Каждый год, 27 ноября, жители деревни Скирмантово Дзержинского района собираются вместе, чтобы провести необычный обряд “Ката́ пячы́”. Накануне праздника по особому рецепту из теста выпекается кот, к нему прикручивают хвост из колбасы и подвешивают к потолку. Победит тот, кто сможет его укусить. Если попытка была неудачной и кот остался целым, участнику загадывают желание. Например, поцеловаться с незнакомым парнем или девушкой 10 раз или стать на стул и прокричать на всю округу: “Мама, рыхтуй падушкі! Я замуж хачу”.
Девушки во время обряда могут присмотреть женихов и оценить их юмор.
– Ой, а які гэта кавалер да нас прыгожы прыехаў! Ды яшчэ са сваім сальцісонам, – смеются женщины, встречая очередных гостей.
– Цэлую ночку не спаў, сальцісон гатаваў, – мужчина достает из сумки угощение и ставит на стол.
Сан Саныч приехал на обряд с женой, но стал главным кавалером вечера.
От стола невозможно оторваться. Можно даже не объяснять почему.
Чем не свадьба с веселыми гостями?
А женщины тут же бросаются к кавалеру обниматься, поправляют платки на голове и сыплют шутками, только успевай от них отбиваться. Если не знать, что здесь происходит, кажется, мы попали на настоящую деревенскую свадьбу: на столах блинчики, домашняя колбаса, сыр, драники, бутерброды с салом и огурцами; в фойе уже разыгрывается аккордеонист, а свахи оценивают каждого кавалера.
Весь вечер играла музыка.
На обряд девчата пришли нарядно одетыми.
На самом деле в “Скирмантовском Доме культуры” Дзержинского района люди собираются, чтобы вместе провести необычный обряд “Ката пячы”. Мы еще не знаем, что это станет самое веселое мероприятие за последнее время. Но уже догадываемся, что скучно здесь не будет: взрыв хохота раздается то в одном углу, то в другом.
“Вось вам вушкі, каб муж не хадзіў да падружкі”
Пока гости подтягиваются, работники Дома культуры Наталья Редько (заведующая) и Сергей Янковский вживаются в роли “гаспадароў”. Они “собирают” кота по частям, чтобы потом вынести в зал и подвесить к потолку. Туловище, голову и лапки выпекают из теста, глазки делают из шиповника, нос – из боба, язык – из яблока, уши – из кусочков сала.
Хозяева вечера Наталья Редько и Сергей Янковский собирают кота.
Чтобы кот был праздничным, ему на шею повязали ленту.
– Вось вам вушкі, каб муж не хадзіў да падружкі, – приговаривают Наталья Петровна и Сергей Владимирович и прикручивают коту самую важную и вкусную деталь – хвост.
Если кто-то сможет его откусить сегодня, он и станет победителем вечера. Но хитрость в том, что кота делают добротно: корочка теста такая твердая, что вряд ли с наскока ее можно оторвать, а хвост из колбасы специально поджаривают, чтобы не был мягким. Чем крепче сделан обрядовый кот, тем дольше длится игра.
Кота специально делают так, чтобы укусить на ходу его было невозможно.
Почему кот стал символом обряда?
– У Скірмантава абрад “Ката пячы” ніколі не забываўся і праводзіўся 27 лістапада напярэдадні Піліпаўскага паста. Гэта апошні дзень, калі можна есці ўсё, што хочаш, і весела гуляць, – рассказывает заведующая Домом культуры Наталья Редько. – Чаму менавіта ката абралі сімвалам абрада? Ён лічыцца ахоўнікам сям’і, прыносіць у дом шчасце. Праз з’яданне яго частак чалавек нібы зараджаецца падтрымкаю на дабрабыт, на сямейнае жыццё, працяг роду. Сямейныя людзі гуляюць на абрадзе, каб жыць шчасліва, а моладзь – каб сустрэць жаніха ці нявесту. Так у нас склалася не адна пара.
Заведующая Домом культуры Наталья Редько знает всё про обряд “Ката пячы”.

Оказывается, в 1994 году Наталья Редько очень подробно записала воспоминания своей свекрови Софьи Адольфовны, как раньше проводился обряд. Женщина была его носителем и рассказала, какие песни пели, в какие игры играли, и даже поделилась рецептом теста.
Пока одни во время вечера танцуют…
…другие не теряют времени.
А в 2017 году “Ката пячы” внесли в список нематериального культурного наследия Беларуси.
“Навошта ты с жонкай прыехаў?”
Как только кота собрали, гости направляются в фойе, оценивают свои шансы в игре и рассматривают друг друга.

