Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь полтора года назад. И хоть официального признания в Беларуси оно не получило, многие родители периодически переводят своего ребенка на удаленку. Попросили соучредителя образовательного центра "100 баллов" Евгения Ливянта рассказать нам о плюсах и минусах дистанционного образования.
"В Германии после пандемийного локдауна родители массово просили оставить детей на второй год"
— Полтора года назад ни у одной из стран не было выстроенной программы, как перейти на дистанционное обучение, не существовало схемы действий, логистики. На мой взгляд, оно по-прежнему не сопоставимо по эффективности с очным образованием, и, возможно, никогда не будет сравнимо. Тем не менее, в этих условиях тоже искать варианты для работы с ребятами.
Я изучал ситуацию с обучением в Германии: в первый пандемийный год уровень образования в их стране резко упал. Но в немецкой среде не зазорно остаться на повторное изучение программы, для них это вовсе не клеймо. Знаю, что многие семьи попросили оставить детей на второй год, чтобы получить возможность еще раз пройти эту неосвоенную программу. Для немцев важна не галочка в дипломе, а фундаментальные знания, которые будут ступенью для получения качественного высшего образования.
За время с начала пандемии нигде так и не была выстроена полноценная система обучения на расстоянии. Тем не менее, во многих странах мира сделаны гигантские шаги его по развитию: созданы обучающие платформы, телеуроки, обратная связь. К примеру, в России появилось несколько образовательных платформ как государственных, так и принадлежащих каким-то большим корпорациям и фондам. Они между собой взаимодействуют и конкурируют, что идет в конечном итоге на пользу ученикам и учителям.
"Говорящая голова — это не обучение. Нужна обратная связь"
— Удивительная история, но наша страна осталась, наверно единственной страной в мире, где дистанционное образование в школе, по сути, запрещено. Учитель не получит оплату своего времени, если проведет урок по видеосвязи, к тому же по нормативам нельзя оценивать ответ и работы, полученные от ученика дистанционно.
И даже та платформа, что так была громогласно объявлена на республиканском педсовете министром образования, скорее похожа на потемкинскую деревню. Можно зайти, пощелкать по кнопочкам. В лучшем случае найдете 10-15 минут видео с говорящей головой: учитель более-менее неплохо пересказывает учебник.
Но это не обучение! Нужна обратная связь: возможность выполнить задание, отправить его на проверку, получить от преподавателя ответ, исправить ошибки, наметить дальнейшие пути обучения. Поэтому в Беларуси дистанционное образование развивается в основном в частной сфере. Конечно, очные занятия несравнимо более результативны, чем дистанционные. Но эффективность дистанционного обучения постоянно возрастает.
"Учителю помогает куратор, контролирующий, чтобы ученик вовремя подключился к видеотрансляции"
— Когда весной 2020-го года образовательный центр "100 баллов" переходил на удаленку, то учителя четко разделяли два типа занятий: очные уроки и удаленные. Преподаватели в начале этого пути утверждали: провести качественно урок для обеих категорий, невозможно. Но, набравшись опыта, уже к сентябрю 2020-го года они научились проводить одновременно занятия и для тех, кто в аудитории, и для тех, кто не в ней. За это время наши преподаватели накопили много интересных способов и форм работы с учениками, чтобы существенно повысить отдачу дистанционного образования.
Для того, чтобы отвечать вызовам времени, мы провели техническое перевооружение: компьютеры, видеокамеры, специальные серверы, мощный интернет. Мы подключились сразу к двум провайдерам. На всякий случай: мало ли, что у одного произойдет. У нас появилась собственная служба техподдержки, отвечающая за техническую сторону вопроса. Понимаю, что в школах сделать все тоже самое намного сложнее. Но очень хочется, чтобы образование было доступно каждому ребенку.
Как построена работа в центре? Допустим, учитель является контактом первого уровня или не может выходить из дома, боясь заразить других, но при этом состояние здоровья позволяет проводить уроки. Он ведет урок из дома, а ученики видят своего педагога на большом экране. В каждом кабинете стоит камера, направленная на учеников. Учитель видит ребят, общается с классом, задает вопросы, слушает ответы.
