В августе в столичном центре развития "УМКА" суета: строители и педагоги спешат подготовить дошкольный центр дополнительного образования к своему 21-му учебному году. Директор центра Ирина Генрихсен рассказала Смартпресс, как вместо покупки квартиры все накопленные с мужем семейные средства вложила в открытие своего дела, зачем в 46 лет снова поступила в университет и на сколько изменились за два последних десятилетия запросы родителей.
"В детстве я несколько раз убегала из садика домой"
Раскладывая игровые пособия по полкам, директор центра развития "УМКА" Ирина Генрихсен вспоминает, что сама была абсолютно недетсадовским ребенком.
— В детстве я несколько раз убегала из садика домой — настолько мне не нравилась муштра, которая в советские годы присутствовала в садовских группах, вечный запах кислой капусты в коридорах, обязательные совместное высаживание на горшки. В какой-то мере тот негативный опыт подтолкнул меня к созданию центра, где воспитание детей, обучение их самостоятельности проходило бы с любовью и большой ответственностью перед миром ребенка. Ведь это такой же человек со своими индивидуальными потребностями, хоть и маленький.
Ирина говорит, что у нее никогда не было цели превратить свое дело в сеть с большим количеством филиалов. Ей хотелось работать с детьми индивидуально, чтобы иметь возможность скорректировать общую программу под каждого воспитанника с учетом его особенностей. С таким подходом не до объемных групп. На данный момент в "УМКА" могут заниматься около 150-200 детей.
— Это не значит, что они все приходят одновременно: кого-то приводят в мини-садик, другие идут на кружки английского, рисования, хореографии, 3D-дизайна или в группы на развивающие занятия, у третьих индивидуальное расписание обучения. В этом году стартует новый проект: мини-ясли. Мы работаем шесть дней в неделю, чтобы покрыть затраты на аренду помещения, коммунальные услуги, выплатить зарплаты педагогам, закупить новое обучающее оборудование. Я прекрасно понимаю систему затрат, необходимых для эффективного функционирования центра. Прибыль от работы я тут же вкладываю в его развитие.
Начиналось же все с одной группы в восемь человек, которые пришли в 2000-м году в только что созданный центр развития.
"На открытие центра ушли деньги, откладываемые на покупку квартиры"
По первому образованию Ирина Генрихсен географ. Учителем географии в школе она и начинала свою карьеру. Буквально через год после получения диплома ей предложили должность замдиректора по воспитательной работе. Вскоре активного специалиста заметила частная гимназия и позвала пройти конкурс отбор, чтобы попасть к ним штат. Обойдя 17 конкурентов, Ирина стала уже замдиректора этого учебного заведения, к тому же продолжала преподавать любимый предмет.
— В моих планах было расти в гимназии, но руководитель заведения хотел, чтобы эту должность занимал мужчина. Через четыре года желанный для него кандидат появился, а мне пришлось уйти. Я быстро нашла другую работу, но три месяца переживала из-за случившейся несправедливости. А потом собралась, заставила себя вспомнить сильные стороны. В это же время подруга решила открыть туристическое агентство. Пока я помогала ей со сбором бумаг и поиском места, поняла, что мне по силам открыть собственное дело, — вспоминает собеседница.
В начале нулевых конкуренция в сфере частного образования была небольшой. Быстро нашлось необходимое помещение на базе действующего детского сада. На открытие центра и ремонт помещения Ирина взяла семейные сбережения, которые они с мужем откладывали на покупку квартиры.
— Муж верил в меня и всячески поддерживал. А было и вправду непросто, к примеру, регистрации предприятия, которое сейчас делается за день, я ждала 2,5 месяца. Соответственно, все это время в подвешенном состоянии были мои арендаторы и люди, которые уже готовы работать с детьми. Тяжело переживала и из-за первой вышедшей обо мне публикации: на страницах ведомственной газеты Октябрьского района чиновница возмутилась, почему частная структура внедряется в государственный сад. Потом она сама не раз приезжала к нам, одобряла нашу работу. Но та статья до сих пор хранится у меня, как напоминание, что сложно быть первым.
Начиная собственный бизнес, Ирина не была готова к тому, что так часто будет меняться нормативно-правовая база.
— Сделаешь ремонт, а тут выходит новое постановление по требованиям к покрытию стен и полов, к показателям освещения. Надо срочно менять лампы, перекрашивать стены, но в бизнес-план дополнительные расходы не закладывались. Банки же не всегда готовы идти на встречу таким стартапам, как у меня.
Первые восемь выпускников уже заканчивают университеты. Ирина до сих пор поддерживает связь. Только встречаются уже по новому адресу: в 2003-м году старый сад, на базе которого работал центр, был расформирован, пришлось переехать на Кунцевщину.
— Тогда еще не был так развит интернет, поэтому доводилось самой мотаться по инстанциям. У меня уже родилась дочка. С крошкой в "кенгуру" на общественном транспорте ездила к чиновникам, отстаивала очереди в налоговой, чтобы оформить бумаги.
Если технических вопросов было много, то с командой сложилось сразу. Показательным для директора стал прошлый год, когда из-за пандемии коронавируса она была вынуждена на пять месяцев отправить сотрудников в отпуск за свой счет. Удалось найти средства для выплаты отпускных, договориться об отсрочке аренды, но избежать минуса в бюджете не получилось. И все-таки никто из педагогов не уволился.
