Бесконечные курсы “успешного успеха” в последнее время из Instagram вытесняет… обычная белорусская вёска. Устав от погони за очередной победой, люди хотят смотреть на простой и понятный мир из детства, где в печке пекутся блины, по двору бродит кот Васька, а на заборе разрывается от крика петух. Этот материал – о тех ребятах, кто сразу влюбился в вёску сам, затем “заразил” ею подписчиков и решился открыть собственное дело. В центре – та самая деревня. Дизайнер Яна Довнар придумала собственную вёску “Утульнавічы” и теперь продает открытки с ее изображением. А специалист по работе с клиентами Андрей Третьяк создал свитер “Таямніца Палесся” с изображением лягушек и аистов.
В декрете Яна Довнар поняла: она хочет работать на себя и рисовать вёску.
– Иногда человеку хочется забраться под плед, взять чашку какао и почувствовать тепло. А мне – обнять его через свои работы. Ведь я затрагиваю только лучшие воспоминания детства. Рисую бабулечку, читающую газету, рыжего кота, банду соседских гусей, – рассказывает иллюстратор и дизайнер Яна Довнар из Минска.
Деревенские рисунки Яны теперь можно увидеть на открытках.
Яна живет в Минске, но это не помешало создать ей вымышленную деревню “Утульнавічы”.
Когда заходишь в Instagram к Яне, возникает ощущение, будто тебя вернули в детство. Здесь свой ламповый и теплый мир: с выдуманной деревней “Утульнавічы”, ее радостями и буднями. Год назад девушка и подумать не могла, что ее работы “вёскі” превратятся в собственное дело. Но, оказалось, люди устали от суеты, им хочется смотреть на простые и понятные вещи. И тут всё совпало: Яна стала рисовать белорусские деревенские пейзажи, а подписчики спрашивать, как можно купить эти работы.

Год на мечту
Яна окончила художественную школу, получила высшее образование по специальности “инженер” и прошла путь от завода до работы в IT веб-дизайнером. Но всё круто изменил декретный отпуск.
– Решила работать на себя и запустила челлендж “Год на мечту”. Набросала план, один из пунктов – принимать заказы через блог, – делится с нами Яна. – Что из этого вышло? Прошел год, я стала самозанятой и ушла из IT. Теперь перечитываю свой план, который составила осенью 2024 года, и думаю: “Почему я так мало мечтала? Всё же сбылось!”.
Теперь вёска Яну окружает везде, даже на телефоне.
У Яны деревня ассоциируется с бабушкой, гусями и спелыми яблоками.
Вёска в творчестве Яны появилась не сразу. Девушка нарисовала несколько деревенских работ, и их отобрали на выставку в галерею Farba. Простые домики, котики, белье на веревке тут же залетели публике. А пост про деревню стал самым популярным в социальной сети.

