Эта солидная тётя в берете и пальто точно моя бабушка в молодости? А это строгая дама в красивом платье – мама в студенческие годы? Вы когда-нибудь ловили себя на похожих мыслях, перебирая старые семейные снимки? Почему-то кажется, что наши родные выглядели взрослее своих лет. То ли дело мы в свои 20: мини-юбка, озорной взгляд, яркий макияж. Но что стоит за каждой фотографией? Какая история скрывается в глазах серьёзной девушки? Смартпресс вместе с героями публикации рассмотрел снимки их мам и бабушек в молодости и их самих в таком же возрасте. Что из этого вышло?
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
"Бабушка была серьёзной?! Да она в багажнике машины спряталась: так хотелось со всеми уехать на праздник"
Щербо Анна Ивановна – бабушка (1938-2022) и Щербо Екатерина – внучка (1990 г.р.)
– На фотографии, где бабушке всего 16 лет, она и правда выглядит не по годам взрослой. Сказалась тяжёлая жизнь в большой семье, послевоенные годы. Уже в 12 лет она пошла работать полеводом в колхоз, позже заочно окончила сельскохозяйственный техникум и доросла до должности "заведующая фермой". Была авторитетным человеком в деревне Пастовичи Стародорожского района, её некоторые даже побаивались. А что делала я в свои 16 лет? Просто училась в школе, – символично, что с Катериной про её "бабу Ганку" мы разговариваем в доме, где когда-то жила Анна Ивановна, а теперь её внучка Катя.
На этом снимке Кате 16 лет, фотографию делали для выпускного школьного альбома. Её бабушке Анне Ивановне тоже 16. Она специально снялась в 1954 году, чтобы послать фото родственнику в армию.
Девушка хранит всё, что связано с бабушкой: старые фотографии, трудовую книжку колхозника, различные документы и воспоминания. Разница на снимках впечатляет: веселая Катя с распущенными волосами в кофте с блестящим зайцем и её бабушка в этом же возрасте, но больше похожа на школьную учительницу. Заплетённые в косы волосы, строгий пиджак, белоснежная блузка и еле заметная улыбка.
Если не знать Анну Ивановну лично, то снимок может выдать обманчивый образ. Да, она выглядит строгой, но была ли такой в жизни?
– Бабушка всю жизнь была молодой и озорной. Вечно ходила на танцы, гулянки, невозможно было остановить. Однажды мои родители собрались с друзьями на кемпинг, целая машина людей, а бабушка: "Я с вами!" – "Ну куда? Будь дома с внуками". Приезжают на место праздника, открывают багажник… и из него выбирается бабуля! – смеётся Катерина. – Да у неё на этой фотографии чёртики в глазах!
И Катя достаёт фото, на которых и ей, и Анне Ивановне по 25 лет. Как же они похожи!
Анна Ивановна снялась возле своего дома в деревне Пастовичи Стародорожского района (снимок сделан в 1963 году), а Катерина во время празднования 9 мая в 2015 году. Здесь им обеим по 25 лет. Каждая уже замужем и воспитывает маленького сына.
– Изначально знала: когда-нибудь буду жить в доме бабушки (Катерина выросла в этой же деревне, что и Анна Ивановна – Прим.). Как-то во время сеанса ароматерапии я выбирала любимый запах и с закрытыми глазами выбрала тот, который ассоциируется с укропом, сушёным "на прыпячку". Специалист сказала: "Место твоей силы – дом бабушки". Да, я деревенское дитё, которому надо курочки и огородик, в Минске я не ужилась, – рассказывает Катерина, которая работала художественным руководителем в местном клубе, а теперь лаборантом в школе. – Мне нужна моя вёска, тут я на своём месте.
"Ну какая косметика у нас была? Тональный крем "Балет", тушь и губная помада"
Асомчик Нина Адамовна – мама (1934 г.р.) и Пранович Тамара Петровна – дочка (1960 г.р.)
– На этих фотографиях и мне, и моей маме по 20 лет. Несмотря на то, что каждая из нас выросла в деревне Щитковичи Стародорожского района, эти снимки сделаны в Минске. Правда, при разных обстоятельствах, – рассказывает Тамара Петровна. – В 1954 году мама приехала работать на стройке (позже она вернётся на малую родину), а я в 1980 году училась в Минском педагогическом институте.
Нина Асомчик (слева) для съёмки попросила модный в те времена берет у своей подруги. Тамара Пранович приехала покорять столицу и поступила на филологический факультет Минского пединститута.
Как говорит наша собеседница, в 20 лет она и её мама проживали разные жизни.
– При устройстве на работу маме дали задание, чтобы проверить, насколько она сильная: выкопать яму метр на метр. И она так старалась, что до обеда всё сделала. А я же в свои 20 проживала счастливую молодость: училась, вела различные вечера в университете, знакомилась с интересными людьми, – говорит Тамара Петровна. – Например, этот снимок был сделан в парке Челюскинцев, где я любила гулять. Тогда в моде были пальто-трапеции и сумочки, которые и сейчас носят девушки.
