Иметь собственное жилье хотят многие, но не каждый может просто взять и купить недвижимость. В Беларуси можно стать в очередь на улучшение жилищных условий. Она дает преимущество при получении арендного жилья и возможность построить квартиру по более выгодным условиям. Рассказываем, кто может стать на учет и что для этого нужно.
Кто может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Согласно белорусскому законодательству, на учет могут стать совершеннолетние граждане. Но если вы женились или вышли замуж ранее 18 лет, то можно стать на учет с даты свадьбы.
Кроме того, независимо от возраста, на учет в улучшении жилищных условий могут стать дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Но это только общие условия. Чтобы быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, нужно соблюсти ряд условий.
Какие есть основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий?
Если нет собственного жилья в том населенном пункте, где вы проживаете. Но если речь о Минске и Минском районе, то не только у вас не должно быть собственного жилья, но и у членов семьи, которые живут с вами. Важно! Нужно быть зарегистрированным по месту жительства не менее 5 лет (для Минска – 10 лет).
Если обеспеченность жильем меньше нормы. По Беларуси такой норматив составляет 15 кв метров, а по Минску – 10 кв метров на одного человека.
Например, семья из трех человек живет в Барановичах в квартире площадью 40 кв метров, и вся семья может стать на учет, поскольку на каждого члена семьи приходится менее 15 метров. А вот если бы такая семья жила в Минске в квартире такой же площади, то на учет они стать не могут.
Если вы живете в одной квартире либо одноквартирном жилом доме, заселенном несколькими собственниками и обеспеченность жильем тоже меньше установленной нормы.
Если жилье не соответствует санитарным и техническим требованиям. Жилье таковым может признать местный исполком. Важно! Если вы купили жилье, которое уже было признано не соответствующим требованиям, то стать на учет нельзя.
Если вы проживаете в общежитии. Но это не касается граждан, которые живут в общежитии в связи с учебой, спортивной подготовкой, прохождением клинической ординатуры, или сезонных рабочих. Важно! Нужно быть не только зарегистрированным в общежитии, но и фактически проживать там.
Если вы снимаете жилье. При этом нужно не только заключить договор найма жилья, но и зарегистрироваться там по месту жительства и фактически там проживать. А также если вы живете в арендном жилье, которое предоставили по месту работы, или в социальном жилье с договором на срок до 10 лет.
Если вы живете в однокомнатной квартире с кем-либо, кто не является вашим супругом. Например, на учет может стать мать, живущая со своим ребенком.
Если вы живете в неизолированных жилых комнатах с тем, кто не является вашим близким родственником. Близкие родственники – это супруг, родители, усыновители, дети, родные братья и сестры, дед, бабка и внуки. При этом, являются ли комнаты неизолированными подтверждается техническим паспортом, а также сведениями из организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Если вы молодая семья и у вас нет в собственности жилья. Но нужно соблюсти ряд условий: оба супруга вступили в брак в первый раз, хотя бы одному из супругов не исполнилось 31 года, ни один из супругов еще не стоит на учете и не владеет жильем.
Если вы молодой специалист, и прибыли работать по распределению или вас направили на работу в соответствии с договором о целевой подготовке. Также на учет могут поставить, если вас направили работать на территорию с радиоактивным загрязнением.
Если вы ребенок-сирота, или ребенок, оставшийся без попечения родителей. При этом не должно быть в собственности недвижимости, или должны быть соблюдены вышеперечисленные условия.
Кому откажут в постановке на учет в улучшении жилищных условий?
В первую очередь тем, у кого нет никаких оснований для постановки на учет.
Во-вторых, тем, кто специально ухудшил свое жилье, чтобы стать нуждающимся. Что это значит? Например, семья из трех человек в Барановичах проживала в квартире площадью 50 кв метров, и на каждого члена семьи приходилось более 15 кв метров, что требуется по нормативу. Однако семья перевела часть жиплощади в нежилой фонд, или продала часть жилья, или изменила порядок пользования жильем, и в результате обеспеченность жилплощадью стала меньше.
В-третьих, тем кто подселил к себе других лиц, чтобы обеспеченность жилья стала меньше. Это тоже считается специальным ухудшением жилищных условий. Исключение составляют вселенные, не имевшие до этого в собственности или во владении и пользовании жилья в данном населенном пункте, в котором они были бы обеспечены жильем общей площадью.
В последних двух случаях, можно стать на учет только через 5 лет после ухудшения жилищных условий.
Какие документы нужны и куда их подавать для постановки на учет?
Для этого нужно обратиться в службу "Одно окно" по месту жительства. При себе нужно иметь:
собственно заявление, которое можно оформить прямо на месте,
паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, и свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Все остальные документы будут запрошены самой службой "Одно окно".
Спустя месяц после подачи заявления местным исполкомом будет принято решение о постановке на учет. Об этом решении сообщат в письменном виде.