“Ну что? Приехали уже?” – не успели мы переступить порог дома Антона Сальникова и Ольги Шишло, как дверь шумно распахнулась и заглянули любопытные соседи. Новость о том, что в маленькую деревню Вигу́шки Ивьевского района приедут журналисты, разлетелась мгновенно. Одни облокотились на забор и с интересом наблюдали за нашей машиной со стороны, другие решили представиться лично. Вигушки – деревня в 20 человек, здесь всё и все на виду. Когда три года назад минчанин Антон купил обычную деревенскую хату, местные бабули засыпали вопросами и советами. Ходили “принимать” его ремонт и нередко выносили строгий вердикт: “Брыдка”. Приносили угощения, рассказывали про жизнь и незаметно бабушки 80+ подружились с Антоном и его девушкой Ольгой.
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
Антон и его девушка Оля восстанавливают домик в деревне, где живут одни старики.
Вигушки – деревня в одну улицу, где маленькие аккуратные дома тесно прижаты друг к другу. Обойти ее можно за несколько минут, но виды и природа здесь такие, что прогулка может растянуться не на один час. Над небольшими хатами повисли желтые огромные клены, по забору ползет красный плющ, прямо за деревней – озеро и лес.
Даже Шарику интересно, кто приехал.
– Заходите сразу в дом, испек для вас пирог с брусникой, – Антон Сальников встречает нас эффектно: в ковбойской шляпе.
Открываем двери и попадаем в кухню, как на открытке “Деревенский завтрак”. Над печкой висят пучки трав, рядом – венок лука, на противне под полотенцем лежат чиабатта с пирогом. Чуть позже узнаем, что в печке в чугунке на обед приставлены щи и бабка. Антон, ты точно минчанин?
Антон три года назад купил дом в деревне.
Фирменный пирог Антона с брусникой.
Как Антон купил первую хату, которую увидел
– У меня никогда не было деревенского детства или дачи. Родился и вырос в Минске, – рассказывает 39-летний Антон, разливая по кружкам травяной чай и нарезая свой фирменный пирог с брусникой. – Однажды на рыбалке разговорились с друзьями, мол, мы профессиональные рыбаки хотели бы уже иметь собственное озеро, развивать бизнес в этом направлении и жить в красивом месте. Стал вопрос: а готовы ли мы переехать в деревню? Я понял, что да, готов.
С этой мыслью Антон прожил два года, пока лучший друг не спросил: “Как ты собираешься жить в деревенском доме, если даже не рассматриваешь никаких вариантов?” И тут Антон вспомнил, что накануне нашел объявление: “Продается хата в Вигушках за $1,5 тысячи”. Сел в машину и поехал в Ивьевский район.
Дом (справа) Антон купил за $1,5 тысячи.
Молодого человека подкупило, что деревня такая тихая.
– Я тоже местный. Посчитайте и меня.
– Это было осенью 2021 года, как раз в октябре: подъезжаю по грунтовой дороге к деревеньке, а на въезде стоят желто-красные клены. И день такой солнечный, – вспоминает наш собеседник. – Захожу в дом, все цело, никакого запаха. Стою, оцениваю, и в этот момент появляется соседка баба Аня, говорит: “Сынок, покупай. Тут такие хорошие люди жили. И хата добрая”. И все, я купил.
“Сплю до 10 утра, выйду на улицу с кофе, ржут: “О, наш вясковы жыхар прачнуўся”
Первым делом Антон с друзьями выкосил бурьян в человеческий рост, проверил печки – работают. И начал потихоньку делать ремонт. Для маленькой деревни, где живут одни пенсионеры, появление Антона стало главной новостью. Ну как молодого и одинокого парня не взять под опеку? И бабули стали заглядывать к нему в хату: “Ну, як ты тут? Пакажы, як юшку закрываеш. На табе бульбу і моркву”.
Деревенским все интересно: откуда ты едешь? что везешь?
Обсудить последние новости – самое важное дело в деревне.
– Первое время смеялись, что сплю до 10-11 утра. Выйду на улицу с кофе, ржут: “О, наш вясковы жыхар прачнуўся”, – улыбается Антон.
