Эстетика средневековых сражений не перестает будоражить мужчин и сотни лет спустя, а кто-то даже готов потратить уйму денег за возможность иметь собственные доспехи. Один из мастеров, способных реализовать такой запрос, живет и работает в Минске, и это Константин Дударев – один из основателей художественной мастерской "Стальное наследие". Поговорили с мастером о том, кто задавал моду на доспехи в средневековой Европе, где слабые места латного обмундирования и действительно ли это хорошая защита в боях за новые земли.
Константин Дударев (на мотоцикле), мастер по изготовлению доспехов “Стальное наследие”, с коллегой Виктором Шевцовым
У Константина есть еще и своя рок-группа “Дударев”, с которой он выступит на фестивале “Наш Грюнвальд”. Фестиваль пройдет в Дудутках 20-21 июля.
"Первые доспехи делал из папье-маше и проволоки"
По образованию Константин – скульптор. Этой специальности молодой человек обучался в художественном училище имени Глебова, затем – в Академии искусств.
– Посмотрел фильм "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна в 6 лет и увлекся темой рыцарей, богатырей, – вспоминает собеседник. – Лепил их из пластилина, рисовал. В начале 1990-х, когда в Беларуси стали появляться первые детско-юношеские рыцарские клубы, вступил в один из них. Там мы делали доспехи из папье-маше, картона, проволоки. А первые серьезные вещи я выковал в 1995-м из подручных средств. Это были железные ноги, руки и горшковый шлем крестоносца XIII века – из ведра.
Сегодня доспехи, которые Константин изготавливает со своей командой, хранятся в частных коллекциях любителей военно-исторической реконструкции по всему миру, участвуют в выставках и тематических проектах. Часть из работ мастерской можно посмотреть в Мирском, Несвижском и Лидском замках.
В мастерской "Стальное наследие"
Цена полного комплекта доспехов – в среднем $15000
Конец XV-начало XVI веков считаются расцветом доспешного мастерства как в техническом, так и в эстетическом плане. Поэтому в мастерскую Константина часто поступают заказы на доспехи именно этого периода. Он говорит, что сегодня изготовление полного комплекта доспехов XV века обойдется заказчику в $12000-$20000, если мастера – высокой квалификации. Можно изготовить обмундирование и попроще – за несколько тысяч долларов. Но это, отмечает собеседник, будет посредственная работа.
По времени процесс может занять от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от сложности задачи и навыков мастера.
– Так же, наверное, было и в средние века, – предполагает Константин, – но условия и мотивация были другими. Специалисты, которые сегодня занимаются изготовлением доспехов, думают о прибыли, рентабельности, у нас есть современное оборудование. А в те времена из-за классового неравенства подмастерья могли работать днями и ночами за похлебку.
Этапы работы над реконструкцией доспехов с надгробия английского герцога Ричарда Бошампа: от эскиза до готовых лат
Законодателями доспешной моды были итальянцы и немцы
Забавно, но одной из ключевых локаций, из которой в средние века доспешные тренды распространялись по всей Европе, был Милан – нынешняя фэшн-столица мира.
– Моду задавала Северная Италия и Южная Германия, – объясняет мастер. – А именно – Милан, Аугсбург и Нюрнберг. Доспехи, которые там делали, были самыми передовыми, и именитые особы заказывали для себя обмундирование, как правило, у мастеров именно этих стран. У итальянцев в моде были округлые формы, много наслоений железа, более сдержанный, чем в немецких доспехах, декор. Немцы делали более изящные вещи, добавляли в дизайн ребра жесткости, а также готические заострения, актуальные в те времена.
Сравните: слева – миланский доспех, справа – готический. Оба изготовлены в мастерской “Стальное наследие”
А как было у нас?
Во времена расцвета доспешного мастерства в Европе (напоминаем, это XV-XVI века) территории современной Беларуси входили в состав ВКЛ и Речи Посполитой, и все лучшее из европейских доспешных трендов перенималось именно в эти годы. В то время доспехи, которые носили на наших землях, представляли из себя симбиоз традиций Востока и Запада.
– В них были и элементы русских доспехов, и западноевропейских. Даже восточное-татарское что-то использовалось, – поясняет мастер. – Но в целом, наша тяжелая кавалерия была закована по западноевропейскому образцу.
Материалы для изготовления доспехов – сталь, цветные металлы и кожа.
