В марте одному из самых крупных промышленных районов Минска – Заводскому – исполнится 87 лет. И в конце сентября этого года, после запуска ТРЦ Prizma, он наконец начал ассоциироваться не только с производственными предприятиями, но и с современным досугом и развлечениями. А помните, что находилось на месте торгово-развлекательного центра раньше? Мы решили поднять архивы и найти старые фото популярных локаций района. Предлагаем поностальгировать и сравнить с тем, что мы имеем сегодня. 

1950-1970-е

Вот так в начале века выглядел будущий Партизанский проспект (тогда он назывался Могилевским шоссе). Уже работает Минский подшипниковый завод и первый автомобильный гигант СССР – МАЗ (на фото – машины производства этого завода).

Как менялся Заводскои раион_1.png
В 1970-е Партизанский проспект выглядит уже так: просторно, но пока еще без пробок. 

Как менялся Заводскои раион_2.pngФото: Петр Перуновский

Как менялся Заводскои раион_3.png
А это гостиница "Турист" в 1973-м – в год, когда ее достроили.

Как менялся Заводскои раион_4.png
Снимок участка дороги поблизости, сделанный примерно в это же время. 

Как менялся Заводскои раион_5.pngФото: Юрий Сомов

1980-1990-е

Трамвай на Партизанском проспекте в 1987 году. 37 лет назад у жителей Заводского района уже имелись небольшие досужие радости: в те годы, например, работал универсам "Беларусь", ресторан "Сосны" и первый (и единственный) в Минске зоопарк.

Как менялся Заводскои раион_6.png
И пара атмосферных фото из 1995-го года: торговые ряды около нынешней станции метро "Партизанская". До ее открытия (а также до открытия станции метро "Автозаводская") — еще два года.

Как менялся Заводскои раион_7.png

2000-2010-е

А это – снимки из фотоальбома "Заводской район города Минска: вчера и сегодня" 2013-го года. Местные, помните, что было в этот год? Если нет: в конце ноября состоялось официальное открытие "Чижовка-Арены".

Как менялся Заводскои раион_8.png
Как менялся Заводскои раион_9.png
Как менялся Заводскои раион_10.png
Посмотрите на панорамный снимок: здесь видны производственные здания Минской зеркальной фабрики. Именно на ее месте был построен ТРЦ "Призма".

Как менялся Заводскои раион_11.png
Между прочим, фабрика была старше самого района: ее основали в 1929-м году, в то время как район (в то время – Сталинский) – в 1938-м. Когда-то на этой фабрике был налажен полный цикл изготовления зеркал, и в три смены работали порядка 500 человек. Но со временем производство сократилось до небольшого участка, а штат – до нескольких сотрудников. В 2013-м году оно перешло в состав компании "Минскдрев" и "переселилось" на другие локации.

Как менялся Заводскои раион_12.pngЕщё одно фото, на котором видна территория фабрики

2020-е – и по сегодняшний день

В 2018-м территорию бывшей фабрики выкупила компания "Сигмаполюс" (в то время объекты, которые находились там, арендовали автосервисные компании и мебельные производства). В 2020-м – начала расчищать под строительство "Призмы". Работа шла непросто: фундамент фабрики, построенной в довоенные времена, оказался сложным для сноса.

Как менялся Заводскои раион_14.pngЗдание бывшей зеркальной фабрики в последние года. Фото: Onliner

Как менялся Заводскои раион_13.pngВо время сноса. Фото: Onliner

По словам представителей "Сигмаполюса", эта территория с производственными объектами, отжившими свое, оказалась отличной локацией для строительства современного многофункционального комплекса. Ведь рядом метро, одна из главных магистралей города, множество маршрутов транспорта. Еще и парк поблизости. 

В разгар стройки ТРЦ Prizma в 2022 году Заводской район выглядел вот так.

Как менялся Заводскои раион_15.jpg
Как менялся Заводскои раион_16.jpg
Как менялся Заводскои раион_17.jpgФото: Realt.by

И немного фото рабочего процесса.

Как менялся Заводскои раион_20.jpg
Как менялся Заводскои раион_19.jpg
Как менялся Заводскои раион_18.jpgФото: "Сигмаполюс"

"Концепция "работа-дом-работа" не подходит современному городскому жителю" 

– В этой локации Заводского района явно не хватало мест для развлечений и шопинга современного формата, – считает маркетолог "Сигмаполюса" Анна Некрасова. – Он и в целом немного грузный, увесистый из-за обширной промзоны в его основе. А сегодня лайфстайл-концепция "работа-дом-работа" уже не подходит современному городскому жителю. Он всё чаще выбирает work-life balance и комфорт даже во время прогулки за продуктами – не говоря уже об отдыхе с семьей.

Как менялся Заводскои раион_22.JPGМаркетолог компании "Сигмаполюс" Анна Некрасова

– Помимо того, что у жителей района и города появился классный и современный многофункциональный комплекс, силами компании "Сигмаполюс" было сделано немало и по улучшению инфраструктуры поблизости. Одним из самых крупных и существенных изменений в транспортном сообщении района стало строительство новой дороги между улицей Долгобродской и Партизанским проспектом. Она была проложена за счет средств нашей компании и передана городу.

Как менялся Заводскои раион_23.jpgФрагмент новой дороги, построенной "Сигмаполюсом". С нее можно свернуть на крытый паркинг ТРЦ Prizma. Фото: "Сигмаполюс"

Также мы установили средства организации дорожного движения, облагородили заезды к соседним объектам, тротуары, пешеходные пути рядом с объектом и остановку общественного транспорта, построили велодорожку рядом с объектом. В общем, позаботились о том, чтобы посетителю было проще к нам добраться. И, похоже, все довольны: самая надежная обратная связь от местных жителей – растущий трафик ТРЦ. 

Заводской район и новый торговый центр – сегодня

Фото: "Сигмаполюс"

Автор: Вера Рогатко

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.