– Я обалдела, сколько людей мне написали! Говорили: “Ой, это же моя бабушка! Как всё душевно!”. Вспоминали свое детство, вёску, были совсем трогательные истории, – отмечает Яна.
Как бренды сами вышли на дизайнера и предложили коллаборацию
Так родилась идея создать собственную деревню “Утульнавічы”. Это собирательный образ: не только Яна вспоминает свои летние каникулы у бабушки с дедушкой, но и подписчики присылают фотографии своих деревень. Девушка смотрит, вдохновляется – так рождаются новые работы.
– Я рисую тишину, котов и запах сена, – продолжает рассказывать 31-летняя Яна.
Яна признается: создавая собственную красочную деревню, она делала акцент только на лучшие воспоминания.
Бабушка с газетой – это прямо обязательный пункт вёскі.
Теперь ее открытки продаются в книжных магазинах, на 2026 год запланирована выставка “Утульнавічы” в Республиканском театре белорусской драматургии. А вот чего совсем не ожидала Яна, так это что бренды сами начнут выходить на нее и предлагать коллаборации. LSTR уже выпустил майки с вёской, вот-вот работа дизайнера появится на одежде Honar, а российская компания работы Яны превратит в рисунки для вышивки.
В следующем году у Яны запланирована выставка деревенских рисунков.
Изображение модных бабуль (справа) можно найти не только на открытках, но и на одежде одного из брендов.
– Это же чистое удовольствие: я делаю то, что мне нравится, и есть аудитория, которой откликается мое творчество. Мир большой, в нем всегда найдутся похожие люди. Подстраиваться не хочу, это не от души, – рассуждает Яна. – Почему деревня вдруг стала так интересна молодым? Думаю, люди устали от достигаторства, им хочется тепла и уюта. Наши родители старались уехать из деревни в город, потому что не было другой возможности заработать. А теперь не важно, где ты находишься, главное, чтобы интернет хорошо работал. Сейчас столько возможностей, бери и делай!
“Захотелось носить свитер с изображением цапли и лягушки”
Идею создать собственный бренд вязаных свитеров “Зюзя” 26-летний Андрей Третьяк вынашивал год. Он, конечно, видел современную одежду с оленями, снежинками, но всё было не то.
Андрей уже восемь лет живёт в Минске, но часто ездит на малую родину.
– Куда подевались свитера из 1980-х и 1990-х, которые носили наши отцы и дедушки? – задается вопросом Андрей. – Захотелось возродить моду на сложные жаккардовые узоры. Так появился свитер “Таямніца Палесся”, который отразил таинственно-мифическую атмосферу наших болот: с цаплями, лягушками, ветками папоротника…
Парню захотелось создать свитер с цаплями и лягушками. И никаких оленей со снежинками!
К творческим профессия Андрей не имеет никакого отношения. В обычной жизни он специалист по работе с клиентами, в душе – ценитель белорусской природы и поклонник мифологии. Молодой человек вырос в Ляховичах, после школы перебрался в Минск, окончил БГЭУ, но Полесье его так и не отпустило.
– Мне всегда нравилась белорусская природа, наш фольклор. Так почему это не сложить в один пазл? – говорит Андрей. – Я часто приезжаю в Ляховичи, там не только красивые поля и леса, закаты и рассветы, но много достопримечательностей (усадьба Рейтанов в Грушевке, Совейки, усадьба Флерьяново).
Андрей – фанат белорусской природы.
Полесье – особая любовь молодого человека.

“Я умею красиво мечтать”
Андрей нафантазировал, каким должен быть свитер, чтобы он захотел его носить. Взял карандаш, бумагу, нарисовал, как смог, а дальше уже работал профессиональный дизайнер. Эскиз придуман, но как назвать бренд?
– Мы с женой долго подбирали разные варианты. Зюзя – идеально! Это же дух холода. В основном все знают Деда Мороза, но мало кто слышал про Зюзю. Так и решили: пусть свитера согревают в холода и ассоциируются с Зюзей. Хотя лето у нас иногда такое, что “Таямніцу Палесся” можно носить круглый год, – шутит Андрей.
Свитер “Таямніца Палесся” будет стоить 295 рублей.
– Вам самому эта тема интересна, а другим? Не боялись, что свитеры с лягушками и цаплями будут просто не востребованы? – уточняем мы.
– Я выложил ролик в Instagram, он тут же набрал 30 тысяч просмотров и много положительных комментариев. Значит, попал, – отвечает Андрей.
Он уже принимает предзаказы (один свитер стоит 295 руб.) и в сентябре планирует первые продажи. Пока Андрей создавал свой бренд, понял: человеку будет приятнее получить заказ, если в коробку положить еще и букетик из трав. И так увлекся растениями, что купил книгу травника. Кто знает, может любители сухоцветов подбросят еще одну идею для бизнеса?
В заказ со свитером Андрей будет вкладывать букетик из трав.
Сейчас парень придумывает новую модель свитера. Кто знает, вдруг на принте окажется хата?
Или колодец-журавль?
– Хотя у меня не творческая профессия, но я умею красиво мечтать. Теперь придумываю, как будет выглядеть следующий свитер, – говорит Андрей Третьяк. – Почему тема природы, деревни стала так популярна среди молодых людей? Не знаю, но замечаю по своим 25-28-летним друзьям, что нам всем нравится приезжать в место, где мы выросли. Наверное, это просто любовь.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Христина Лузай и архив героев публикации
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.