Вдобавок в кабинете находится куратор, помогающий учителю вести урок. Мы исходим из понимания, что мир не идеален, поэтому в обязанности куратора входит следить за дисциплиной. Кроме того, он распечатывает переданные заранее педагогом материалы, необходимые к уроку, собирает по окончанию занятий выполненные задания.
Бывает обратная ситуация: учитель на месте, но нет нескольких учеников. Тогда эти ребята дистанционно присоединяются к очному уроку. Видеокамера в кабинете разворачивается уже на учителя. В кадр постоянно попадает доска. Куратор контролирует, чтобы ученик вовремя подключился к уроку, отвечал на вопросы преподавателя. Контролируется время, за которое ребята должны отправить учителю выполненное задание. Если ученик выпадает из урока, куратор тут же отправляет сообщение ему и его родителям. Эти дисциплинарные меры достаточно жесткие и четко прописаны.
"Попытка заставить учиться всех абсолютно бесперспективна и бесполезна"
— На старте удаленки у нас случались ситуации, когда ребята, может и несознательно, но срывали урок. Им было интересно пообщаться между собой в необычном формате. Мы быстро разработали логистика и правила нахождения на дистанционном занятии, чтобы ученики не отвлекались на общение между собой, не издавали какие-то странные звуки, не выкладывали во время занятий видео и так далее.
Сейчас, когда все больше учеников переходит на дистанционное обучение, нагрузка на преподавателей и кураторов возросла. В такой ситуации дисциплина — крайне важная история, без которой учебный процесс не будет существовать. Предупредил учеников и их родителей: количество замечаний, после которого молодых людей отчисляют, будет значительно сокращено.
Когда я стал работать учителем, интуитивно с первых же лет работы пришел к мысли о том, что попытка научить всех и заставить учиться всех абсолютно бесперспективна и бесполезна. Для желающих получать знания нужно создавать условия. Тот, кто не хочет учится, может ничего не делать, но не имеет права мешать другим. Тогда формируется здоровая обстановка.
И в дистанционном образовании это поощрение тех, кто пришел учиться, крайне важно. А вот учителю тратить свою энергию на успокоение тех, кто бездельничает, нецелесообразно. Поэтому мы даем ребенку, мешающему другим, право выбора: либо примыкаешь к интересующимся наукой, либо ничего не делаешь — тогда мы расстаемся.
А проанализировать успеваемость на удаленке легко: задавать вопросы ученику, оценивать его ответы, проверять его самостоятельные работы. Конечно, есть вероятность, что контрольную или диктант за ученика напишет кто-то из родителей. Но, во-первых, долго так взрослые не продержатся, у них же есть своя работа. Во-вторых, они быстро поймут, что делают медвежью услугу: ребенок должен уметь учиться сам.
Кому все это может пригодиться?
— В белорусских школах немало случаев, когда отдельные ученики по состоянию здоровья выпадают из учебного процесса на долгие месяцы. На помощь таким детям может прийти дистанционное образование.
К примеру, сейчас значительно помолодел сахарный диабет. Если у ребенка диагностируют эту серьезную болезнь, родители делают все, чтобы сберечь его здоровье, в том числе изолируют от прямых контактов с коллективом. Лечение в этом случае — длительный процесс. Так как же этим детям учиться? В отдельных классах есть ученики с различными серьезными заболеваниями, не позволяющими им приходить на уроки, в сумме же таких детей очень много. Чтобы получать знания, не рискуя своим здоровьем, можно воспользоваться возможностью изучать программу вне школьных стен.
Дистанционное обучение хорошо подходит в случае, когда ребенок болен, но в состоянии учиться, либо оказался на изоляции или карантине, а также в отъезде с родителями. Надо помнить еще об одном очень сильным эффекте: в коллективе, пусть даже через экран, у ребенка исчезает ощущение, что он в своей ситуации позабыт-позаброшен. В современном мире оно становится альтернативой для тех, кто по любым причинам не может посещать школу.
В образовательном центре "100 баллов" ученикам 5-9-х классов общеобразовательных школ и гимназий могут предложить пакет обучения по основным предметам, а также добавить к ним контролирующие уроки. Если ребенок попал на самоизоляцию, то есть можно воспользоваться минимальным пакетом, рассчитанным на 14 дней. Дистанционные уроки — это возможность не отстать от своих одноклассников во время болезни или карантина.