У родителей (да и у самих учеников) вопросов по школьному образованию всегда больше, чем ответов. Смартпресс собрал самые часто задаваемые вопросы и задал их в Смартэфире эксперту  – соучредителю образовательного центра "100 баллов" Алексею Иванову.

Что лучше: быть отличником в посредственной школе или хорошистом – в хорошей?

- Два дня назад к нам в центр пришла новая ученица, которая, как оказалось, совсем не знает физику, хотя у нее "десятка" за прошлый год. Как оказалось, у них в школе в 8-м классе уроков физики вообще не было! А оценки выставили, причем хорошие. А в 10-м пришел студент, который ставил оценки девочкам за улыбку, а мальчикам – за анекдоты. Смешной анекдот – это "десятка", не очень – "восьмерка", совсем несмешной – "шестерка".

Школа 1.jpg

Безусловно, лучше учиться в хорошей школе. Именно учиться, а не просиживать штаны. Пусть лучше в хорошей школе будет "семерка", но заслуженная, чем вот такая "десятка" с полным незнанием сути предмета.

Учитель требует заучивать правила – при этом ты можешь не понимать предмет. Это правильно?

- Ничего плохого в этом нет. Ученики хоть что-то знают. Хоть какую-то базу. Любой учитель в состоянии сформулировать для ученика тот минимум, который необходимо знать. Хотя бы знать законы физики или правила русского языка. И уметь их применить в реальной жизни.

Когда надо начинать готовиться к поступлению в вуз?

- По большинству школьных предметов подготовку к поступлению в вуз стоит начинать в средней школе, примерно с седьмого класса. Например, по математике и физике в 7-9 классах закладывается база того, что пригодится потом в старшей школе и в вузах. В это время ходить на дополнительные занятия можно, если в общеобразовательной школе ребенок не удовлетворен качеством получаемого образовательного продукта. Если в школе всё хорошо и оценки ставят не за красивые глаза, то этого достаточно.

С 10 класса стоит заниматься еще и дополнительно – курсы, самостоятельные занятия дома, занятия с репетитором.

Дистанционное обучение – это хорошо или плохо?

- Плюс дистанционного обучения очевиден – доступность. Учиться можно из любой точки мира и у любого учителя.

Что касается минусов… Я сталкивался с дистанционным образованием и как родитель, и как преподаватель. Как родителю, мне было в высшей степени неудобно: во время занятий даже мимо пройти нельзя, потому что я отвлекаю и мелькаю в кадре. Ребенок не ходит в школу – и мне надо придумывать для него развлечения, чтобы он не разнес квартиру.

Дистанционное обучение.jpg

А вот как преподавателю мне очень хорошо: я могу "растянуть" занятие и объяснить подробно непонятную тему. Если кто-то – ученик или преподаватель – заболел, то тему можно пройти позже. Но не хватает живого общения с учениками, физического и эмоционального контакта. Когда ты в одном с учениками помещении, то ты улавливаешь их настроение, понимаешь, когда надо пошутить. Безусловно, дистанционное образование полезно, как дополнительное. И для мотивированных учеников.

Что эффективнее – групповые или индивидуальные занятия у репетитора?

- Я убежден, что индивидуальные занятия нужны детям с какими-то психофизическими особенностями, которые не позволяют им работать в коллективе. У нас в центре используется только групповая работа. Это напоминает сеанс одновременной игры в шахматы. Есть группа, но с каждым учеником его тему прорабатываем отдельно, пока остальные решают задачи.

Репетитор.jpg

Что касается индивидуального обучения… Если ученик работает медленно, то репетитор очень быстро превращается в гувернера, который начинает делать все за своего подопечного. А тот быстро принимает правила игры, перестает думать и ждет, что репетитор за него напишет, за него найдет ошибку. А мне нужно, чтобы он сам решил! И чтобы в условиях стресса, которым является экзамен, умел сам перепроверить решение и найти ошибку. 

Участие и победы в олимпиадах – это круто?

- С одной стороны олимпиады – это очень интересно. Они дают новые знания, умения, навыки. Развивают навыки нестандартного мышления. Олимпиадные задачи ближе к реальной жизни, чем те, которые мы решаем в школе.

А с другой – олимпиадное движение все больше отрывается от школьной программы. Олимпиадная математика и школьная – это две разные вещи! И ученик, который часто побеждает на математических олимпиадах совсем не обязательно будет отличником по этому предмету в школе. Он обучен методам специального решения задач.

В 2023 году впервые в школах пройдет централизованный экзамен (ЦЭ). Это упростит жизнь ученикам?

- Я не вижу ничего плохого в этом централизованном экзамене, более того, для школьников это плюс, так как он позволит объективно оценить знания учеников, оканчивающих школу. Но правила игры должны быть сформулированы заранее.

Если экзамен впервые будет проводится в 2023 году, то необходимо было полностью сформулировать все правила его проведения в 2020 или 2021 году, так как именно в два последних школьных года идет целенаправленная подготовка к экзаменам.

Школа 4.jpg

Но и сейчас неизвестно практически ничего. Министр образования недавно заявил, что экзамен будет состоять на 25% из тестовых задач, в остальном будет похож на контрольную работу. Что это означает – не совсем понятно.

Поэтому мы не вводим изменений в программу подготовки к экзаменам. Когда станет точно известно, какие-типы задач будут на экзамене, как будет построено само испытание – тогда, скорее всего, коррективы будут внесены. А пока единственное изменение – "100 баллов" начал занятия раньше, уже с 15 августа. Ведь если ЦТ проводилось в июне, то централизованный экзамен пройдет в мае. И мы хотим компенсировать этот потерянный месяц.

С кем интереснее работать репетитору: с отличниками или отстающими?

- Парадоксальная вещь: большая часть учеников в "100 баллов" – это "сильные" школьники, из хороших гимназий и с хорошими знаниями. Уже на старте занятий в нашем центре они способны набрать 65-70 баллов на ЦТ – это достаточно для поступления во многие вузы. Но они хотят на самые престижные специальности, где надо набирать более 90 баллов. А подготовиться к такому без помощи репетитора очень сложно.

С ними очень интересно работать. Они привыкли учиться, не пугаются большого объема заданий, это начитанные ребята.

А вот с отстающими работать очень сложно. Они не хотят учиться! А еще – они не понимают, за что родители их наказали. Ведь 9 или 10 лет родителей все устраивало: то что их дети получают "восьмерки" и "девятки", но, при этом, ничего не знают. А в 11-м классе их отправили на "каторгу". Существенный процент таких слабых учеников "отваливается" в первые несколько недель. Они не выдерживают.

Школа 3.jpg

Те, кто остается, меняются. Сначала не получается ничего. Мы начинаем со сложения дробей. У меня одна ученица спрашивала, почему одна цифра написана сверху, вторая снизу, а между ними горизонтальная черточка – "что это означает"? Почему одни цифры пишутся большими и внизу, а вторые – маленькие и вверху. Это реальные вопросы учеников 11-го класса!

А потом у них начинает что-то получаться. И это повод для гордости. Видеть прогресс этих учеников и их успехи на ЦТ – это что-то запредельное. В прошлом году мальчик, который пришел к нам, не умея переводить метры в сантиметры, на ЦТ набрал 71 балл. Да, это не сто баллов. Но этим его результатом я горжусь особенно.

***

Читайте нас в Viber и Telegram