А через год в жизни Антона появилась Ольга. Девушка на сайте знакомств специально ставила локацию не “Минск”, а “провинциальные города”. Ей очень хотелось найти деревенского парня. И она нашла – Антона. Оба жили в столице, но с мечтой о деревенском спокойствии и тишине.
Оля говорит, что мечтала о деревенской жизни.
К нашему приезду Антон поставил в печку обед.
– Я выросла в городском поселке Витебской области, поэтому знаю, что такое огород. Одно время мама держала кур, поросенка. А я, когда училась в институте, хотела по распределению попасть в деревню и быть как учитель Лобанович из книги Коласа “На ростанях”, – рассказывает Ольга Шишло.
Как местные бабушки “сдали” Антона: “Ты ж не першая, каго ён сюды прывозіў”
Олю никакие рассказы Антона о домике в деревне не напугали. Наоборот. И очень быстро девушка оказалась в Вигушках.
– Антон всегда озвучивает, что хочет сделать в доме, какие планы, поэтому было не страшно. Запланировал провести воду – провел, решил сделать канализацию – сделал. А вот если бы лежал на диване без дела – это бы меня больше насторожило, – отмечает Ольга.
К моменту приезда Ольги в Вигушки Антон уже успел подружиться с местными бабушками. Поэтому вполне себе на законных основаниях они пришли посмотреть, кого же он привез из Минска. И по доброте душевной “сдали” Оле всё, что было только можно.
Бабушка Тэня (слева) и бабушка Броня сейчас лучшая группа поддержки Оли.
Бабули любят “заседать” на кухне у Антона с Олей.
– Бабушка Тэня (Тереза) подошла и сказала: “Ты ж не першая, каго ён прывозіў сюды. Глядзі ж, будзь уважлівай з ім”, – Оля весело вспоминает тот диалог. – Это теперь у меня тут целая группа поддержки из местных бабушек. Был момент, когда мы с Антоном расставались на время, они так переживали за нас!
– Приходили и говорили: “Што гэта такое, ну? Давай ужо, вырашай пытанне, вязі да нас Волю. Харошая ж дзевачка”, – подключается к разговору Антон.
Бабушки и на качелях катаются, и заодно Антона учат жизни.
В маленьких Вигушках все на виду.
Молодой человек любит деревню за прямолинейность людей. Тут никто не ходит кругами, не намекает, а говорят открыто и четко: “Бачым цябе толькі з Воляй”. Когда молодые помирились, бабушки сразу пришли к дому, заглянули в открытое окошко на кухне: “Разам. Ну добра”. Ну кто еще эту молодежь проконтролирует, если не они?
Кино под открытым небом для бабушек
Пара быстро нашла общий язык с местными бабулями. Оля, которая в Минске организовывает курсы для пожилых людей и знает, как с ними ладить, мгновенно стала любимицей.
– Ходим друг к другу в гости на чай, говорим о жизни, слушаем их истории из прошлого, – рассказывает Оля. – Бабушки приносят нам закатки и картошку, мы их угощаем пирогами. На Пасху Антон напек отменных куличей, сам уехал в Минск и оставил меня с бабушками и пирогами. Ели мы их, ели, а через неделю бабули говорят: “Что-то ты, Оля, поправилась”.
В этом доме и пирог испекут, и чиабатту.
Особенно близко ребята подружились с 80-летней Тэней. С юмором Антон и Оля рассказывают, как маленькая бабуля приходит к ним в дом, шустро взбирается на высокий стул – все, она готова к чаепитию. Может даже спросить, сколько там лайков в Instagram поставили на ее фото с подружкой Броней (82-летняя женщина – самый пожилой житель деревни – Прим. редакции). Они не раз становились героями постов аккаунта деревни, который завели Оля с Антоном.
Бабушка Броня (слева) и бабушка Тэня быстро подружились с Антоном.
– Что это ты нам такое вкусное испек?
Бабушка Тэня частый гость в доме молодых.
