Для Дмитрия Бондаренкова небо давно стало домом. Пилот воздушного шара, рекордсмен, романтик высоты, он доказал, что даже без двигателя и руля можно управлять своей судьбой. В рамках познавательного цикла "Уникумы Беларуси" поговорили с человеком, который более 20 лет парит над Беларусью на воздушном шаре и установил национальный рекорд по продолжительности полета – 9 часов 15 минут.
Цикл подготовлен smartpress.by при поддержке компании “Эгис”.
Полное интервью с Дмитрием Бондаренковым смотрите на нашем YouTube-канале:
От безопасности государства до романтики неба
Дмитрий Бондаренков не всегда был пилотом воздушного шара. Его путь начался с военной службы, где будущий рекордсмен занимался, по его словам, "обеспечением безопасности государства".
– Я умел многое: нырять, стрелять, бегать, прыгать. Но на гражданке эти навыки оказались не так востребованы. Жизнь изменилась в один момент, когда, проезжая по дороге, увидел в небе воздушный шар. Эта картина заворожила. Мне так понравилось, так романтично! Я догнал команду, познакомился и сказал: хочу так же! – рассказывает пилот.
Так началась его любовь к воздухоплаванию. Дмитрий получил свидетельство пилота и с головой погрузился в новый мир.
Дмитрий Бондаренков
– Каждая встреча с воздухоплавателями – это что-то особенное. Я объездил полмира, познакомился с невероятными людьми, такими как Ричард Брэнсон или Федор Конюхов. Все они – пилоты воздушных шаров, и каждый человек – отдельная история, – говорит Дмитрий. Воздухоплавание стало для него не просто увлечением, а правилом жизни.
Что общего между воздушным шаром и "Формулой-1"?
В марте 2025 года Дмитрий Бондаренков установил национальный рекорд по продолжительности полета на воздушном шаре – 9 часов 15 минут. Это достижение стало не только личной победой, но и символом того, что воздухоплавание – это серьезное мастерство.
– Рекорд – подтверждение уровня твоих умений. Нужно быть готовым физически, морально, материально. Ты собираешь все свои навыки воедино и показываешь, на что способен, – признается рекордсмен.
Белорусские монгольфьеры на старте. Фото - aerotour.by
Воздушные шары, или монгольфьеры, – это тепловые аэростаты, в которых шар наполнен теплым воздухом (подогревается газовой горелкой в процессе полета). Они летают без двигателя и руля, подчиняясь лишь воле ветра. Управлять таким аппаратом – задача, требующая тонкого чутья. По словам Дмитрия, пилот должен разбираться в метеорологии, чувствовать потоки воздуха.
– На земле ветер 5 метров в секунду, ты движешься со скоростью 10 км в час. Поднимешься на 50 метров выше – и уже 50 км в час, а курс совсем другой. Это как управлять болидом "Формулы-1": ускоряешься, замедляешься, ищешь нужный поток, – объясняет он.
Кстати, помимо монгольфьеров, есть еще и шарльеры – это аэростаты, в которых шар наполнен газом (как правило – гелием или водородом). Есть и комбинированный вариант (газовые и тепловые аэростаты одновременно). Их называют розьерами.
Воздушный шар "Большун" – именно на нем был установлен рекорд. Он действительно самый большой в Беларуси и на нем могут подняться в небо 12 человек одновременно
Страшно красиво: ощущения в небе
Многих пугает мысль о полете на воздушном шаре. Высота, отсутствие двигателя, тишина, лишь изредка прерываемая шумом газовой горелки – кажется, что это должно вызывать страх. Но Дмитрий уверяет, что в гондоле шара страх растворяется в красоте.
– Мы часто говорим, что в полете страшно красиво. Когда ты в небе, мозг теряется без точек отсчета. Вместо страха высоты ты видишь картину, как на Google Maps, только живую. И просто наслаждаешься, – рассказывает пилот.
Страшно красиво. Фото – Pixabay.com
Особенность воздушного шара в том, что он позволяет почувствовать полет в его чистом виде.
– Космонавт Алексей Леонов говорил, что настоящее чувство полета можно испытать только на воздушном шаре. Не в самолете, не в космосе, а именно в полете на аэростате. Это как наркотик: ты хочешь летать снова и снова, – говорит Дмитрий Бондаренков.
В отличие от самолета, где высота скрыта за иллюминатором, в гондоле ты полностью открыт миру. Можно спуститься низко, чтобы разглядеть шишки на деревьях, или подняться выше, где земля становится похожей на карту.
