Стоит ближе подойти к дому Сергея и Елены Шокало в Несвиже и понимаешь: это необычное место. На десятки метров разносится пение попугаев. Открываем дверь и… замираем. Цветущая магнолия, розовые рододендроны, бесконечное количество тюльпанов, а в прозрачных вольерах – попугаи жако, какаду, ара, амазоны. Еще 15 лет назад на этой территории росли картошка и старые яблони, а теперь разбит один из самых красивых и душевных садов, которые мы видели. Биологи Елена и Сергей везут домой растения со всего мира: Америки, Грузии, России, Голландии. Про страсть к птицам и цветам, о лучших моментах в саду и самом эксклюзивном растении – читайте в нашем репортаже.
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
– А давайте поговорим здесь, под старой яблоней, – предлагает орнитолог из Несвижа Сергей Шокало.
И это идеальное место для беседы: над нами нависло цветущее дерево, сбоку на солнце греются нарциссы и тюльпаны необычной темно-фиолетовой окраски. На все лады заливаются птицы. Любой бы эстет одобрил бы такие декорации.
Сергей Шокало встречает нас в своем саду.
И предлагает поговорить под кронами старой яблони.
– Земля, на которой сейчас стоит дом, уже лет 300 принадлежит родственникам моей жены Елены, – вводит нас в семейную историю Сергей. – Что здесь было раньше? Большой огород: тетя выращивала картошку, капусту, свеклу.
Мы мысленно прикидываем, как все выглядело 15 лет назад (до переезда супругов из Минска), и не получается. Кажется, здесь всегда росли рододендроны, пионы, розы, орхидеи, азалии, примулы. Ну какая еще картошка? За это время семья успела разбить сад, построить прозрачные вольеры для птиц и новый дом для себя.
Семья 10 лет строила этот дом.
У крыльца растет магнолия.
– Раньше здесь была старенькая 120-летняя хатка. Строилась как времянка, когда сгорел большой дом. И мы с женой долгое время в ней жили, пока шла стройка собственного жилья. На это ушло 10 лет, – уточняет Сергей.
”С Дальнего Востока привез папоротники, из Флориды – бромелии”
Сергей Шокало – тот человек, который про природу может рассказывать часами – взахлеб, приводя десятки житейских историй и выдержки из научных работ. Он мгновенно определяет, какая птица пролетела рядом, какое насекомое забралось на цветок, какое растение на миллиметр показалось из земли. А его жена Елена даст фору любому сотруднику ботанического сада: у нее больше 140 кустов роз, сотни тюльпанов, ирисов, пионов.
– Мы идеально совпали с женой, – улыбается наш собеседник. – Она любит цветы, а я – экзотические и дикие растения.
Сергей и его жена Елена.
В саду есть пруд с красными рыбками.
Сергей когда-то окончил геобиофак, работал в Академии наук, теперь в Парке животных, а Елена – выпускница биофака. Что бывает, когда два любителя природы сходятся вместе, – у нас прямо перед глазами. Бонсай из яблони антоновки, красные рыбы в пруду, клумбы, которые цветут с весны и до первых заморозков, ползущая по дому магнолия.
– Привожу в свой сад растения со всего мира. С Дальнего Востока – папоротники, из Флориды – бромелии, из Чехии – гибрид рябины “ликерная”, – перечисляет Сергей Шокало.
Возле дома растет гибрид рябины “ликерная”.
“Цветочные” споры в семье
У супругов не было никакого четкого плана, как разбить сад невероятной красоты на 13 сотках. Но было желание: выглянуть из окна второго этажа и увидеть красоту. Так сразу появилась клумба в виде гитары, а потом понеслось: на участке начали высаживать черешни, орехи, яблони, красный клен, можжевельник. Здесь всегда что-то меняется: одни растения приходят, другие уходят, что-то пересаживается, прививается.
Сергей рассказывает, что в саду постоянно что-то меняется.
Ливанский кедр.
Сон-трава или прострел обыкновенный.
– Мы постоянно с Леной дискутируем на этот счет, спорим, обсуждаем. Сейчас жена слишком увлечена розами, уже больше 140 сортов растет, и никак не остановится. Но земли у нас мало и каждый сантиметр уже чем-то засажен. Так что происходит борьба за место. Например, привез я очередное дикое растение из путешествия, но где ему расти? Вот и отправляется оно куда-то на закрайки, где мало заметно, – смеется Сергей.
Рододендроны.
Очередные заморские или красивые цветы здесь появляются не спонтанно: Елена подбирает их по цвету, периодам цветения, смотрит, как сочетаются растения между собой. Если все пестрые тюльпаны (и желтые, и нежно-розовые, и алые) посадить на одной клумбе, они просто потеряются, сольются в одно полотно. Поэтому один куст ”уселся” возле забора, другой – рядом с туей, третий прямо на солнце.