Сейчас под началом Ирины в коллективе, который начинался с восьми единомышленников, работает 14 человек. Среди них и бывшая выпускница центра развития. "Приятно, когда у твоего дела есть будущее", — улыбается собеседница.
"В 46 лет я поступила в университет получать второе высшее образование"
Бизнес в сфере образования часто зависит от запроса родителей. За последние 20 лет изменились их требования и к дополнительному дошкольному образованию. Ирина объясняет:
— В нулевых большинство клиентов хотело, чтобы их чадо научилось как можно быстрее читать и считать. Нынешним родителям в первую очередь важен комфорт ребенка: они ищут дружественную для сына или дочки среду, хотят, чтобы у детей развивались сочувствие, эмпатия, а также мотивация и волевые качества. Программы, разработанные нашими педагогами, позволяют совмещать формирование интеллектуальных способностей малыша с совершенствованием социальных навыков.
Самому младшему ученику такой группы было всего год и четыре месяца. Вначале с каждым новичком и его родителями обязательно знакомится логопед и психолог.
— Важно оценить развитие ребенка, разобраться, есть ли у него особенности, и какую коррекционную программу мы можем в том или ином случае предложить родителям. В центре есть два психолога и три логопеда, сообща мы можем выработать эффективный алгоритм занятий. Увы, не все мамы готовы принять, что ребенку необходима дополнительная помощь. Или к нам приводят одаренного кроху. Педагогу надо сориентироваться, как работать, когда в группе разные дети. У каждого учителя есть корзинка с дополнительными материалами для тех, кто быстрее осваивает Остальным тоже хочется получить что-то новенькое из заветной корзинки, и они тянутся за такими детьми.
Для того, чтобы более профессионально выстраивать учебную программу Ирина решилась в 46 лет поступить в университет получать второе высшее образование. Собеседница шутит, что у мужа три диплома, так что ей есть еще куда стремиться.
— Спустя 25 лет после выпуска из вуза я пошла учиться на психолога, чтобы разобраться, какие процессы происходят в мозгу человека, как он работает. Учеба помогла лучше понять мыслительные процессы и эмоциональные реакции людей. Когда мы с коллегами садимся разрабатывать программу на учебный год, то четко знаем, на какие показатели мы можем опираться и что мы можем сделать, чтобы развивать их в детях.
"Изучали методику Марии Монтессори в городе, где она родилась"
Чтобы не вариться в собственном соку, в 2019-м году Ирина Генрихсен подала заявку на участие в проекте Европейского Союза MOST. Полученный грант позволил педагогам "УМКА" побывать в Кьяравалле, где родилась Мария Монтессори, и изучить работу учителей в тех садах, где впервые стала применяться разработанная ею педагогическая система.
— Лично меня у Монтессори вдохновляет принцип "помоги мне сделать это самому". В одном из садов мы наблюдали, как трехлетний малыш выбирал, с каким пособием он сегодня будет заниматься. Взял чашечку с водой, но по пути к столу споткнулся и начал падать. Наша коллега не выдержала и бросилась подхватывать падающего ребенка, за что удостоилась… осуждающего взгляда от итальянского монтессори-педагога. Тот потом объяснил: нельзя мешать ребенку получать опыт, даже если он принесет негативные эмоции. Он должен понять, что неосмотрительность может привести к неприятным последствиям, и разобраться, как эти последствия устранить, ведь нужно будет сходить за тряпкой и убрать разлитую воду. А еще малыш должен научиться справляться со своими ощущениями: вот он расстроился, значит, можно подойти ко взрослому и получить свою порцию утешения, а потом и похвалы, ведь он справился с возникшей проблемой.
Помимо итальянцев, белорусские педагоги сотрудничают со специалистами из Германии, России, Польши и США. К примеру, у немецких детских садов "УМКА" позаимствовал вальдорфские принципы взаимодействия с окружающей средой. Ирина объясняет:
— Мы внедряем их на занятиях по окружающему миру. К примеру, можем сеять семена, наблюдать, как растут саженцы. Дети везут ростки на свои дачи, а потом их родители начинают сбрасывать в общий чат фотоотчеты, какие в результате выросли огурцы, как разрослась петрушка.
У россиян директор центра изучала дошкольную программу Рыбаков Фонда, в основе которой лежат разработки, сделанные еще в начале ХХ-го века выходцем из Орши Львом Выготским. Она направлена на развитие гибкого мышления и таких функций мозга, как способность к планированию и самостоятельному выбору. У американцев ее заинтересовала система интеграции детей с особенностями в общеобразовательный процесс и школа тьюторства. В последнем случае тот же ребенок с расстройством аутического спектра может заниматься вместе со всеми, но, если его поведение начинает выходить за рамки, тут же рядом появляется человек, готовый успокоить и переключить его внимание.
— Есть диагнозы, из-за которых дети не могут ходить, например, диабет 1-го типа или ДЦП. Но это не должно быть препятствием для обучения и занятий со сверстниками. Остальных малышей общение с особенными мальчиками и девочками учит сочувствию, уважению и умению поддержать того, кто не такой, как ты. Как-то у меня занималась девочка с ДЦП, и знаете, группа доброжелательно ждала ее на коврике, пока та медленно добиралась ко всем из-за своей парты. приводили и ребят с легким расстройством аутического спектра. Их наши педагоги буквально выносили на руках, смогли социализировать. К детям всегда можно найти ключик. Главное, любить пришедшего к тебе ребенка.
Автор: Анастасия Панкратова
Фото: Анна Шарко