На Всемирной олимпиаде роботов белорусская команда впервые выиграла серебряные медали. В своей категории "Инженеры будущего" они обошли четырнадцать команд из разных стран мира. Как они это сделали? 

Вторые из пятнадцати

В этом году во Всемирной олимпиаде роботов приняло участие свыше 200 команд из 62 стран мира. Белорусов здесь знают уже давно: с 2014-го года наши команды входят в 20-ку сильнейших. Бывали и всплески, когда ребята занимали 4-е или 6-е места.

- Тогда мы справедливо считали, что выступили хорошо. Но в этом году наша команда добилась настоящего успеха, - рассказывает представитель оргкомитета Кубка по образовательной робототехнике, преподаватель образовательного центра "100 баллов" Алексей Голик. – Олимпиада стала своего рода завершением годового этапа подготовки, ведь базовые задания к ней были объявлены еще в январе. Дети готовились, принимали участие в различных отборах внутри страны, чтобы в итоге попасть в мировой финал.

photo-1.jpg

Состязания на Всемирной олимпиаде роботов шли в семи категориях. Белорусы были заявлены в двух из них. Серебряные призеры Максим Романовский и Алексей Журавель сражались в номинации "Инженеры будущего" с 14 командами.

- Нам надо было создать прототип автономного транспортного средства. Наш робот ездил по полю, объезжал "пешеходов": по заданию организаторов красные кубики надо было обходить справа, зеленые – слева. Задумка в том, чтобы в будущем инженеры создали автомобиль-беспилотник, который сам бы объезжал любые препятствия и исключал какие-либо аварии на пути следования, - показывает их с Максимом робота Алексей Журавель.

- Судейская бригада была очень серьезная, - добавляет тренер национальной команды Алексей Голик. - Главный разработчик заданий представлял университет Иннополис. Он всей душой болел, чтобы знакомить детей со стандартами промышленной разработки. Участие во Всемирной олимпиаде учит детей пользоваться современными языками программирования, системой распознавания компьютерного зрения, правилам документирования кода. И это более перспективно, чем требование решать иллюзорные детские задачи.

photo-3.jpg

Задачи для гаража будущего

Вторая команда белорусов, которую представляли Глеб Давидович и Владислав Голик, разрабатывала на Всемирной олимпиаде прототип беспилотного автомобиля.

- Этот робот в будущем может стать прототипом умного доставщика автомобилей в гараж. На нем установлены специальные захваты с присосками, которые исключают повреждения транспортного средства, – показывает совместное с Глебом изобретение Влад. – Гараж будущего – это возможность для человека подъехать к офису на собственном автомобиле и уйти на работу, предоставив заботу о машине автономному помощнику. Пока вы делаете свои дела, робот завезет ваше авто на мойку, поставит его на зарядку, и к нужному времени вернет подготовленное транспортное средство в указанное вами место.

Алексей Голик добавляет, что в этой категории регистрировали участников помладше, поэтому задания не включали многих жестких требований, с которыми столкнулись старшие. 

- Мальчикам нужно было разместить автомобили на автоматической парковке, убрать неправильно припаркованные, зарядить батареи электромобилей и развести вставшие в очередь новые машины. Робот должен был самостоятельно принимать решения, анализируя расположение объектов на полигоне, выбрать кратчайшие расстояния с максимальным эффектом того, что машины везут. На все про все участником давалось всего 2 минуты. Влад и Глеб отлично справились с поставленной задачей, набрав за два дня полные баллы.

От малазийцев, занявших в итоге первое место в данной категории, белорусская команда отстала лишь на 29 секунд. Вот только цена этих секунд в робототехнике очень высока: в итоге мальчики заняли 14 место из 47.

- Глеб и Влад еще школьники, но на олимпиаде решали комбинаторные задачи уровня первого-второго курса специализированного вуза. Мне нравится, что разработчики заданий настраивают детей на решение инженерных задач.

photo-4.jpg

Инфракрасный мяч и автоматические Месси на поле

Увлечение робототехникой для некоторых ребят перерастает в профессию. Теоретически, после столь успешного выступления на всемирном финале, ребята могут идти молодыми специалистами в компании "Яндекс" или "Тесла" и работать там над проектами беспилотных транспортных средств. Некоторые вузы тоже готовы открыть для талантливых участников свои двери. Алексей Голик приводит пример:

- Я знаю вузы Российской Федерации, дававшие дополнительные льготы при поступлении ребятам, которые выходили хотя бы на уровень национальной сборной. А если они занимали места в финале, то предлагались еще более высокие преференции.

photo-5.jpg

Участник команды победителя международных соревнований по робофутболу Иван Шабуня увлекся роботами еще в школе, а сейчас уже учится на факультете компьютерных систем и сетей в БГУИР.

- Я в робототехнике около 7 лет. В нашей команде отвечаю за программирование. Мне интересны любые сферы, связанные с ним. Настоящий драйв получаю, когда благодаря программированию можно сразу увидеть результат задуманного, - говорит Иван.

Робофутбол – это еще одно направление работы национальной команды, которое выстрелило в этом году. Так в последние выходные ноября были подведены итоги RoboCup Asia-Pacific 2021 Aichi Japan. На одном из самых авторитетных робототехнических мероприятий в мире, где соревнования проводятся с 1997-го года, белорусы выступали впервые. И сразу успешно: команда, в которую входили Иван Шабуня, Даниил Постник и Леонид Бинцаровский завоевала 1 место в категории Junior Socer Lidht Weight Primary.

- У нашего робота 4 мотора и 4 датчика. Одним датчиком он ищет мяч с инфракрасным излучением, вторым равняется по углу, чтобы видеть поле и не сбиваться, оставшимися смотрит на линии, ограничивающие поле, чтобы не выехать в аут, - объясняет принцип работы Даниил Постник. – По правилам на поле находятся сразу два робота. Кто-то из команд делит их на вратаря и нападающего. У нас была другая тактика: оба робота были нападающими, но один держался вблизи ворот. В случае, если мяч оказывался ближе к нему, то он давал сигнал первому роботу, чтобы тот держал защиту, а сам шел в нападение.

photo-6.jpg

Алексей Голик доволен нынешними успехами национальной команды. 

- В этом году мы правильно выстроили программу подготовки к выходу на международные соревнования. Мы поэтапно проводили состязания на Кубке по образовательной робототехнике, чтобы дети имели возможность постоянно совершенствовать свои умения. Большим толчком для развития стал 8-й Минский открытый роботурнир, на котором помимо соревнований с сильными командами из России, прошли мастер-классы по судейству и подходам в изготовлении роботов-футболистов для RoboCup. Мы смогли вывести ведущие команды на соревнования в Россию, чтобы ребята увидели реальный уровень возможных соперников.

photo-9.jpg

Вот из таких элементов и сложилась та почва, что позволила за год существенно поднять уровень отечественной команды. Призовые места на престижных соревнованиях – это лучшее доказательство того, что тактика была выбрана правильно.

- Но расслабляться нельзя, ведь конкуренция сейчас в мире очень высокая. Ежегодно в лидерах Тайвань, Китай, Япония, Таиланд. Часто побеждает Россия, ведь у них громадные возможности отбора, - перечисляет Алексей Голик.