– На наших землях железо было болотным, низкоуглеродистым: болотная руда содержала много примесей, ухудшающих качество железа. Оно отлично подходило для предметов крестьянского труда и ремесленничества, а вот для военных целей – хуже. Поэтому железо, как правило, завозилось из Скандинавии, Германских земель, где имелись горы и располагались рудодобывающие производства.
Гусарский доспех Речи Посполитой XVII века. Работа “Стального наследия” по заказу Национального художественного музея для экспозиции Мирского замка
Доспехи – отличная защита, но есть нюансы
По словам мастера, разрубить доспех, – особенно из качественной закаленной стали, – практически невозможно. Поэтому в войнах позднего Средневековья вместо рубящего оружия стали активно пользоваться колющим – мечами-кончарами. А еще – дробящим: булавами, топорами-полэксами и клевцами.
Нанести травму рыцарю в латном доспехе этим оружием можно было в сочленения защиты: в подмышечную или паховую зону, в места соединений шлема с туловищем, под колено, в локтевые изгибы. Рыцарь в кольчужных доспехах мог получить переломы, рассечения, вывихи.
Константин (справа), его коллега по мастерской Виктор Шевцов и их совместная работа: реконструкция доспехов воина Грюнвальдской битвы, начало XV века. Авторы фигуры воина – Сергей Аганов и Андрей Хотяновский
One size или индивидуальный пошив?
Интересуемся размерным рядом средневековых доспехов. Были ли здесь какие-то стандарты?
– "ГОСТов" не было, – шутит Константин. – Даже в XVI веке, когда появились мануфактуры и мастера начали делать заготовки по более или менее усредненным образцам, всё доводилось до ума вручную и подгонялось под размеры конкретных людей. Кроме, разве что, простых шлемов и то – в более позднее средневековье.
Конные и пешие доспехи: в чем принципиальная разница?
Разница, по словам мастера, в комплектации. В пеших доспехах, как правило, ноги защищены минимально, забрала на шлемах облегченные или отсутствуют вовсе, чтобы не ухудшать обзорность. Конные воины защищались более массивными шлемами и толстыми доспехами в грудной части, чтобы можно было отразить удар копья. И ноги были защищены лучше, ведь они сильнее подвергались ударам соперников в пешем строю.
Фото: nashgrunwald.by
Резюме Константина: защита конного воина гораздо более эффективная, чем у пешего. А значит, и более тяжелая: самые увесистые комплекты изготавливались именно для конных рыцарских турниров – сшибок (поединков, в ходе которых два рыцаря направляют своих коней друг на друга и пытаются выбить противника из седла ударом копья). И если в среднем вес доспехов варьировался от 18 до 30 кг, то в полной комплектации вместе с защитой коня мог достигать до 60-70 кг. Только представьте нагрузку на лошадь.
Шанфрон – конский налобник. Работа “Стального наследия”
– С лошадьми в средние века особенно не считались, – говорит Константин. – Они гибли в огромном количестве. Это были такие же воины, как и люди. Но их тоже пытались защитить с помощью кольчуги и лат, насколько это было возможно. Жеребцы мощных пород, выведенные специально для рыцарских кавалерийских отрядов, в принципе, справлялись с перевозкой большого веса.
"Побыть в доспехах – непередаваемые ощущения"
А что чувствует человек, надевший доспехи? Константин знает об этом не понаслышке: раньше он участвовал в реконструкциях сражений.
Константин в кольчужном доспехе XIII века и латном – XV века
– Стоять и двигаться в качественных доспехах достаточно легко, – объясняет мастер. – А вот фехтовать, делать какие-то тактические движения – для этого придется много тренироваться. Нетренированный человек устанет достаточно быстро.
Участие в самом первом рыцарском фестивале в моей жизни далось тяжело. К тому же был май, жарко. Но дальше – тренировки, новые навыки – и в следующих реконструкциях было уже полегче.
Побыть в доспехах – это всегда непередаваемые ощущения. Думаю, так скажут все, кто занимается реконструкцией. К тому же вес доспехов наполняет огромной силой: ты чувствуешь себя танком, способным проломить строй с разбегу. В этом есть что-то супергеройское.
Билеты на Международный фестиваль средневековой культуры и музыки “Наш Грюнвальд” можно купить здесь.
Автор: Вера Рогатко, фото: личный архив собеседника, nashgrunwald.by
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.