“Мы с женой с 5:00 утра сегодня в теплицах работали: подвязывали помидоры, снимали урожай и паковали по ящикам”, – говорит Сергей Лой, когда наша машина притормаживает возле его участка в деревне Пинковичи Пинского района. На улице жара, а в теплице настоящая Сахара. Заходишь внутрь и минут через 15 выскакиваешь на улицу: ощущение, словно жарким летом тебя попарили в бане. Сергей на это смотрит с улыбкой, за 20 лет работы в теплицах он и не к таким температурам привык. В обычной жизни мужчина работает столяром на мебельной фабрике, в остальное время тоннами выращивает пузатые помидоры и хрустящие огурцы. Спит в сезон по два часа, гоняет каждые выходные в Минск на Комаровку. За это время чего только не пережил: в один год сгорела вся рассада, в другой – рухнула теплица. Зачем ему это все надо? Смартпресс съездил на Полесье и узнал.
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
– Проходите в теплицу, смотрите. Здесь нет никаких современных технологий, все по-простому: помидоры растут в земле, а не в коробах. За счет этого они слаще и вкуснее, – Сергей с первой минуты знакомства берет нас в оборот, мы даже не успеваем опомниться, как уже ходим за ним по теплице и слушаем лекцию по сельскому хозяйству.
Сергей Лой 20 лет выращивает помидоры и огурцы.
Если мужчину не остановить, рассказ может длиться бесконечно. Сергей Лой – фанат своего дела. Он и в два часа ночи может зарулить в теплицу, чтобы проверить, как тут его помидоры поживают. Не холодно им? Не душно?
– Свой первый огурец я продал на Комаровке еще в 1986 году. Тогда мне было 10 лет, – на ходу рассказывает Сергей и объясняет, почему теплица с помидорами находится в Пинковичах недалеко от Пинска, хотя сам он с семьей живет в соседней деревне Высокое.
За охрану теплицы отвечает "грозный" пес Сёма.
Это не реквизит из фильма "Кин-дза-дза!", а вакуум, который разгоняет теплый воздух по теплице.
– Это “бацькаўшчына” моего прадеда, у него был большой сад, много земли. Позже этим делом занимались родители, а теперь уже я выращиваю помидоры и огурцы.
“Нужно “отбить” 17 тысяч рублей, которые вложил в дело”
В жаркой теплице, куда солнце лезет со всех сторон, растет 4 тысячи кустов помидоров. Сергей сорта не раскрывает, только небрежно роняет: “Здесь салатный испанский, а там черри”. Духота внутри такая, что мы в любой момент готовы выскочить на улицу, но наш герой притормаживает:
– Стойте! Вы же заметили, что все помидоры разные, да? Нет одинаковых. Смотрите, на этом томате пятнышко, он долго лежать не будет. Если голландские хранятся 3-4 недели, мои – 7-10 дней, потому что натуральные.
Алеся перевозит помидоры, которые семья успела собрать в 5:00 утра.
Чтобы отопить одну теплицу, за сезон ушло два лесовоза дров.
Да, Сергей, мы все заметили: и разные формы помидоров, и почти обморочную температуру в теплице, и руки, покрытые желто-коричневой пылью от работы. Сегодня Сергей с женой Алесей с 5:00 утра уже на ногах. До нашего приезда они успели собрать 200 кг томатов, подвязать растения, убрать желтые листья, что-то прополоть.
– Вечером вернемся в теплицу и будем здесь, пока не стемнеет, – уточняет Алеся.
Семья завела уток, чтобы они помогали им полоть огурцы в теплицах. Когда птиц запускают внутрь, никаких сорняков не остается.
Голова кружится только от описания такого дня, а ведь у супругов есть основные работы и теплицы нужно как-то втиснуть в свои перерывы. В обычной жизни Сергей – столяр на мебельной фабрике “Пинскдрев”, Алеся – дежурная по общежитию.
– Сейчас пик сезона, пришлось взять отпуск на месяц, чтобы успеть снять урожай и продать, – объясняет полешук. – Мне нужно “отбить” 17 тысяч рублей, которые вложил в дело. В эту сумму входит стоимость семян, дров, вакуумов для разгона теплого воздуха… Если сам продам, заработаю. Если сдам оптом – нет.
Поэтому каждые выходные Сергей Лой ездит за 300 км на минскую Комаровку. Грузит ящики с помидорами, огурцами, берет заодно лук, редиску и становится за прилавок.
– Ночью сплю в машине, а днем торгую на рынке, – добавляет мужчина.
В начале июня эти помидоры стоили по 50 рублей за кило.
“За 7 лет, что сын занимается хоккеем, столько денег ушло, что можно было дом построить”
– Поехали лучше к нам домой в деревню Высокое. Мы вам еще одну теплицу покажем и кофе угостим, – смеется Алеся.
И женщина вспоминает историю, как все началось 20 лет назад. Тогда молодая семья не планировала выращивать помидоры и огурцы на продажу. Что-то высаживали на трех сотках – и все.
В этом доме живет семья Лой.
– Но тут сын Данил и дочка Кристина стали профессионально заниматься хоккеем. Это же нужно было все потянуть финансово, одна форма с экипировкой стоила $1 тысячу. Приходилось вкалывать. Не думали: отобьются эти деньги или нет. Хотели, чтобы наши дети потом не работали на земле, – делится с нами женщина.