Тишина в полете – не повод для тревоги. Горелки, нагревающие воздух, включаются максимум на 10 секунд с определенной периодичностью. Всё остальное время пилоты проводят в тишине – слышен только ветер. Если же речь идет о шаре, наполненном газом, то и шума горелок нет – полная тишина и красота вокруг.
Дмитрий Бондаренков в студии Смартпресс
На монгольфьере "за грибами" и шашлыками
Воздухоплавание для Дмитрия – не только спорт, но и стиль жизни, полный ярких моментов. Каждый полет – маленькое приключение.
– Однажды мы приземлились на опушке леса, сложили шар, а к нам вышла бабушка. Посмотрела на корзину и говорит: “Хлопчыкi, тут столько грыбоў няма!” В другой раз человек пригласил нас сесть на его участок в 10 соток – обещал шашлыками угостить. Когда шар начал спускаться – а он 35 метров в высоту и 50 в ширину, – хозяин понял, что места маловато, и крикнул: “Летите дальше, я сам шашлыки привезу!", – рассказывает пилот.
Шар притягивает взгляды, собирает вокруг людей, вызывает улыбки. По словам Дмитрия, когда ты плывешь над землей, с тобой хотят говорить. Настоящий праздник! Но за этим праздником стоит постоянный анализ.
– Ты смотришь на поле, лес, дорогу – всё влияет на потоки воздуха. Укаждого своя аэродинамика. В голове формулы, расчеты, куда тебя понесет ветер. Время на воздушном шаре пролетает незаметно: пассажиры говорят, что только взлетели, а прошло уже полтора часа, – подчеркивает Дмитрий.
Ричард Брэнсон – один из самых известных воздухоплавателей
В погоне за бриллиантами
Установив национальный рекорд по продолжительности пребывания в воздухе, Дмитрий не собирается останавливаться. Его следующий вызов – новый рекорд: 24 часа в воздухе.
– У мужчин всегда есть амбиции. У Международной авиационной федерации (FAI) есть знаки отличия – чтобы получить их, надо выполнить определенные условия. На золотой знак мы уже наработали. Но к нему можно добавить "бриллианты" – их дают, например, за 24 часа непрерывного пребывания в полете (для тепловых аэростатов – 12 часов), – рассказывает пилот.
Тепловые аэростаты на старте Кубка Гордона Беннетта. Фото estrepublicain.fr
Новый рекорд – это цель. Но есть и мечта: участие в Кубке Гордона Беннетта. Это самые престижные соревнования среди воздухоплавателей, которые проводятся с 1906 года. Уровень – как "Формула-1" в автоспорте. Как объясняют организаторы, правила соревнований просты: "улететь как можно дальше от точки старта".
– Это элита, лучшие пилоты мира. Мало команд, все друг друга знают. Мы проходим этапы подготовки, чтобы доказать, что можем там быть и достойно представить нашу страну, – говорит Дмитрий Бондаренков.
2540 км на воздушном шаре: немного о мировых рекордах
В мире воздушных шаров ключевыми являются три рекорда: по продолжительности нахождения в воздухе, дальности полета и высоте подъема. Рассказываем о лучших достижениях на тепловых аэростатах.
Самый большой российский воздушный шар, на котором Фёдор Конюхов установил сразу два рекорда. Фото – Русское географическое общество
Рекорд дальности полета составляет 2540 км. Его установили российские воздухоплаватели Фёдор Конюхов и Иван Меняйло в марте 2023 года. Полет начался в Кировске (Мурманская область) и завершился в Хатанге (Красноярский край) и проходил на высоте 3–6 км, максимальная скорость составила 109 км/ч, а объем оболочки аэростата – 12 000 м³.
Рекорд высоты полета – 21 027 метров. Он принадлежит индийцу Виджайпату Синганья и установлен 26 ноября 2005 года. Обычно тепловые аэростаты практически никогда не поднимаются выше 8 км – там начинается "зона смерти": дышать без кислородной маски невозможно.
Рекорд продолжительности полета – 5 дней. Он установлен в том же полете, в котором Фёдор Конюхов и Иван Меняйло установили рекорд дальности полетов.
Для сравнения: во время первого пилотируемого полета на монгольфьере ученый-химик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и офицер королевской гвардии, маркиз Франсуа Лоран д’Арланд находились в воздухе 25 минут, поднялись на 915 метров и пролетели 9,9 км.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.