История живет не только в учебниках и древних писаниях, но и в вещах прошлых лет. Или же в их копиях. Что хорошо видно на примерах работ Геннадия Кудинова. Ювелир из Бобруйска воссоздает средневековые украшения, используя технологии того времени. Встретились с мастером, чтобы познакомиться с его ремеслом и узнать, какие кольца, фибулы (застежки из металла) и браслеты носили наши предки.
Геннадий Кудинов
Благодаря увлечению реконструкцией познакомился с будущей женой
Мастерская и творческий аккаунт Геннадия в Инстаграме называется “Книга ремесел”. Кроме изготовления украшений мужчина делает оружие, а также доспехи. А его жена Ирина – средневековые головные уборы с помощью валяния. В общем, работает семейный подряд.
Кроме украшений Геннадий делает также клинки, мечи и сабли…
…а также доспехи
– Мне всегда нравилось заниматься ручным творчеством, это и привело меня в реконструкцию – там в этом плане есть где “разгуляться”. Сначала мастерил средневековые атрибуты знакомым, а потом, когда понял, что у меня хорошо получается и изделия пользуются спросом, особенно украшения, оформился как ремесленник. И сейчас развиваюсь в этом направлении.
Кстати, благодаря общему увлечению реконструкцией супруги Кудиновы и познакомились – в 2015 году они оба участвовали в фестивале “Наш Грюнвальд”. С тех пор продолжают ездить туда уже вместе.
Геннадий и Ирина Кудиновы на фолк-фестивале ” Свята Сонца” в 2025 году
Ради ювелирного дела пришлось бросить сражения
Помимо ремесленничества у Геннадия есть и другая работа – он детский тренер по борьбе. Раньше мужчина и сам участвовал в боях (рыцарских турнирах), но с тех пор как плотно занялся ювелирным искусством, перестал. Надо беречь руки.
– Сейчас выбираю в основном постановочные сражения (living history). Для них мастерю себе даже саблю с “корзинкой” – защитой для кисти.

Однако вернемся к самим украшениям. Первый вопрос, который возникает, глядя на эти “скарбы” – из чего же они сделаны?
– В основном, для ювелирного ремесла я использую латунь. Также медь. А еще – мельхиор и нейзильбер. Последние материалы раздобыть сложнее, но планирую больше с ними работать – многие хотят украшения именно под белое золото или под серебро.
Кулоны золотого цвета сделаны – из латуни. Медного – из меди (привет, Капитан Очевидность!). Ну а те, что под серебро – из мельхиора
От чего зависит потемнеет кольцо или нет?
Насколько долговечны такие сплавы и не потемнеет ли кольцо из той же латуни через несколько дней после носки? По словам Геннадия, на это влияет… кислотно-щелочной баланс человека. Данный показатель у разных людей отличается и зависит от состава пота, питания, уровня физнагрузки и т.д. Проще говоря, чем выше кислотность среды организма, тем быстрее окислится и металл, а на украшении появится патина (налет).
Кольца из латуни
– Но это не так критично, как кажется. Изделие можно отполировать и оно заблестит как новое.
Воссоздает оригиналы изделий, но иногда добавляет авторское видение
Идеи для будущих работ наш герой черпает, как правило, из интернета – изучает тематические паблики по реконструкции в соцсетях, находит образцы средневековых украшений на сайте Pinterest.
Подвески из латуни
– Также у меня в Бобруйске есть знакомый ювелир-реставратор. Настоящий профессионал своего дела! Иногда к нему прихожу, чтобы вдохновиться аутентичными вещами.
В основном Геннадий старается воссоздать оригиналы изделий, но иногда на основе древних мотивов добавляет и свое авторское видение.
Славянский символ солнца
А это “солнечное” кольцо супруги Кудиновы придумали сами к фестивалю “Свята Сонца”
Крест в круге “для подстраховки”
Образцами, с которых делает копии мастер, служат археологические находки с разных концов света – наследие скандинавских и арабских народов, Римской империи и др. Но, конечно, наибольшее внимание уделяет артефактам славянских и белорусских земель.

Так, например, крест, заключенный в круг, относится к славянским символам XII века – периода, когда в Киевской Руси постепенно переходили от язычества к христианству. И вроде как страховались: “А какая религия правильная? Пусть будет и языческий солнечный круг, и крест. На всякий случай”.