Как в детстве Сергей собирал рябину и чабрец, чтобы попасть в зоопарк
– Сработала насмотренность, – биолог Сергей объясняет, как сад получился будто с обложки глянцевого журнала. – Чем больше человек видит в природе, тем больше картинок из нее хочет повторить.
Бонсай из антоновки.
А Сергей прямо мастер подмечать детали с детства. Ему было “жутко интересно” наблюдать, как папа прививает деревья, а старший брат безошибочно определяет птиц в полете. Уже в первом классе он с братом купил свою первую птицу – чернобрового кенара. В шестом – саженцы лимона и мандарина. Братья постоянно пропадали в парке (семья жила в Бресте), им было интересно, как и чем живет природа. Чтобы увидеть некоторых зверей и птиц в Гродненском зоопарке, мальчишки пошли собирать рябину, чабрец, подорожник. Сдали все в аптеку, а на вырученные деньги купили билеты на “кукурузник” маршрутом Брест-Гродно. Так Сергей Шокало понял, что хочет стать орнитологом.
Теперь в прозрачных вольерах у него живут попугаи ара, амазоны, розеллы, какаду, совы, певчие птицы – красный кардинал, мексиканская чечевица…
В прозрачных вольерах живут экзотические птицы.
Какаду инка.
Ара зеленокрылый.
– Каждое утро уходит 3-4 часа, чтобы всех накормить. Это сложная кухня: все смеси делаю сам. Нужно знать, как ведет себя птица в природе, чем питается, чтобы правильно ее содержать, – говорит Сергей. – Самое простое – посадить птицу в клетку и просто кормить. Для меня важнее сделать так, чтобы она стала гнездиться. Жако принес потомство только на 11-й год жизни, ары – на 14-й.
Жако по кличке Дедушка. Ему уже 34 года!
Как за нового попугая отдали часть денег от продажи дома
В 1979 году у Сергея и его брата Бориса появились первые большие попугаи “кубинские амазоны”, а в 1989 они привезли в страну жако. У красивой картинки есть и обратная сторона: птицы стоят недешево, и покупка всегда несет огромный риск.
– Был случай, когда часть от продажи бабушкиного дома отдали за нового попугая, а через полгода он умер, – вздыхает Сергей. – Каждый раз, когда решаюсь завести очередную птицу, брат говорит: “Давай!”. А жена: “Чем ты будешь ее кормить? Где найдешь свободное место?”. Оба правы, а мне нужно найти какое-то идеальное решение.
Елена поддерживает мужа во всем, но иногда просит не спешить с покупкой очередной птицы.
Птицы живут в этих вольерах.
Гиацинтовый ара.
Для семьи лучшие моменты – выйти в сад с чашкой кофе, слушать пение птиц, любоваться своими цветами. Правда, все это можно сделать после того, как полил все клумбы, подкормил, прополол, полечил очередное растение. В общем, сразу нужно отработать в саду несколько часов, не разгибая спины, а уже потом можно и кофе пить.
– У деревьев и цветов столько болезней! Наверное, больше, чем у человека. Например, вот этот курчавый персик склонен к грибковым заболеваниям: если не обработать препаратами, будет уродливым, а плоды плохо созреют, – Сергей показывает на дерево рядом с нами. – Основная проблема ирисов – гниль, а розанная мушка может испортить все розы.
“Вижу то, что не замечают другие”
Мы гуляем по саду уже несколько часов, но все равно находим растение, которое хочется еще рассмотреть.
Папоротник.
– А это наш эксклюзив! Башмачок крупноцветковый (селекционная орхидея), – не без гордости говорит Сергей.
Мы присматриваемся к маленькому росточку, который недавно выскочил из земли.
– Купили его три года назад, он был размером в несколько сантиметров. Теперь вот растим, башмачок зацветает только на пятый год.
И в этот момент мы начинаем смеяться: ну как вообще можно было заметить среди всех растений этот эксклюзив? Его и разглядеть сложно, не то чтобы оценить масштабы красоты.
– Я много вижу того, чего не замечают другие, – добавляет Сергей Шокало. – Видите на дереве дуплянку? Сейчас там живут вертишейки (родственники дятлов), в туях – коноплянки и зеленушки, в кустарниках – славка-мельничек. О, а прямо над нами пролетает белая цапля.
Вот-вот в саду настанет самое ароматное время: зацветут клематисы, рододендроны, розы, пионы.
– В такие дни не хочется даже за калитку выходить, – говорит Сергей. – Сад постоянно меняется, потому что меняются наши вкусы и приоритеты. Только вчера купил одно растение, которое считал верхом совершенства, а назавтра уже увидел что-то более красивое. Хотим в коллекцию магнолию сорта “черный тюльпан”. Но куда его посадить? Иногда приходится себя сдерживать. Имея много, ты мало достигаешь. Имея мало – многого. Этого принципа и придерживаюсь.
Автор: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.