Кажется, ChatGPT неплохо справляется с ролью универсального “человека рядом”. Он может помочь разобраться в рецепте от доктора, утешить, набросать план упражнений для занятий пилатесом дома и объяснить, чем отличается кубизма от фовизма. А осилит ли он самую “человеческую” миссию – научить разговаривать на новом языке, и сможет ли полностью заменить преподавателей-филологов? Разбираемся в этом материале. 

ChatGPT – хороший учитель английского? Спросили об этом… его самого

К обсуждению мы привлекли эксперта – преподавателя английского языка, методиста и руководителя курсов иностранных языков Speak Native Ольгу Ермакову. У Ольги – пятнадцатилетний опыт преподавания английского. Наш эксперт готова честно оценить, насколько ChatGPT хорош в роли ее “коллеги”. 

ChatGPT против КембриджаОльга Ермакова

Первым делом попросили нейросеть оценить собственные способности как преподавателя английского. А эксперта Speak Native – прокомментировать, где ChatGPT действительно справляется, а где – переоценивает свои возможности. 

ChatGPT против Кембриджа
– Он вполне подстраивается под систему CEFR (это общеевропейская система уровней владения языком – Прим.редакции), – комментирует Ольга. – Так что может говорить с пользователем на любом из уровней, но может и ошибаться. Когда при подготовке к занятию я прошу его адаптировать вопросы, к примеру, под уровень B1, ChatGPT выдает временами слишком простые результаты. Или, наоборот, предлагает сложные фразы, которые студенты, скорее всего, еще не знают. 

Совет от эксперта: если практикуете с ChatGPT грамматику, вместе с заданием указывайте свой уровень, иначе нейросеть сразу выдаст что-то “на сложном”. 

ChatGPT против Кембриджа
– ИИ действительно способен дать комментарий по некоторым особенностям произношения, но преподаватель-человек справляется с этим лучше. К тому же преподаватель понимает, по каким именно причинам возникает акцент, потому что знает фонетические особенности родного и английского языков, и знает, как помочь студенту поставить звуки, – говорит Ольга. 

Кроме того, обучаясь в группе, ученики подслушивают друг у друга новые слова, учатся понимать разное произношение – ведь коммуникативные навыки у всех разные. У кого-то включаются соревновательные качества, азарт – хочется быть лучше других. Можно сказать, что обучение в группе – мини-версия реального общения. Зато нейросеть однозначно поможет улучшить аудирование. 

Совет от эксперта: не разобрали слова на аудио? Загрузите аудиозапись в ChatGPT и попросите сделать дословный скрипт, послушайте еще раз и соотнесите с тем, что видите в скрипте. Неплохой прием, чтобы научиться понимать на слух. 

ChatGPT против Кембриджа
– Потренироваться в ведении диалогов можно, но это скорее иллюзия реального общения, – считает Ольга. – Потому что 80% информации передается невербально. Суть коммуникации не только в том, чтобы составить предложение, но еще и поделиться эмоциями, получить сочувствие, посмеяться вместе. Пока ChatGPT этого не умеет. 

Кстати, на эмоции собеседника он отреагировать все-таки может, но только если ему сказать об этом напрямую. А что в ChatGPT раздражает, так это что он всегда на позитиве, все у него прекрасно. Если бы он был человеком, он бы бесил своей жизнерадостностью, позитивом и вечной поддержкой. Люди – другие.

ChatGPT против Кембриджа
– Опыт общения с ИИ говорит, что рандомно работать с ним не получится, – отмечает собеседница. – Надо понимать, как строить процесс обучения и в какой последовательности задавать вопросы. 