На этом снимке Тамаре Пранович 20 лет.
– Моя мама в 1954 году была одной из первых в своей деревне, кто смог вырваться и уехать в город: тогда ведь у сельских жителей не было паспортов, но ее родные помогли сделать документ. А я стала первой в роду, кто получил высшее образование, – отмечает Тамара Петровна. – Сравнивая наши снимки, мне кажется, что мама в свои 20 лет выглядела более серьёзной. Возможно, это из-за строгой одежды? Но я думаю, сказалась жизнь. Когда моей маме было 5 лет, отец ушёл на финскую войну, когда исполнилось 7 – на Великую Отечественную, где и погиб. У нее было очень тяжёлое детство. Во время войны она со своей мамой и двумя братьями пряталась от немцев на болоте, ела муку, разбавленную водой. Тогда многие деревенские дети заболели тифом, не все выжили (умер ее младший брат). В 14 лет уже работала в колхозе. А моё детство и юность были беззаботными, к счастью, мне таких испытаний не выпало. Мы не думали, как выжить, мы просто жили, бегали на свидания, на танцы, посещали выставки, музеи, ходили на концерты. Счастливое было время!
Тамара Пранович (в центре вверху) с подругами в возрасте 20 лет.
А так выглядели 20-летние подруги её мамы, Нины Асомчик.
– Сейчас люди выглядят гораздо моложе своих лет, у них есть возможность правильно ухаживать за собой. Ну какая тогда косметика была? "Ленинградская" тушь, в которую нужно было плевать (так делали, потому что тушь была сухой, чтобы её немного увлажнить – Прим.), пудра "Елена", помада, тональный крем "Балет" и духи "Красная Москва". Вот и все средства ухода. Стипендия у меня была 40 рублей, на последнем курсе 45. Но непременно 5 рублей я отдавала на помаду. На нее денег не жалко было. Меня убеждали, что она французская. Теперь понимаю, что скорее всего это была подделка. А вот моя мама работала штукатуром – маляром, затем полеводом. Сколько помню, у нее всегда были различные кремы: для лица, рук, ног. Обязательно детский крем. Ей 90, но она до сих пор пользуется кремами, говорит: "Да ста гадоў мазацца буду!"
"Если сравнить, какими были женщины 100 лет назад и сейчас – это небо и земля"
Ирина Никитична Тишутина – бабушка (1937-2010) и Оксана Чеховская – внучка (1979 г.р.)
– На этом фото моей бабушке 16-18 лет, а мне 16, – рассказывает Оксана Чеховская из Витебска. – Почему-то уверена, что блузка на бабушке – это её рук дело. Она всегда с сестрой перешивала одежду, шила модные платья, блузки. Кто её снимал и где сделан этот снимок – не знаю. Но зато помню, как папа фотографировал всю нашу семью "Зенитом". И автор кадра со мной – отец. Тогда, в 1995 году, мы как раз ставили школьный спектакль, в котором я играла фрейлину. Специально для этого перешили мамин гольф, и получилась красивая кофточка.
Оксане и ее бабушке на этом фото по 16 лет.
И Оксана, и её бабушка в свои 16 лет жили в Витебске, были городскими девушками. Правда, жизнь Ирины Никитичны лёгкой не назовёшь: она рано осталась без мамы, а после окончания школы пошла учиться в строительный техникум.
– Это фото бабушка сделала для своего жениха, моего дедушки Фёдора, который в тот момент служил в армии. Они всё время переписывались, стопки писем долгое время хранились дома. Правда, никто так и не решился их почитать, воспитание не позволяло заглядывать в чужую переписку, – отмечает Оксана. – Глядя на мои фотографии и бабушки, замечаю наше сходство, эти снимки перекликаются между собой. Мне было так неудобно, неловко, что нужно позировать для кадра. И это же вижу на фотографии бабушки: она пытается чем-то занять руки (взяла ромашку), скромно улыбается, не старается понравиться и очень стеснительная. 16 лет – такой возраст, когда тебе и правда некомфортно от пристального внимания к твоей персоне, поэтому неуверенно чувствуешь перед объективом камеры.
Оксана не любила фотографироваться в 16 лет, поэтому у неё мало снимков того периода.
Оксана, как и предыдущие наши собеседники, видит разницу между тем, как выглядела она в школьные годы, и как её бабушка.
– Почему-то она кажется старше своих лет. Если бы это можно было объяснить тяжелым физическим трудом, но нет. Бабушка жила в городе, хозяйства не было, – рассуждает её внучка Оксана. – В наше время люди действительно выглядят моложе своих лет, но не в юном возрасте, а в более зрелом. Если сравнить, какими были женщины 100 лет назад, а какие сейчас – это небо и земля.
Автор: Екатерина Асомчик
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.