– За семь лет, что сын занимается хоккеем, столько денег ушло, что можно было дом построить, – добавляет Сергей.
Родители хранят награды детей на видном месте.
Сейчас Данил Лой играет за солигорский ”Шахтер”. Кристина одно время выступала в женской профессиональной команде “Пантера”, а теперь она преподаватель на кафедре физической культуры в Полесском государственном университете.
– Наша младшенькая 13-летняя Елизавета, которая выросла на льду, даже на дух запах ледового дворца не переносит, – улыбаются супруги. – Так что она просто ходит в школу – и никакого хоккея!
Пока общаемся, родителям звонит Данил… прямо с минской Комаровки. Оказывается, Сергей с Алесей умудрились поставить за прилавок профессионального хоккеиста, пока тот в отпуске. Уже понятно: в этой семье все будут при деле, никакие регалии и должности не спасут.
“Золотые” огурцы по 40 рублей и помидоры по 50
Проехав почти 8 км по объездной дороге, паркуемся возле дома семьи Лой в деревне Высокое Пинского района. Открываются высокие ворота, и… видим, что здесь каждый сантиметр отдан под огород и теплицы: рядом тесно растут картошка, лук, перец, хрен, базилик… Крошечный кусок земли выделен для качелей и надувного бассейна. Это все, что нужно знать о приоритетах и отдыхе в этой семье.
Хорошо, что хоть котов в этой семье не заставляют работать)
– Весной в теплицах между рядами помидоров умудряемся выращивать лук, на грядках – первую зелень. И все везем на Комаровку, – Сергей рассказывает, как научился извлекать из земли выгоду.
Как только начался сезон, один сорт огурцов он продавал на рынке по 40 (!) рублей, первые помидоры – по 50. Просим отвести нас в теплицу, где растет такое “золото”.
Теплица, где растут “золотые” огурцы.
Люди готовы их покупать по 40 рублей за кило.
– Два постоянных покупателя на Комаровке попросили вырастить для них белые огурцы, якобы их нужно есть при какой-то болезни. Ну не посажу же я пять кустов, высадил 150, выжили только 70. Знаете, через сколько собрал первый урожай? Через два месяца. Бегал возле них, поливал, отапливал теплицу – и никакой отдачи. Так как на них можно цену в пять рублей поставить? Есть люди, которые готовы платить 40 рублей за кило, и они платят, – говорит Сергей.
“Зачем вы на работу ходите? Вы же и так богатые”
В семье Лой бесконечный круговорот помидоров-огурцов, нет никакой передышки. Пока в теплицах зреют хрустящие огурцы и пузатые томаты, рядом уже выращиваются молодые помидоры, которые будут плодоносить до ноября. Поздней осенью теплицы начнут убирать, готовить к будущему сезону. Еще один пункт – заказать несколько лесовозов дров, спилить их, порубить, сложить. Глядишь, а там дело и к Рождеству подходит, нужно освобождать комнату в доме для рассады. Как только она подрастет, ее отправят в специальную рассадницу на улице, а в марте перебросят в большие теплицы.
Сергей выращивает молодые помидоры, они будут плодоносить до ноября.
И молодые огурцы подрастают в теплице.
– В сезон спим по два часа: теплицу же нужно постоянно отапливать, подбрасывать дрова, – спокойно говорят супруги, разливая кофе по кружкам, и приглашают нас на обед.
За несколько часов беседы они ни разу не пожаловались, наоборот, про свои неудачи рассказывают с юмором, мол, вот это мы дали, так дали жару.
– А помнишь, как у нас теплица рухнула в сезон? – Алеся обращается к мужу. – И все помидоры тогда погибли. А однажды на 8 марта у нас украли рассаду огурцов и подожгли теплицу. В тот год выкрутились благодаря тому, что переключились на выращивание редиски. Часто, когда люди узнают, что мы из Пинковичей, говорят: “Так зачем вы на работу ходите? Вы же и так богатые”. Да, мы зарабатываем на помидорах-огурцах, но это тяжкий труд. Обидно слышать, что огурцы по три рубля за килограмм – это дорого. Предлагаю: посадите сами у себя на балконе, будет бесплатно, посмотрите, как это вырастить растение и получить с него урожай. А в ответ: да ну, пойду на рынок и куплю.
Спрашиваем, как семья вознаграждает себя за тяжкий труд. Может, на курорты заморские ездит или машины дорогие покупает?
– Сделали ремонт в доме за деньги, которые выручили с продажи огурцов и помидоров. А так… За 20 лет ни разу не был на море, терпеть не могу жару из-за этих теплиц, – честно признается Сергей. – Для меня лучший отдых – три дня провести на рыбалке в тишине и без телефона.
Вот-вот ассортимент на рынке у семьи расширится: Алеся начнет делать аджику, закатывать мохито в банки. Семья готова подстроиться под любого покупателя, главное, чтобы все раскупили. Неужели за столько лет у них не было мысли все бросить? Дети выросли, занятия хоккеем оплачивать больше не нужно.
– От двух теплиц уже отказались, остались еще две, – говорят супруги. – Наверное, мы уже втянулись.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.