Ковер с оленями на стене, белоснежные “фіранкі” на окнах, чугунок в печке – эти картинки из детства многие взрослые проносят с собой через года. Кажется, что дом бабушки с дедушкой был самым счастливым и безопасным местом на земле. Со временем что-то забывается, стирается, видится не таким отчетливым. Хочется зафиксировать те мгновения, но как? Супруги из Минска Снежана и Алексей, увлекшись миниатюрой, начали делать копии деревенских хат размером с книгу. Это своеобразный кукольный домик, но для взрослого. Со старым сервантом, цветастыми шторами, портретом дедушки на стене и горящей лампой на столе.
Говорить с ребятами о том, как в их преподавательскую жизнь вошла миниатюра, мы предлагаем в знаковом районе Минска – в Осмоловке. Яркие желтые двухэтажные дома для некоторых стали символом старого и любимого города. Местом, которое хочется сохранить. Точно так же, как и клиентам Снежаны и Алексея хотелось бы оставить на память теплые детские воспоминания.
Супруги держат в руках новогодний румбокс.
– Мы по образованию учителя: я – английского языка, муж – физической культуры, – говорит Снежана и достаёт из пакета самодельный румбокс.
Ощущение, будто заглядываешь в чужую комнату, где готовятся к Новому году. На диване лежит вязаный плед, в углу торшер, один щелчок – и на ёлке загораются огни. Все, как в настоящем мире, только уменьшенном до масштаба 1:18.
Какие работы только не выходили из-под рук мастеров Снежаны и Алексея: дома по мотивам "Гарри Поттера", "Лемони Сникет: 33 несчастья", бар из "Острых козырьков" и настоящие деревенские хаты. Эти заказы оказались такими популярными, что у супругов работа расписана не на один год.
"В детстве мама помогла сшить шторки для кукольного домика. Это было волшебное время"
Больше трех лет назад у Снежаны появилось необычное хобби – создание миниатюрных комнат и домов. Она легко превращает резинку для волос в диван, пластмассовое яйцо Kinder – в кресло, крышку маленькой баночки из-под крема – в вазу. А многие детали делает сама. Чуть позже к делу подключился и Алексей.
Посуду Алексей и Снежана делают из глины.
И могут даже “испечь” эклеры.
– В детстве, как и у многих девочек, у меня был кукольный дом. Сразу он разместился в полке шкафа, а когда родители купили холодильник, мама отдала от него коробку. Сказала, будем делать новый домик. Большой, в несколько этажей, – Снежана вспоминает историю, когда начались ее переделки. – Как-то вывернула коробку из-под сока, склеила обратной стороной, и получился модный серебристый холодильник для кукол. Хотя мама и приходила после работы уставшая, но помогала рисовать крышу новому жилищу, шила шторки и параллельно рассказывала истории, которые, кажется, выдумывала на ходу. Это было волшебное время.
Снежана выросла, куклы остались в прошлом, и мир миниатюры отошел в сторону. Пока ей, учителю английского языка, не понадобилось для одного проекта сделать что-то своими руками. Суть – показать, как непривычные для нас детали обретают вторую жизнь. Так из палочек для мороженого Снежана смастерила шкаф, из зубочисток – стул. Глянула на свое творение и подумала: раз уже есть мебель, почему не сделать комнату? И понеслось. За это время супруги-учителя успели уйти из школы, начать работать онлайн, но их любовь к миниатюре осталась.
"Когда видишь свет в окошке деревенского дома, становится спокойно"
Прежде чем прийти к изготовлению деревенских домов, Снежана и Алексей пробовали себя в разных стилях, экспериментировали. Говорят, новое увлечение так захватило, что работали по ночам в перерывах между основной работой. Выставили свои работы в Instagram – и пошли первые заказы.
По этому фото попросили сделать миниатюру.
А вот результат.
– Наши клиенты – взрослые люди. То, что мы делаем – не детские игрушки. Например, мебель для кукол заказывали коллекционеры. Интересно потом наблюдать, как они ее "обживают" в кукольном мире, – рассказывают Алексей и Снежана. – А так запросы совершенно разные: кому-то хочется получить дом-мечту или, вдохновившись сериалом, приобрести домик хоббитов. Для кого-то важно сохранить в памяти дом бабушки и дедушки. Поставить его на стол, смотреть и возвращаться к лучшим моментам, которые с ним связаны. Важно передать все детали, как в настоящей хате: цветастые шторы, плюшевая накидка на диван, портрет дедушки на стене. Нам и самим эта тема оказалась близка: наши бабушки тоже из деревни. Так здорово иметь место, где тебя всегда ждут и любят. Когда видишь свет в окошке, становится спокойно.