Любопытным и распространенным орнаментом в древние времена был, так называемый, “волчий зуб” (ряды треугольников, обращенных вершинами друг к другу), характерный для многих культур, включая средневековую Европу и некоторые славянские народы.
Кольцо с орнаментом “волчий зуб”
– Я изучил множество источников, но так и не нашел точного значения этого узора.. Возможно, треугольники с точками считались оберегом или же были своеобразным “брендом” Средневековья.
Кулон с элементами орнамента “волчий зуб”
Как из куска металла рождается украшение?
Чаще всего мастер работает в стиле раннего Средневековья. Но почему?
– Для изготовления украшений я использую чеканку – метод, применявшийся для создания изображений, надписей и узоров на металле с V до середины XI века. Меня привлекает и эстетика более поздних эпох, но тогда уже чаще использовали литье – сложный и многоступенчатый процесс, к которому я пока не пришел. В будущем планирую освоить и его.
Кулоны со славянскими узорами
Ну и, разумеется, когда Геннадий предложил нам посмотреть, как из куска латуни рождаются украшения, мы были только рады.
Чеканка кольца
Сегодня в арсенале мастера – чекан, молоток, клещи, ригель или “буратинка” – для придания формы кольцам и другим изделиям. Но вообще, порой, он в своей работе использует и электрические инструменты – болгарку, гравер, бормашину и др.
Инструменты Геннадия, с помощью которых он чеканит украшения
Обжиг кольца после чеканки
На какие-то изделия уходят часы, а на какие-то – дни
Диковинные вещи в ловких руках ювелира появляются буквально на глазах. Но, разумеется, для этого нужны определенные умения и навыки, наработанные годами.
– Какие-то вещи я делаю быстро – за несколько часов. Всё-таки опыт и накопленные знания берут свое. А на какие-то может уходить и несколько дней. Многое зависит и от податливости материала. Например, с серебром очень приятно взаимодействовать, оно гибкое и мягкое. Но, к сожалению, это не самый доступный металл.
Так проходит чеканка кольца

Как отмечает Геннадий, изделия мастеров, живших на белорусских землях, по своему дизайну ничем не уступали работам европейских коллег. Наоборот, были даже утонченнее и искуснее. Но нашим предкам было проблематично добыть где-то золото и серебро, за счет чего их украшения ценились меньше.
Придание формы кольцу и его обработка
“Плести кольчугу – работа несложная, но очень монотонная”
Также мастер показал нам, как плести кольчугу (он и это умеет!). Оказывается, это очень кропотливый труд. Ниже – только короткий фрагмент выравнивания кольца.
Выравнивание кольца для кольчуги
– Существует два типа кольчуги: цельноклепаная и клепано-сеченая. В последней один ряд цельный, что немного упрощает процесс. В современных условиях отдельные элементы сеченых колец можно вырезать станками, но все они соединяются вручную. Вообще, работа это несложная, но очень монотонная. За день могу сплести сантиметров десять, на бармицу (накидка для защиты шеи и затылка) в среднем уходит недели две. Ну это с учетом того, что я же еще другими делами занимаюсь. За такие вещи берусь редко, мне все ж больше нравится создавать ювелирные украшения, в них больше творчества.
Часть кольчуги
Бармица из кольчуги
“Когда держишь в руках вещь, которой 2000 лет, хочется сохранить память о ее мастере”
Геннадия восхищают ювелиры древности. Ведь при скромных возможностях, которые у них были, им удавалось создавать по-настоящему изящные вещи.
– Ты смотришь на старинные украшения и думаешь: как люди того времени это делали? Насколько талантливыми, терпеливыми и старательными они были! Однажды я услышал фразу, которая запала мне в душу: “Человек жив, пока о нем помнят”. Когда держишь в руках вещь, созданную две тысячи лет назад, и понимаешь, что кто-то вложил в нее душу, мастерство, вдохновение, ты тоже хочешь сохранить о нем память. сделать что-то свое, но с уважением к труду мастера. И в этом чувствуется связь. И с прошлым, и с будущим.

Посмотреть и приобрести работы Геннадия и Ирины Кудиновых можно будет на ярмарке XVI Международного фестиваля исторической реконструкции “Наш Грюнвальд”, который пройдет в музейном комплексе Дудутки 19-20 июля.
Автор: Наталия Некрашевич, фото: Кристина Полещук
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.