Идеальный расклад взаимодействия с ChatGPT – разбирать отдельные темы, параллельно занимаясь с реальным преподавателем. Что-то не поняли на занятии или “учитель объяснял, а я забыл” – открываем ChatGPT и просим рассказать. Терзаем его, пока не получим внятное объяснение. Нужно закрепить новые слова? Сбрасываем нейросети список слов, просим придумать задание на тренировку, описываем, в каком формате хотим работать и так далее.  

banner

Нейросеть – в помощь преподавателю: экономит время, но не заменяет голову

По словам Ольги, ChatGPT здорово помогает в подготовке к занятиям. Но и здесь есть нюансы. 

– Допустим, у меня есть десять абстрактных понятий, которые нужно объяснить студентам. Раньше я открывала Oxford Learner’s Dictionary (серия словарей для изучающих английский как иностранный – Прим.редакции), и искала характеристики по каждому слову. Теперь просто закидываю их в чат и прошу: “Дай определения и примеры”. Все – вводная часть урока готова. Это экономит часы, – делится эксперт. 

Также нейросеть выручает в разработке тренировочных упражнений, отмечает преподаватель.

– Для таких задач ИИ – супер. Но когда дело доходит до креативных или коммуникативных упражнений, ChatGPT начинает “сдавать позиции” и выдавать такую банальщину, что аж тошно. Здесь я уже работаю сама. 

ChatGPT против Кембриджа
С методикой обучения, говорит Ольга, тоже не все гладко.

– Когда прошу найти информацию по коммуникативному подходу (его суть – в обучении через общение, когда бо́льшая часть занятий посвящена практике разговорной речи; коммуникативный подход лежит в основе программы Speak Native – Прим.редакции), он часто пишет ерунду, хотя на эту тему полно серьезных книг в открытом доступе. Все, что требует методической глубины, ему пока не под силу. В общем, ИИ ускоряет некоторые этапы подготовки – но только если ты сам четко понимаешь, что от него хочешь. 

И еще: пока я добьюсь того, что мне нужно, он кучу всего выдаст, и нужно 100 раз ему напомнить: ты в первом ответе возьми вот это, вот это – во втором и вон то в третьем. В общем, это результат не по щелчку пальца. 

ChatGPT против Кембриджа

ChatGPT – плохой мотиватор? 

Но, пожалуй, главная причина, из-за которой почти невозможно представить себе ChatGPT в роли единственного учителя языка, кроется не в несовершенстве искусственного интеллекта, а… в нас самих. 

Заниматься с тренером в зале эффективнее, чем самостоятельно или дома. Ведь с тренером у нас личные договоренности, нарушить которые куда сложнее, чем обещания самому себе. Психологи говорят, что мы больше замотивированы действовать, если кто-то другой вовлечен в процесс и ожидает результата. Кроме того, нам важно быть частью группы и чувствовать, что наши усилия замечают и поддерживают. Именно поэтому групповое обучение даст лучший результат, чем индивидуальные попытки “самоучки”. 

– В группе, оффлайн или онлайн, ты не просто учишь язык – ты знакомишься с новыми людьми. Кто-то из них станет твоим другом, а кто-то – даже мужем: на моем опыте были и такие примеры, – улыбается Ольга. 

ChatGPT против Кембриджа
– Преподаватель поддержит тебя с первого шага в аудиторию, заметит, когда у тебя начнет падать мотивация, и будет напоминать, зачем ты здесь, – говорит эксперт. – Кроме того, преподаватель-не носитель языка обычно понимает причины ошибок русскоговорящих, догадывается, почему студент мыслит так или иначе, и может найти подход и объяснить понятно – в то время как ChatGPT просто переведет с английского на русский. 

В занятия Speak Native преподаватели включают “живые”, тактильные активности – игры в настолки и ходилки, работу с карточками. Одногруппникам можно рассказать о том, что наболело, на иностранном языке – и они тебя услышат, поддержат, пошутят. Это реальная, настоящая коммуникация и обмен энергией. А ChatGPT – это “мертвое”, хоть оно очень притворяется живым. Да, эта нейросеть действительно помогает, но учат – люди. 

Автор: Вера Рогатко, фото: Елена Таборко; pexels.com

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.