Проскочить на машине мимо дома Елены Алешко невозможно, тут любой остановится. Пестрый, яркий, необычный. Так могли бы выглядеть декорации к какому-нибудь веселому детскому саду, но этот мир из разноцветных пробок создали для себя взрослые люди. Например, прочли в газете, что изображение солнца приносит деньги, и смастерили его из желтых пробок над входной дверью. А оно и принесло – пенсию. Или захотелось “набить” снеговика – и вот, пожалуйста, он уже на веранде. Смартпресс съездил в деревню Брильки Воложинского района, чтобы рассмотреть рисунки на доме и поговорить с его хозяйкой.
Елена Алешко возле беседки, которую смастерил муж.
Утром возле двери пестрого дома, выбитого бутылочными пробками, нас встречает рыжий кот Йоханнес. Трется у ног, что-то мурлыкает, будто хочет сказать: “Возьмите и у меня интервью”. Мы проходим мимо, а позже узнаем: Йоханнес с первых дней видел, как обычный деревенский дом превращается в местную достопримечательность и на стенах появляются тысячи разноцветных пластмассовых пробок.
Йоханнес, прости, что сразу не отнеслись к тебе серьезно.
Чтобы дом изменился до неузнаваемости, ушло 3-4 года.
– Калі муж пачаў прыбіваць іх цвікамі (Владимир Алешко ушел из жизни три года назад – Прим. редакции), Ёханэс быў тады маленькім. Дык сядзеў у яго кішэні і не вылазіў, – рассказывает Елена Алешко, а мы еще раз уточняем кличку кота: так как зовут этого рыжика? – Ёханэс ён, як нарвежскі хакеіст. А што? І той рыжы, і гэты. Мы ж з мужам былі такімі аматарамі спорта, не прапускалі ніводнага матча па тэлевізары.
Владимир Алешко украшал дом пробками вместе с Йоханнесом.
Супруги вычитали, что изображение солнца приносит деньги. А оно и принесло – пенсию.
В момент нашего приезда Елена Аркадьевна в огромной миске взбивала тесто для печенья. Говорит, если бы сейчас в деревне не меняли линию электропередач и не отключили на время свет, она бы точно смотрела волейбольный матч. А так придется ждать до вечера. Как только появится электричество, женщина отмотает на телевизоре игру и посмотрит ее вместе с Йоханнесом. Интересно же, кто там победил.
– Часам суседка звоніць, пытае, што раблю: “Гляджу гандбол” (еще одна слабость женщины – Прим. редакции). Яна адказвае: “От ужо здурнела”, – пересказывает диалог Елена Аркадьевна. – Дык люблю і валейбол, і гандбол. У мяне малодшая дачка Віта займалася гiмнастыкай, нават разрад мае. Калісьці кожны дзень вазіла яе ў Валожын на трэніроўкі.
Какую работу на доме пришлось исправлять?
Дом, на котором сейчас набиты енот, Карлсон, принцесса, попугай и десятки других героев мультиков, 15 лет назад выглядел иначе. Это была обычная хата, выкрашенная в зеленый цвет. Пока в ней не появились новые хозяева – Владимир и Елена Алешко.
На крыше доме “живет” яркий Карлсон.
Владимир Алешко “набил” на дом, забор и гараж 120 тысяч пробок.
– Мы жылі ў другой хаце. Вырашылі сваю пакінуць дзецям, а самі набылі вось гэту, – вспоминает наша собеседница.
На тот момент Владимир Владимирович 40 лет отработал в колхозе. Он был механиком, инженером, заведовал мастерскими. А когда вышел на пенсию, понял: свободного времени стало больше. И жена тут же подкинула идею, чем его можно занять. В интернете внук показал, как кто-то украсил свой дом пробками из-под бутылок.
– Глядзі, дзед, як людзі робяць. А мы чым горш? – приводит тот разговор Елена Аркадьевна.
Первыми на доме появились белоснежные лебеди.
Каких героев из мультиков здесь только нет: и заяц из “Ну, погоди!”, и Карлсон.
И понеслось. Первыми на хате появились два белоснежных лебедя. Присмотрелись супруги: хорошо вышло, обоим понравилось. И так за 3-4 года на стенах почти не осталось свободного места. Тут вам и конь, и орнамент, и даже знаменитая фраза по-английски “Make love not War”, а рядом перевод на русский: “Занимайтесь любовью, не войной”.
– Муж гэта вычытаў у газеце, набіў словы на хаце. Прыязджае ўнук, кажа: “Дзед, ты дапусціў дзве памылкі”. А што ж, ён нямецкую мову ў школе вучыў, дык прыйшлося выпраўляць, – отмечает Аркадьевна.
Две пенсии пришлось отдать на гвозди, чтобы прибить все пробки
В семье не было никакого плана, какая картинка следующей появится на доме, заборе или беседке. Например, понравился пингвин в журнале – сразу выложили его из пробок на пол, прикинули, как смотрится. Если хорошо, изображение переносилось на стенку. Бывали случаи, когда картинку приходилось браковать. Вроде на бумаге ничего, но повторяешь ее из пробок – и получается полная ерунда. В таком случае семейный совет единогласно выносил: “Не подходит”. И искал ей замену.
На доме появлялось все, что нравилось супругам.
