Егора обожают школьные преподаватели и рекомендуют его бесплатный контент своим ученикам. А блогер Влад Ревтович сегодня – один из самых популярных инфлюенсеров-интеллектуалов в нашей стране. Он работает с узкой темой – с историей Беларуси. И если локальных блогеров, объясняющих математику, русский и другие предметы, смотрят также и за рубежом, Влад свои миллионные просмотры набирает только в Беларуси.
Эти и еще порядка пятнадцати молодых и успешных учителей-блогеров – часть команды онлайн-курсов по ЦТ и ЦЭ “Кедр”.
– Наших ребят узнают на улице, – рассказывает основатель “Кедра” Александр Бойкив. – А как-то я специально возил своих племянников-девятиклассников в офис, потому что они очень хотели сфотографироваться с историком Владом Ревтовичем. Влада смотрит вся их параллель. Подростки были в восторге!
Директор курсов “Кедр” Александр Бойкив
Офис “Кедра” находится в самом центре Минска – на Революционной, 16. Здесь атмосферно: через приоткрытые окна слышны звуки шагов по брусчатке и тот беззаботно-праздный фоновый шум, который обычно стоит на пешеходных туристических улицах. Это пространство – что-то среднее между айтишным open space и “тикток хаусом”: широкие рабочие столы соседствуют с огромными софтбоксами, пробковой доской с кучей маленьких полароидных фото и зоной для просмотра фильмов с проектором.
В офисе “Кедра”
– Мне всегда было интересно создавать что-то, связанное с образованием, – рассказывает Александр. – И с 2016-го года вместе с Виталием Войтеховским (сейчас в компании он занимается маркетингом) мы “крутили” разные идеи на эту тему. Сам я отучился в Бресте на прикладного математика, работал программистом, потом – дизайнером в диджитал-сфере. Мы с Виталиком хорошо знаем математику – попробовали сделать приложение для подготовки к экзаменам по этому предмету. Мучились-мучились, и в какой-то момент я сказал: это никуда не годится. Математику два с половиной человека сдает. Нужно браться за русский язык – он нужен всем. Так я вышел на преподавателя по русскому, у которого, как оказалось, имелся опыт работы на телевидении. Мы поняли, что нужно вести тематический блог на Youtube.
Дело пошло. Поначалу оно не приносило дохода, но со временем начало монетизироваться и превратилось в бизнес. В 2022 к русскому добавились математика и биология, а в 2023 – и остальные предметы.
В отдельных кабинетах проходят онлайн-занятия в “Кедре” в формате прямого эфира на Youtube – к нему можно присоединиться по закрытой ссылке. Преподаватель на фото – Егор Рудинский
“Успех – в личности блогера”
По словам Александра, за годы работы команда научилась “выращивать блоги в промышленных масштабах”. В этом задействованы аналитики, SMM-специалисты, дизайнеры, программисты с собственными инструментами. Но решает не таргет и реклама, а именно органические просмотры и личность блогера, который объясняет тему талантливо и вызывает доверие. Только тогда потенциальный клиент – если у него есть в этом потребность и возможности – запишется на курс.
– Парадоксально, но даже стобалльники могут знать предмет поверхностно, – говорит Александр. – По каждому учебному направлению у нас есть специальные “вопросы со звездочкой”, которые помогают подсветить глубину вовлеченности кандидата. Например, наш любимый вопрос на знание химии – почему атомы водорода в молекуле воды стоят не под углом 180 градусов, а меньше. Ответа нет в школьной программе, это тест на понимание химии в целом. Если у тебя есть живой интерес к предмету, и ты ни разу не задал себе этого вопроса, значит, ты, скорее всего, много зубрил, но полной картины мира в этой области нет. Потому что знание о том, как соединяются атомы, красной линией проходит через всю химию.