– Гляньце, які прыгожы кавалер! – женщины заигрывают с Сан Санычем (так зовут высокого статного брюнета).
– Я са сваёй тут, – несостоявшийся кавалер приобнимает жену, сидящую рядом.
Жена Сан Саныча решила закрыть глаза на шутки мужа.
– Дык а навошта ты с жонкай прыехаў? – не унимаются женщины.
– Але гэта не дакладна. Можа, да раніцы я вольны, – смеется Сан Саныч.
От жены Сан Саныч не огребает лишь потому, что здесь почти все знакомы друг с другом, и это больше напоминает шуточную игру.
Што тут робіцца? Это сват балуется. Он тоже под присмотром жены, можно не волноваться.
– Увесь абрад зроблены на жартах, – уточняют местные.
Как сваха сводит молодежь на вечере
И с этого момента песнями, играми, танцами начинают заправлять бойкие и острые на язык сваты Сергей Янковский и Наталья Юшкевич (сотрудники Дома культуры). Они подкалывают друг друга, не дают спуску гостям и могут запросто устроить проверку на юмор. Но сватья не просто веселая, она еще и хитрая: если увидит в зале потенциальную пару, подстроит всё так, чтобы они или танцевали вместе, или выполняли какое-то задание.
Сваты вечера – Наталья Юшкевич и Сергей Янковский нашли “жертву” среди гостей.
Прежде чем пытаться допрыгнуть до кота, гости водят хоровод и начинают играть в “Подушечку”. В центре становится девушка или парень, в руках держит подушку, а хоровод начинает петь: “Каго люблю, каго люблю, таго пацалую. Пухавую падушачку таму падарую!” Как только музыка останавливается, подушка указывает на того, кто должен выйти в центр. И опять под прицелом – Сан Саныч (выдержка у жены просто железная, мужчина до конца обряда остался жив). Теперь пара должна опуститься на подушку, обняться и поцеловаться.
Гости водят хоровод и играют в “Подушечку”.
Надеемся, Сан Саныч доехал домой в целости и невредимости.
– Жанаты я, трое дзяцей! Усё ў парадку, – почти кричит мужчина и тут же шутит. – Выключайце камеры, так чакаў гэтага моманту. Будзем цалавацца.
Но когда на арене появляется другой перспективный кавалер и перетягивает на себя все внимание, Сан Саныч бросает: “Канкурэнтаў прывялі! Навошта я тады прыехаў?”
Если сваха Наталья Степановна приметила будущую пару, точно сведет молодых.
Парню нужно было допрыгнуть до конфеты во рту девушки.
Шутки шутками, но бывали истории, когда зоркая сваха Наталья Степановна в конце вечера говорила парню: “Сёння ідзеш праваджаць гэту дзеўку”. И только попробуй ее ослушаться.
Победителя катают на “коне” с ветерком
За песнями и танцами, кажется, все забыли про кота, который ждет своего звездного часа. Оказывается, это сват “на дзевак заглядзеўся”, но тут же спохватился и вынес со сватьей кота. Его подвязывают к потолку.
– Высока! Давай ніжэй, – гудит публика.

Теперь задача – попытаться откусить любую часть кота. Победителем станет тот, кто сможет добраться до хвоста из колбасы. Такой человек будет считаться самым счастливым, и его с ветерком прокатят на коне.
– На коне?! По всей деревне? – уточняем мы.
– Дзяўчаткі, якія вы наiўныя, – смеются местные жители. – “Каня” зробяць з хлопцаў, яны і будуць катаць.
Сваты учат, какие слова нужно говорить.
Женщины заняли наблюдательный пост.
Нужно на ходу ухватиться за кота.
Итак, игра началась. Сваты отводят каждого желающего в другой конец зала, выдают ему ухват (приспособление для чугунов) и учат, что говорить. Со стороны это выглядит забавно: человек “летит” на чем-то, что напоминает кочергу, и кричит: “Ад парога да кута еду я да ласага ката”. Потом останавливается и пытается подпрыгнуть к потолку. Но и здесь не так всё просто: рядом с котом стоят сваты и отвлекают внимание: “Ой, нешта да тваёй спадніцы прычапілася”.
“Ірачка, круціся, як хочаш. Адкусі ты ўжо гэтага ката”
То ли кот висел слишком высоко, то ли сваты сработали хорошо, но ухватить ни за бок, ни за хвост кота не получалось. А раз нет – сваты загадывают желание, которое человек должен исполнить. Например, одной девушке загадали стать на стул и три раза на всю округу громко прокричать: “Мама, рыхтуй падушкі! Я замуж хачу”.
“Вы меня собираетесь хватать? Или в игры будете играть?”
“Будем играть! Повиси пока, кот”.
– Давай навучу, як трэба казаць, – говорит девушке сваха Наталья Степановна. – Каб гэта было “с чувством, с толком, с расстановкой”.
– Ой, я і сама ведаю. Мяне дакладна ўсе пачуюць, – говорит девушка и как прокричит.
Такое чувство, что для нее это не наказание, а удовольствие. Целый час до кота никто не мог допрыгнуть, зато какие сценки за это время разыгрались: и “пеўнем каля курыцы” нужно было походить, и до конфеты во рту девушки допрыгнуть…
– Ірачка, круціся, як хочаш. Ты ж наша баскетбалістка, наша надзея, – сваты почти взмолились на красивую блондинку. – Адкусі ты ўжо гэтага ката. Хоць за лапку, хоць за хвост, хоць за што.
Ирочка крутилась, конечно, но до кота не допрыгнула.
В этот вечер все попытки были неудачными.
Ни у Ирочки, ни у кого-нибудь другого в этот вечер не получилась допрыгнуть до кота. Кажется, никто особо не расстроился, и с песнями все ушли в “котиную комнату”. А там уже накрыты столы домашней едой, играет аккордеонист, а сваты делят кота между всеми гостями: “Дзяўчаткі, гляньце, а яшчэ ёсць лапкі, каб каханы заўсёды быў каля хаткі”.
Сваха держит того самого кота, который никому не достался.
Но потом гости сели за стол и поделили символ обряда.

…Гости до поздней ночи сидели за столом, пели белорусские народные песни, вспоминали будни деревни и договорились собраться ровно через год. На этом же месте. В это же время. Кто-то же должен укусить кота за хвост.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Христина Лузай
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.