Если для взрослых умение пользоваться нейросетями – признак здорового житейского любопытства и бонус к хард-скилам почти в любой сфере, связка “ребёнок и ИИ” чаще вызывает тревогу. Опасения не беспочвенны: дети уже сейчас вовсю делегируют ChatGPT домашку и выбирают его на роль друга, игнорируя живое общение. Однако при правильном подходе искусственный интеллект может стать не врагом, а союзником в развитии логики и креативности. Поговорили об этом с экспертами.
От списывания – к лени и нежеланию учиться?
Чтобы разобраться в вопросе, мы обратились к команде методистов и педагогов ITeen Academy – Ирине Васильевой, Светлане Ивановой и Михаилу Кудейко.
Методист Iteen Academy Михаил Кудейко, заместитель директора и руководитель проекта Ирина Васильева и методист Светлана Иванова
Светлана Иванова говорит, что активный интерес к ИИ у учеников ITeen Academy стал вырисовываться около 2-х лет назад – когда произошел скачек развития нейросетей в мире. Но отдельные родители начали спрашивать о влиянии нейросетей на детей еще раньше.
Сегодня в проекте работают 5 методистов и 20 педагогов дополнительного образования. В этом году ITeen Academy отметит юбилей – 10 лет
– Взаимодействуя с ChatGPT, самым популярным чат-ботом сегодня, дети проходят несколько стадий, – поясняет команда ITeen Academy. – Сначала он воспринимается как “умный Google”. Затем – как “волшебная палочка”: вопрос из домашнего задания ребенок копирует и вставляет в чат, а готовый ответ переносит в тетрадь – и задача решена без усилий. Со временем наступает стадия понимания ограничений и даже разочарования, ведь ИИ иногда ошибается или выдает “воду”, да и учителя легко отличают детский ответ от “чатджипитишного”.
Если ребенок зависнет на поверхностном уровне понимания работы нейросетей, у него может выработаться привычка получать мгновенные ответы вместо того, чтобы погружаться в процесс их поиска – и учиться по-настоящему. Постепенно это убивает желание прилагать усилия.
Что делать родителям?
Вместо запретов – они все равно не сработают – эксперты предлагают помочь ребенку сменить парадигму: от “сделай за меня” к “помоги мне понять”. Школьнику важно объяснить: вместо генератора готовых и часто неидеальных ответов нейросеть может стать репетитором, который объяснит тему на понятном языке, проверит знания, подкинет идей или подскажет, как улучшить готовый проект.
– Умение промтить – проще говоря, формулировать запросы для нейросетей – ключевой скилл нашего времени, – отмечают в ITeen Academy. – Покажите ребенку, как меняется качество ответов чат-бота, если вбивать в строку “правильные” запросы.

Вместо “реши уравнение” – “объясни тему так, будто я ничего в этом не понимаю, приведи простые примеры”. Вместо – “напиши сочинение по литературе” – “дай 5 причин, почему эта тема и этот герой важны для изучения, набросай тезисы для моей работы, усиль мои аргументы”.
Кроме того, даже ошибки нейросети можно обернуть в свою пользу и использовать для прокачки критического мышления у ребенка. Пусть родители напоминают ему искать неточности в ответах чат-бота, проверять их по учебнику или в надежных источниках. Также полезно вместе порассуждать, почему так могло выйти (одна из причин, подсказывают в ITeen Academy, в том, что цель ИИ – услужить человеку, и если ответа у него нет, он его придумает).
Шпаргалка для родителей: 5 базовых правил, которые помогут ребенку использовать нейросети с пользой
Интересуйтесь не столько результатом (“ты сделал уроки?”), сколько самим процессом: как ребенок сформулировал вопрос, что понял, где столкнулся с трудностью. Списанный ответ бесполезен, если его невозможно объяснить.
