В их руках лоза и камень превращаются в диковинные арт-объекты. Работы скульпторов Василия Тимашова и Полины Пироговой украшают разные уголки Беларуси и других стран. Какая концептуальная работа мастеров “поселилась” в Бразилии? Сколько времени уходит на изготовление скульптуры из природных материалов и есть ли у них “срок годности”? Съездили в гости к творческой семье, чтобы узнать обо всем этом. И просто прогуляться по сказочному месту, в которое пара превратила свой участок. 

1-Василий Тимашов и Полина Пирогова внутри арт-объекта Объятия.jpgВасилий Тимашов и Полина Пирогова внутри арт-объекта “Объятия”

“В таких декорациях скульптуры напоминают мифических существ, которые вышли из леса”

Деревня Средняя до середины XX века называлась Манылы. Сейчас так (а точнее Manyly Holm ) называют свой дом белорусские скульпторы Полина Пирогова и Василий Тимашов, которые переехали сюда из Минска. 

2-Manyly Holm.jpgManyly Holm

– Изначально мы работали преимущественно с камнем. А это всегда шум болгарки, много пыли… В общем, стало понятно, что нам нужно место, где можно будет заниматься своим делом и не мешать другим. Искали его два года. И нашли! Лет 10 уже мы здесь живем и творим, и очень рады этому, – говорит Полина.

3-Василий и Полина на крыльце своего дома.jpgВасилий и Полина на крыльце своего дома

Оглядываясь вокруг, понимаем, почему пара выбрала именно этот участок. Столько простора, а виды-то какие! До поля – рукой подать. А вот соседи, наоборот, чуть поодаль. Так что, от работы инструментов точно не страдают. 

4-Усадьба Manyly Holm.jpg

– Люблю иногда встать с восходом солнца. Тут особенно красиво в рассветное время, всё в туманной дымке. Арт-объекты в таких декорациях напоминают мифических существ, вышедших из леса,  – улыбается Полина.

5-Скульптуры из лозы ранним утром.jpg“Духи лесов и полей” пришли пожелать людям доброго утра. Фото из личного архива героев

– Причем, эту картину заценили не только мы, – дополняет Василий. Помню, как-то раз только проснулся, зашел в Инстаграм – а там уже кто-то успел сфоткать скульптуры в нашем дворе в 6 утра и отметить нас.  

6-Утро в усадьбе Manyly Holm.jpgРанее утро в Manyly Holm напоминает сказку. Фото из личного архива героев

В создании первого арт-объекта из лозы помог скворечник

Пока Полина разливает травяной чай, мы внимательно изучаем детали мастерской. И в глаза тут же бросается небольшое (относительно тех, что стоят на улице) изделие из лозы. 

7-Скульптура Природная связь.jpgСкульптура “Природная связь”

– Это наша первая работа такого плана. Называется “Природная связь” и появилась она случайно, еще когда мы жили в однокомнатной квартире. Я хотела сплести скворечник из веток, но у меня всё никак не получалось, конструкция разваливалась. И тогда Вася предложил: “А давай металлический каркас сделаем”. В итоге такой подход спас ситуацию. После чего мы решили, что и со скульптурой надо так попробовать, – вспоминает Полина.  

8-Творческая мастерская Полины и Василия.jpgТворческая мастерская Полины и Василия

Материал для “Природной связи” собирали возле реки Вяча.

– Это дерен (кизил) кроваво-красный. Он встречается реже, чем та же ива, да и хранится хуже ее, но зато какой цвет! Сейчас, правда, немного потускнел, но сразу был вообще очень яркий и насыщенный, – комментирует Василий. 

“Как только удавалось заработать денег, тратили их на металл”

Кстати, по поводу “срока службы” изделий из лозы. Насколько они вообще долговечны?

9-Василий Тимашов.jpgВасилий Тимашов

– Когда мы только начинали заниматься каркасными скульптурами из лозы, где-то в 2015 году, делали их в первую очередь для себя. У нас был такой азарт: как только удавалось заработать денег, сразу тратили их на металл. Людям нравилось то, что у нас получалось, но заказывать такой декор не спешили – сомневались в стойкости. Сейчас же, когда стало ясно, что наши объекты не теряют своей привлекательности и спустя 10 лет, спрос на них растет. Конечно, время от времени их нужно подплетать. Но это не такой сложный и дорогостоящий процесс, как, например, обновить или заменить какую-то вещь из пластика. К тому же, когда природный материал со временем меняется, он выглядит естественно и лаконично, – поясняет Василий.