За тем, как с 2013 года начал преображаться дом, наблюдала вся деревня.
– Раніцай дзеці едуць у сад на аўтобусе, лічаць, колькі качак набіў дзед. Увечары вяртаюцца – зноў лічаць, правяраюць, ці з’явілася навая качачка, – смеется Аркадьевна. – Усім жа было так цікава!
По подсчетам Владимира Алешко, он прибил гвоздями 120 тысяч пробок из-под бутылок.
– На адны толькі цвікі пайшло дзве пенсіі, – говорит наша собеседница. А поиски пробок в таком количестве – отдельная история.
Какие спортивные соревнования супруги “поместили” на свой забор?
Купить столько бутылок с напитками, квасом или минеральной водой невозможно. Поэтому пробки искали… на мусорке. Разноцветные крышки откручивали и отправляли в мешок.
Елена Алешко возле собственного дома.
– На іх жа прыклеена яшчэ паперка. Пакуль яе змыеш, дык такія мазалі на пальцах павылазяць! – Аркадьевна рассказывает про самую нелюбимую часть украшения дома.
Собирать яркие пробки помогали и односельчане. В то время женщина работала почтальоном. Так вот, когда разносила газеты, ей возле ящика оставляли то 5 пробок, то 10. Были и те, кто привозил их прямо к дому Алешко.
Как среди картинок с енотом, зайцем и медведем вдруг нарисовалась спортивная тематика? Так супруги же обожают спорт! По надписям на заборе можно проследить, какие соревнования им особо запали в душу: чемпионат мира по хоккею в 2014 году, чемпионат мира по футболу – 2018, Европейские игры в Минске в 2019.
– А гэта наша Даша Домрачава, – женщина показывает на двери гаража, на которых из пробок выложена фигура биатлонистки, а рядом слова “Даша слава наша”.
Елена и Владимир Алешко верили, что однажды Домрачева приедет к ним в гости.
Одних ярких картинок супругам показалось мало – и они пустили в ход зеленые бутылки.
– З дна бутэлек зрабілі дах у альтанцы, выйшла прыгожа, – Аркадьевна показывает пупырчатую крышу. – А яшчэ нарэзалі з бутэляк высокія пальмы.
Так выглядит крыша беседки.
– А вы сами когда-нибудь настоящую пальму видели? – спрашиваем у женщины.
– Па тэлевізары, – быстро отвечает Аркадьевна, но тут же задумывается. – А можа, і бачыла. Некалі ад калгаса куды мы толькі не ездзілі на адпачынак. Мы з дзедам і ў Крыме былі, і ў Валгаградзе, і вярблюда, нават, бачылі.
Почему в свой день рождения Аркадьевна плакала и всю ночь не могла уснуть?
Елена Аркадьевна, как и муж, успела сменить не одну работу: была в колхозе кладовщицей, дояркой, развозила обеды по полям.
– Мне ж на днях споўнілася 70 гадоў. Глядзіце, нават прычоска яшчэ не прапала, – Аркадьевна убирает платок в бок и показывает крашеные волосы.
Елене Аркадьевне на днях исполнилось 70 лет.
А дальше рассказывает историю, от которой слезы сразу появляются в ее глазах, а потом и в наших. Дети и внуки решили устроить Елене Аркадьевне сюрприз: закатить в кафе в Воложине настоящий праздник на 30 человек. Все держалось в тайне до последней минуты. И каждый отыграл свою роль так убедительно, что до последней минуты именинница ни о чем не подозревала.
– Божа мой, што было, – вздыхает Аркадьевна. – Пазванілі дзеці, кажуць: “Паедзем паглядзім, як Валожын падрыхтавалі да Дажынак”. Навошта мне гэта? Але, добра, паедзем. Унук, ні слова не кажучы, напісаў сыну мясцовага цырульніка: “Хай сходзіць да бабы і зробіць ёй прычоску”. Раз прыйшла – рабі ўжо. Прыехалі за мной, пасадзілі ў машыну, сказалі, каб хустку не брала. А калі вецер будзе? Добра, не буду браць. Прыязджаем у Валожын, а там каля кафэ стаяць ужо дочкі, зяці, унукі. Заходзім – ё-маё! Накрыты вялікі стол. У мяне аж ногі падкасіліся. А там столькі людзей! Я ледзь не павалілася. Дзякуй богу, як ведала, калі выходзіла з хаты, напілася таблетак ад сэрца. Стаяла і плакала. А калі вярнуліся пасля да хаты, не змагла заснуць. Так мяне ўразіў гэты сюрпрыз.
Сейчас подоконники в доме уставлены вазами с цветами, которые на день рождения подарили Аркадьевне. Она этот день вспомнит еще не раз, перебирая каждую деталь.
Аркадьевна не знала, какой сюрприз ей готовят родные на день рождения.
– Мне работы на пенсіі хапае. Дзе што прыбяру, падмяту, печыва пяку. Добры для мяне занятак, падабаецца. Раней на вясковыя вяселлі па два тазы печыва замаўлялі, – говорит Елена Аркадьевна, провожая нас. А мы замечаем, как мимо проезжающие водители заглядываются на необычный дом. – Часта машына спыняецца, людзі пачынаюць здымаць хату. Калі выходжу – уцякаюць. А чаго? Здымайце сабе на здароў’е, мне не шкода.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.