Человек меняет работу и сферу применения в среднем 5-7 раз в жизни. Только от 1 до 5 % людей в мире знали с детских лет, чем они будут заниматься, и реализовались в выбранной профессии. Поэтому абсолютно бессмысленно выбирать работу мечты на всю жизнь в юности. Но вопрос: куда пойти учиться, от этого не становится менее актуальным для подростков и их родителей. 

Итак, вы или ваш ребенок не знаете наверняка, кем хотите стать, в чем ваше призвание. Как в такой ситуации выбрать вуз? Мы собрали для вас толковые советы Лаборатории карьеры Алены Владимирской. 

1. Начинайте обсуждать будущую профессию в 14-15 лет. 

2. Относитесь к выбору специальности как к тестированию гипотезы

Существуют установки, которые поддерживаются тренерами личностного роста, карьерными коучами: 

  • надо найти свое призвание и дальше жизнь будет только в радость
  • если мы сейчас этот поворот пропустим, унесет на станцию Зима. 

Относитесь к выбору первой профессии как к тестированию. Гипотеза может или провалиться, или подтвердиться.

3. Получите максимум наглядной информации о выбранной профессии: 

  • средний уровень доходов 
  • потенциал развития индустрии
  • в каких компаниях можно получить работу
  • надо подобрать интересные видео, интервью на Youtube и сайтах компаний, подкасты
  • идеально - найти специалиста и попросить рассказать об особенностях профессии, нюансах работы и обязательно - рутине 
  • на сайтах поиска работы может быть информация о подработке и описание профессий 
  • отправиться на краткосрочные курсы
  • волонтерить при возможности 
  • сходить на экскурсию на отраслевое предприятие
  • посетить отраслевую выставку
2.png

Какие действия будут мешать ребенку выбрать профессию? 

  • тесты профориентации
  • формирование образа успеха - подталкивание к выбору на основании престижности вуза, профессии, необходимости быть лидером, чемпионом
  • когда вы жалуетесь дома на босса, на вашу работу, на то, что вам все надоело - эту установку искоренить очень сложно
  • ваша личная оценка способностей и склонностей

Как помочь определиться с выбором?

  • раскачивать маятник - чем больше ошибок совершает ребенок в подростковом возрасте, тем проще их избежать в дальнейшем
  • оставить в покое и наблюдать, но не возлагать на него ответственность
  • чем больше насмотренность и опыт в разных сферах, тем проще найти свою роль. 

13.png

Типы личности и профессии, которые им подходят 

  • Реалистичный тип личности, его часто называют мужским. Это люди, которые любят делать руками: конструировать, чинить, у них развито пространственное мышление. им нравится получать видимый результат своей работы. Чаще они находят себя в IT, конструировании. 
    • Пример: проектировщик роботов, строитель, конструктор, геолог, агроном, пилот, оператор дронов, картограф.
  • Исследовательский (интеллектуальный) тип личности. Это люди с развитыми аналитическими способностями, которые любят глубоко погружаться, они обладают усидчивостью и внимательностью, любит искать причинно следственные связи, изучают вопрос с разных сторон. Они не верят на слово, а всегда проверяют данные в большом количестве источников информации. 
    • Пример: эксперт, разработчик, аналитик данных, системный аналитик, филолог, журналист, рекрутер. 
  • Социальный тип личности. Люди, ориентированные на взаимодействие с социумом. Они эмоциональны и эмпатичны, хорошо себя чувствуют в больших компаниях. Их отличает большое количество друзей, знакомых, приятелей. Это люди, которые любят помогать, которые ориентированы на экологическую защиту. 
    • Пример: врач, педагог, эйчар, психолог, проект-менеджер, ивент-менеджер.
14.png
  • Конвенциальный тип личности. Такие люди любят действовать по алгоритмам, инструкциям, любят порядок, структуру. Они наименее комфортно себя чувствуют в хаосе. Зато умеют работать в знаковой системе: все что связано с математикой, с языками. Они усидчивые, им важен не итоговый результат, а процесс упорядочивания. 
    • Пример: финансовый специалист, бухгалтер, переводчик, силовик, аудитор, проверяющий, специалист по охране труда.
  • Предпринимательский тип личности. Это добытчики.  Для них важно добиваться поставленных целей, они умеют найти выход из различных ситуаций, они оптимистичны, часто экстраверты, обладают зачастую поверхностными знаниями, но их много - они могут поддержать любой разговор. Они весьма харизматичны.  В подростковом возрасте им свойственны эксперименты, они пытаются самостоятельно заработать деньги, делают микростартапы, часто они лидеры, организаторы - могут добыть ресурсы, но, когда все начинает работать, они обычно теряют интерес. 
    • Пример: предприниматель, специалист по управлению продажами, продакт-менеджер, скаут.
5.png
  • Артистичный тип личности. Это люди творческие креативные, связанные с музыкой, рисованием, писательством, сочинительством. Их отличает оригинальность мышления, они не любят следовать инструкциям, их больше интересует процесс, чем результат. 
    • Пример: актер, режиссер, дизайнер, сценарист, контент-маркетолог, стилист, бренд-менеджер. 

В любом человеке есть 2-3 доминирующих типа. Например, на стыке реалистичного и артистичного типов личности находятся промышленные дизайнеры - люди, которые разрабатывают бытовую технику, автомобили и всякие приборы, а также проектировщики роботов, архитекторы. 

На пересечении исследовательского и социального типов личности “живут” специалисты в финансовом и стратегическом консалтинге, менторы стартапов и проектов. 

На стыке предпринимательского и артистичного типов находятся, например, эксперты по спецпроектам в маркетинге, в ивенте.

минск-площадь-независимости-педагогический-университет-имени-Максима-Танка-(2)1.jpg

Базовые правила выбора вуза 

  • Выбирайте вуз по возможностям и способностям не только ребенка, но и вашим. В том числе финансовым (если вы будете во всем себе отказывать - это плохой фон для развития человека). 
  • Отдавайте предпочтение вузам с множеством факультетов - психологически и логистически легче менять специализацию в рамках одного вуза. 
  • Приоритет вузам, где преподают много практиков, возможно, есть кафедры работодателей. Все работодатели ищут талантливых и умненьких. При наличии таких кафедр очень высока вероятность, что ребенок получит первую работу еще в вузе. 
  • (На данном этапе не самая актуальная опция, однако, все меняется). Выбирайте вузы с международным обменом. Возможность поучиться в вузе другой страны и получить параллельно зарубежное образование очень ценится работодателями.

Думайте, выбирайте, но помните, что в наше время самое главное - привить толерантность к неопределенности.

Автор Юлия Кочубей