10-Создание каркаса для скульптуры.jpgСоздание каркаса для скульптуры

Ну и не забываем об экологии. Всё, что выросло на земле, уходит в землю без вреда для нее. А металл окружающая среда “переваривает” намного быстрее, чем пластик.

Сколько времени может занять работа над одним объектом?

Творческая мастерская Полины и Василия называется “Эхо”. Ее символ – скульптура “Голос леса”, которая сейчас находится в деревне Мацки Минского района.

11-Скульптура Голос леса.jpgСкульптура “Голос леса”

– Это был достаточно сложный проект, работа над ним заняла примерно два месяца. Сначала мы делали каркас из металла, затем покрывали его сеткой с цементом, а после, словно собирая пазл, приклеивали мозаичное покрытие из коры. Спустя годы скульптура изменила цвет и поросла мхом, но нам это даже нравится, ведь наши работы живут и меняются вместе с нами. Недавно, мы, кстати, отреставрировали и обновили “Голос леса”, так что, думаю, арт-объект простоит еще долго – рассказывает Василий.

Работы скульпторов “расселились” по всей Беларуси

Сейчас природные арт-объекты Василия Тимашова и Полины Пироговой живут в разных местах Минска – в Севастопольском парке, Ботаническом саду, на улице Октябрьской, в жилом комплексе “Северный берег”... 

12-Скульптура проекта Эхо в Ботаническом саду Минска.jpgСкульптура проекта “Эхо” в Ботаническом саду Минска

13-Арт-объекты (те что из лозы) Полины и Василия в Севастопольском парке.jpgАрт-объекты (те, что из лозы) Полины и Василия в Севастопольском парке

Но встретить работы семьи скульпторов можно по всей стране. Например, их “Пущевик” притаился на мифологической тропе Березинского заповедника. А его “младший брат” – на ферме у белорусского архитектора Андрея Маковского (псевдоним – Андрусь Bezdar) в Браславе.

14-Пущевик в Березинском биосферном заповеднике.jpg“Пущевик” в Березинском биосферном заповеднике. Стоит там с 2016 года. Фото Инны Шкурко 

“Возрождение через природу” или как белорусские скульпторы оказались в Бразилии

Однако результат творчества белорусских скульпторов можно увидеть и далеко за пределами родины.

– В 2017 году мы создали “дерево” на фасаде одного из зданий улицы Октябрьская в рамках белорусско-бразильского фестиваля урбан-арта Vulica Brazil, который на протяжении нескольких лет проходил в Минске. А прошлым летом его организатор, Мила Котка, пригласила нас в Бразилию для участия в масштабном творческом проекте – Natureza Urbana (в переводе с португальского – “Городская природа”). Наша работа получила название “Reliving through the nature” (“Возрождение через природу”). Ее смысл заключался в том, чтобы показать, где искать источники жизненных сил, когда те на исходе. Если человек эмоционально “засыхает” и не может найти ответы на важные вопросы, то их могут подсказать реки, горы, леса, поля, растения, птицы, звери  и т.д. Природа наполняет так же, как в нашей инсталляции “трубы” – символы потоков энергии “питают” здание, – рассказывает Полина. 

15-Работа Reliving through the nature в Бразилии.jpg“Reliving through the nature” в Бразилии

16-Справа арт-объект на фасаде здания на улице Октябрьской.jpgСправа – арт-объект на фасаде здания на улице Октябрьской, который Полина и Василий делали для фестиваля Vulica Brazil в 2017 г.

“Reliving through the nature” установлена на здании Культурного центра Национального банка Бразилии.

– Композиция состоит из 55 отдельных частей и перед ее монтажом (в котором нам помогали около 20 ассистентов) я так нервничала, что попросила у Васи предварительно выложить всё на земле. В итоге мы нашли две ошибки, но успели их вовремя исправить. В целом на работу ушло примерно 1,5 месяца, но это с учетом того, что у нас было много помощников, – делится Полина.

17-Полина Пирогова.jpgПолина Пирогова

“Студентам мы говорим: “Не старайтесь, чтобы ваша работа понравилась нам”

Полина и Василий познакомились во время учебы в колледже искусств им. И. О. Ахремчика. Сейчас они оба сами обучают там студентов скульптуре. 