Команда “Кедра” выпускает методические материалы для подготовки к ЦТ и ЦЭ: например, конспекты и комплекты карточек
– Именно эту глубину мы ищем в соискателях. Добавьте к этому личное обаяние, которое или есть, или его нет, – и вы поймете, почему мы не закрываем вакансии годами. Это очень редкая комбинация. Кроме того, большинство ребят с математическим складом ума и высоким интеллектом сразу идут в IT. Потому что в обществе сформировался стереотип: IT – это денежно и престижно. Про преподавателей так не думают, к сожалению, – и мы стараемся показать, что это тоже крутая профессия, которая может обеспечить достойную жизнь не хуже “айтишки”.
Курсы “Кедр” в цифрах:
-
готовят старшеклассников к экзаменам по девяти школьным дисциплинам,
-
обучили 21 тыс. учеников,
-
средний балл ученика на экзамене после прохождения курсов – 84,
-
208 млн просмотров бесплатных материалов для подготовки к экзаменам в год (TikTok, Instagram Telegram, Youtube).
Учителя “в возрасте” не котируются?
А вот какое представление о преподавателях закрепилось прочно: специалист, который хорошо разбирается в предмете и может подготовить ученика к высокому баллу на экзамене, – это человек солидного возраста, с опытом. Почему же в команде “Кедра” нет классических “школьных” преподавателей? Александр говорит, что готов брать людей любого возраста, но так сложилось, что возрастной “потолок” блогеров в его компании – 25 лет. Одна из причин – желание поймать умных ребят на рассвете карьеры – пока они не стали айтишниками и не уехали за границу работать в корпорации типа BMW или Samsung. И именно в “Кедре” они смогут увидеть, что преподавание тоже может быть классным карьерным выбором. У тех же, кто прошел этап становления, лет 5 поработал и закрепился, обычно всё складывается хорошо – и они уже не готовы что-то менять.
В кадре – учитель биологии Ян Менделеев
Но есть и другая причина.
– Учитель-блогер, которого мы растим, и уже сформировавшийся учитель из школы – это специалисты из двух разных индустрий, – рассуждает Александр. – Можете представить 40-летнего преподавателя, который ежедневно снимает по 50 сильных видео, пишет книги живым языком, строит диаграммы и разбирается в дизайне? Школа готовит к другому: к стрессоустойчивости, работе напрямую с детьми. И если наших блогеров сейчас отправить в обычную школу, вполне возможно, с задачей “обуздать группу живых детей” они не справятся.
Мемы – часть субкультуры подростков (и обучения в “Кедре”)
Подготовиться по бесплатному контенту – тоже реально
Каждый преподаватель “Кедра” ведет свой курс так, как считает нужным, но обязательно проводит промежуточные тесты, чтобы увидеть, насколько вырос результат ученика. Кроме того, учителя и сами сдают государственные репетиционные тестирования (они проходят три раза в год), чтобы понимать, какие задания дадут на ЦТ, и строить работу, отталкиваясь от этого.
Отдельная гордость команды “Кедра” – приложение в Telegram, в которое “вбито” около 150 тыс. заданий по всем дисциплинам. Их можно решать в своем темпе, прямо со смартфона. Также приложение помогает спрогнозировать финальный балл на экзамене. По решаемым заданиям накапливается статистика, и, по словам собеседников, благодаря внедрению этой фичи, ученики курсов стали заниматься в нем на 40% чаще, чем в прошлом году. Однажды, рассказывают в “Кедре”, им даже прислали фото из маршрутки, где старшеклассник решал задания прямо во время поездки.
Так выглядит приложение от “Кедра”, которое доступно для учеников центра
Но подготовиться к экзаменам можно и исключительно на бесплатных материалах “Кедра” – и есть истории ребят, которые делали это успешно.
– Для нас этот проект – не только про бизнес, – говорит Александр. – Хочется внести вклад в рост интеллектуальной нации.
Автор: Вера Рогатко, фото: “Кедр”
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.