– Мы даже организовали для всех жителей деревни киносеансы под открытым небом. Вынесли во двор стулья со скамейками, вывели на стену дома проектор и смотрели “Москва слезам не верит”, “Джентльмены удачи”. Пришли бабушки и их внуки, пили чай и ели пироги, было душевно, – рассказывает Антон.
“Здесь все другу другу доверяют, ничего не прячут”
Молодой человек сразу знал: отремонтирует дом, приведет его в порядок и полностью переедет жить в Вигушки.
– При нормальном подходе здесь можно зарабатывать еще больше, чем в Минске. Если ты не безрукий, конечно, – уверен Антон, который в Минске работает на СТО.
До покупки дома в деревне у него из инструментов был только молоток, теперь же – целая мастерская. Все работы парень делает сам, посмотрит видео в интернете и на практике все повторяет. Самое важное для него – не использовать никакого пластика, чтобы хата оставалась по-настоящему деревенской. Правда, без инспекций бабушек по этому вопросу не обошлось.
– Когда сняли в кухне со стен обои, оголили брус и покрасили в серый цвет, им это ужасно не понравилось: “Брыдка, як у хляве. Лепей у блакітны пафарбавалі б”, – смеются ребята, которые не раз за время ремонта услышали слово “брыдка”.
Такой цвет кухни бабули не оценили.
Забор возле дома Антона и Оли местным тоже показался немного странным.
Еще один из советов – повесить на окна “фіранкі”. Но тут уже против Лёник, сосед Антона и Оли. Пока ребята работают в Минске, он приглядывает за домом: выглянет в окно и все насквозь видит, даже двор. Если появятся шторы – обзор исчезнет.
– У Лёника есть ключи от нашего дома. Здесь все другу другу доверяют, ничего не прячут. Когда бабушка идет в огород, она не закрывает дверь на замок, просто подпирает ее веником, это значит “я рядом с домом”, – Антон быстро разобрался в нюансах деревенской жизни.
Зачем Антон купил вторую хату в деревне?
С Антоном и Олей выходим на скамейку напротив их дома. Все лето по утрам они здесь пьют кофе, местные лишь смеются: так еще никто не делал. Зато сразу понятно: если молодые вышли в 11 утра, значит, эти сони спали почти до обеда. Надо обязательно пошутить по этому поводу.
Молодые люди пьют кофе прямо посреди деревни.
– Эй, сони, опять до обеда спали?
Вигушки – маленькая деревня, но людей на улицу высыпало много: то ли этот переполох устроил приезд журналистов, то ли так совпало. Кто-то проехал мимо на велосипеде, кто-то прошел, затягиваясь сигаретой.
– Пойдемте покажем вам поле, куда ходим по вечерам смотреть на звезды, – предлагает Антон.
– У вас есть дом? А возьмите меня к себе!
Так самая наглая кошечка нашла себе хозяев за минуту.
И пока мы идем в конец улицы, на дорогу выбегают трое маленьких чумазых и смешных котят. Один из них быстро карабкается по Оле, усаживается на плечо и не слазит. Ребята мгновенно решают, что вот этого наглого беспризорника они готовы забрать. Давно хотели завести себе кошечку, а тут она сама уселась на шею и не хочет слезать. Вот так верхом на Оле кошка въехала в новый дом.
– Мы же месяц назад купили еще одну хату, – Антон отпирает дом по соседству и показывает его состояние. – Расчистим завалы, сделаем ремонт. К лету хотим переоборудовать его в гостевой домик под сдачу. Разве люди не захотят приехать в такое место? Рядом лес и озеро, уже начал строить баню по-черному, планируем организовать сплав на байдарках и угощать едой из печки. А как я вкусно запекаю рульку, обалдеть просто!
Этот дом месяц назад купили ребята. Впереди очередной ремонт.
К следующему лету пара планирует перебраться жить в деревню.
Антон с Олей прониклись историей деревни так, что рассказы местных бабушек записывают на диктофон. Важно ведь сохранить эти воспоминания, однажды они точно кому-то понадобятся.
– Нам нравится, что Вигушки маленькая и такая живописная деревенька, – говорят молодые люди. – Приезжаем сюда и будто в другое измерение попадаем: здесь спокойно и хорошо. А люди какие!
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.