Покажите ребенку, что ИИ можно использовать в роли социального тренера. С ним можно репетировать разговоры – например, спросить у него как извиниться перед другом или как поддержать беседу. Это поможет застенчивым детям чувствовать себя увереннее в реальном общении.
Не ругайте за найденную ошибку ИИ, а… хвалите! Скажите: “Отлично, что ты это заметил! Ты проявил критическое мышление, которым гордятся лучшие ученые”.
Следите за балансом. ИИ может быть полезным инструментом, но живое общение, спорт, совместные проекты и творчество должны оставаться главным источником опыта и чувств. Говорите с детьми о том, что ИИ не сможет дать искреннюю эмоцию, невербальные сигналы (улыбку, взгляд, интонацию), которые создают настоящие социальные отношения.
Будьте в теме. Попробуйте ChatGPT или другие нейросети сами, поймите их возможности и ограничения. Так вы сможете говорить с ребенком на одном языке и давать адекватные советы.
Как с ИИ работают в ITeen Academy?
Отдельной линейки продуктов по обучению искусственному интеллекту в Академии нет – и это осознанная позиция.
– Использование нейросетей проходит практически сквозь все направления ITeen Academy, – поясняет Ирина Васильева. – Начиная со второго класса, мы приобщаем детей к взаимодействию с нейросетями, чтобы они видели четкую разницу между тем, какие результаты они выдают после обывательских запросов, и какие – после заданных профессионально.
Важную роль играет дополнительная годовая программа “Мастерская ИИ-решений”. Она строится на естественном интересе подростков к цифровым технологиям и их прикладному применению: от геймдизайна до программирования и создания контента. Работа над проектами формирует навыки критической оценки информации, планирования, командной работы и ответственности за результат. В итоге технологическая грамотность развивается у детей в связке с критическим мышлением, креативностью и личной ответственностью.
Награды учеников ITeen Academy: в копилке проекта – больше сотни побед в республиканских и международных олимпиадах и конкурсах
Например, на одном из занятий по созданию чат-бота на Python (помощника по учебе, советчика по играм или другого ассистента – что выберет ребенок) ученики работают с искусственным интеллектом “в паре”. Задают ему вопросы в духе “как сделать, чтобы программа отвечала на разные фразы пользователя?” или “покажи пример кода и объясни, как он работает”, “посмотри мой код и предложи, как его можно оптимизировать” и так далее. В конце занятия каждый ученик защищает свой проект: объясняет, что сделал сам, какие части помог написать ИИ и почему он действовал именно так.

Класс для занятий с малышами в ITeen Academy
– А на занятии в “ITArt-лаборатории” мы с детьми 2-4 класса сравниваем три подхода к созданию дизайна, – продолжает Михаил Кудейко. – Сначала креативим вручную, используя техники изобразительного искусства (карандаши, краски). Затем создаем изображения на компьютере с помощью графических редакторов. И, наконец, делаем запрос нейросети, чтобы посмотреть, как с этой задачей справится искусственный интеллект.
В этом задании главное – сравнить возможности каждого подхода. И при том, что работа нейросети всегда вызывает у малышей сильные эмоции и ассоциации с волшебством, после окончания урока они бегут к родителям с собственными, рукотворными результатами, а не работами “робота”. Потому что это их труд, их творчество и реализация.
Кроме того, делится Михаил, уже сейчас многим сложно отличить произведения ИИ от человеческого творчества
А со старшеклассниками, отмечают в ITeen Academy, педагоги стараются поднимать более глубинные, сложные темы, связанные с нейросетями. Что такое академическая честность? Почему выдача чужой работы за свою вредит в первую очередь им самим? Как эта система обучается – и какой вклад в ее обучение вносит каждый из нас? Действительно ли нейросети заменят человека?
– И, конечно, стараемся донести, что использование ИИ для решения домашнего задания – как вызов таксиста, чтобы он проехал за вас марафон. Да, вы финишируете – но не станете сильнее.
Автор: Вера Рогатко, фото: Смартпресс
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.