– Рисую я сколько себя помню. А вот впервые лепила – на вступительных экзаменах в колледже искусств. С детства увлекалась туризмом, любила походы, байдарки. Понимаете, откуда такая тяга к природному материалу? А еще ходила на легкую атлетику, что воспитало во мне выдержку и дисциплину. И то, и другое важно в работе художника. Вася тоже с ранних лет занимался спортом, поэтому был готов к трудностям будущей профессии. Ведь в нашем деле есть не только романтика и радость созидания, но и много рутины, физического труда и… самокопания. В этом плане нам друг с другом повезло – стоит одному начать себя чрезмерно критиковать, другой всегда поддержит и приободрит. И наоборот, – отмечает Полина.

18-Василий и Полина внутри скульптуры Объятия.jpgВасилий и Полина внутри скульптуры “Объятия”. На создание этого объекта ушел примерно месяц. Причем, работать паре пришлось в гараже, когда на улице было -20

По мнению Полины и Василия, важнее всего в творчестве – быть самому довольным результатом. Если же ты пытаешься подстроиться под других, то вряд ли получится что-то дельное. 

19- Василий и Полина рядом со скульптурой Объятия.jpg“Объятия”. Скульптура создавалась для музея Азгура, 8 лет стояла около арт-пространства “Корпус” в Минске

20-Скульптура Объятия.jpg…так скульптура выглядела изначально. Фото из личного архива героев

– Мы и студентам говорим: “Не старайтесь, чтобы ваша работа понравилась нам. Пусть она в первую очередь нравиться вам”. Ведь из этого формируется аутентичный и неповторимый стиль, свое видение.

21-В мастерской Полины и Василия.jpg

Главный источник вдохновения – природа

Откуда же наши герои черпают идеи и вдохновение? 

– Когда много смотришь на работы других художников, образы откладываются в подкорке и можно неосознанно начать делать плагиат. Поэтому мы стараемся больше обращать внимание на природные формы – изучать шишки, черенки, растения... Причем, какие-то вещи “выстреливают” не сразу, а спустя время. Недавно я начала лепить скульптуру и осознала, что она по форме напоминает экзотический фрукт, который мы ели в Бразилии год назад. Тогда всё происходило в режиме нон-стоп: работа, встречи, монтаж. И вот эти впечатления переработались только сейчас, превратившись в нечто новое, – рассказывает Полина. 

22-Скульптура Колыбель.jpgСразу эта скульптура называлась “Шишка”. Но потом, когда у Полины и Василия появилась дочь Таиса, арт-объект переименовали в “Колыбель”. Супруги поняли, что интуитивно их творение было про зарождение новой жизни.

23-Скульптура Колыбель.jpgСкульптура “Колыбель” с другого ракурса. Фото из личного архива героев

Полина и Василий постоянно делают какие-то наброски на бумаге. Причем, зачастую без какой либо конечной цели. А потом, когда приходит время, объединяют их в эскизы будущих работ. 

24-Декоративные скульптуры из глины мастерской Эхо.jpgДекоративные скульптуры из глины мастерской “Эхо”

В проекте – парк скульптур и лампы в заброшенных усадьбах

На своем участке семья хочет создать парк скульптур. 

25-Manyly Holm.jpg

– В этом году мы участвовали в проекте для Новой Боровой, благодаря чему родился один любопытный эскиз. И нам очень захотелось воплотить его в жизнь на своей земле, – говорит Василий.

26-В гнезде дочка Полины и Василия Таиса.jpgВ “гнезде” – дочка Полины и Василия Таиса

– Мы задумали сделать металлический каркас, этакие шатры, напоминающие стадо животных или деревья, склонившиеся к земле… А вдоль опор пустить виноградную лозу – пусть она сама завьет конструкцию и получится эффект настоящих джунглей, – добавляет Полина.

27-Проект Шатров оплетенных лозой.jpgПроект “Шатров, оплетенных лозой”

Еще одна красивая мечта Полины и Василия – сплести люстры из лозы и развесить их в заброшенных замках и усадьбах Беларуси.

28-Василий Тимашов и Полина Пирогова.jpg

– Я разрабатываю этот проект уже давно и вижу, как декоративные светильники могли бы преобразить пространство достопримечательностей, которые почти превратились в руины. Представьте, разрушенные стены, но над головой – свет. Символ надежды. Хочется таким образом привлечь внимание к забытым историческим ценностям. Мы также думаем о том, как подключить эти люстры к солнечным батареям, – поясняет Полина.

Автор: Наталия Некрашевич, фото Христины Лузай и из архива собеседников

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.