И супруги "зажгли" этот свет в своих миниатюрных деревенских домах. На стол, покрытый скатертью, поставили вазу с цветами, старый сервант наполнили посудой, на стену прикрепили коллаж из семейных фотографий. Чтобы добиться максимального эффекта, стены хаты состарили.
– Когда одной девушке отдавали дом, она прослезилась, – говорят супруги. – Мы сохраняем воспоминания, которые можно держать в руках. Эти хатки как семейная реликвия. Почему бы не передавать их из поколения в поколение?
Как повторить бар из сериала “Острые козырьки”?
Когда Снежану и Алексея просят сделать копию существующего дома, они, помимо фото и видео, поручают снять все размеры: самой хаты, интерьера. Чем больше на руках будет цифр, тем точнее получится работа.
– А вот с заказами домов, баров из сериала все не так просто. Смотрим серии по несколько раз, изучаем дом, все его планы, ракурсы, прежде чем сами начнем все просчитывать. Правда, был случай, когда девушка, поклонница сериала "Острые козырьки", предоставила раскадровку по сериям. Отметила хронометраж, на котором виден бар. Его мы и должны были повторить, – отмечают супруги.
Так бар выглядит в сериале.
А так в исполнении Снежаны и Алексея.
На вопрос, был ли хоть один дом, с которыми они не справились, отвечают: "Нет". Им под силу даже самые маленькие вещи. Например, дамская сумочка размером меньше одного сантиметра, 3-4-миллиметровая дверная ручка, крошечные босоножки. А на одной ладони могут поместиться 11 книг производства Алексея и Снежаны. Они работают не только с масштабами 1:18, 1:20, но и 1:40.
Самая маленькая деталь, которую сделали ребята.
"Проходите, чувствуйте себя как дома", – так одну из своих работ подписала семья. На диване стоит поднос с чайником и кружкой, рядом – дольки лимона. Какой же это миниатюрный мир, если выглядит реальным? В комнате стоит потертый шкаф, висят засушенные растения, на полке разместились старые письма и рецепты.
Алексей, который в творческом тандеме ответственный за электричество, может зажечь любой торшер, лампы, сделать камин горящим. Включаешь их – и по дому "расползается" уют.
"Такой домик стоит 450 рублей, с января – 600"
– Когда работаем над домом, со стороны все выглядит как настоящий ремонт. Ездим по магазинам в поисках новых материалов, при этом все время оставаясь на связи с заказчиком: "Такая краска для стен подойдет? А этот текстиль для мягкой мебели?”. Уточняем, предлагаем, меняем, – Снежана раскрывает детали своей работы. – Человек видит только итоговой вариант, но много времени занимает именно подготовительная работа.
Друзья Снежаны и Алексея, зная про их хобби, в гости приходят с…крышками от бутылок, ленточками, стержнями. В этом доме все пригодится, здесь любой стержень перекрасят и сделают маленьким стаканом. Но есть и те, кто относится к такому увлечению ребят несерьезно: “Ну как там ваши поделки?”
Дом Хоббита в фильме.
А так он выглядит в миниатюрном мире.
– Мир миниатюры нас так захватывает! Можем просидеть за работой семь часов подряд, забывая про еду, – смеются наши герои.
– Не думали ваше хобби сделать основной работой? – уточняем у молодых людей.
– Думали, не получится. В месяц можем создать один дом, это кропотливая работа, все делаем руками. Если заниматься только миниатюрой, нужно в несколько раз поднять цену, мы этого не хотим. Сейчас домик стоит 450 рублей, с января – 600, и пока мы не принимаем заказы. Нам столько фотографий деревенских хат прислали! – отвечают Снежана и Алексей.
Дома у супругов почти нет собственных работ. Как только дом готов, он уезжает к клиенту по другому адресу. В виде исключения сейчас супруги сделали современную новогоднюю комнату и работают над комнатой из детства (эти работы тоже будут проданы). В зале из прошлого стоит большая коричневая секция, мягкий уголок, а в углу та самая живая ёлка, усыпанная игрушками.
– С появлением заказов на деревенские дома в нашем творчестве начался новый этап. Теперь мы знаем, что можем ещё и так, – добавляют Снежана и Алексей. – Теперь, когда приезжаем в деревню, на дома смотрим иначе: как сделана крыша, крыльцо, какие есть детали. В планах – смастерить копию хаты нашего дедушки.
Фото Елены Таборко и из архива героев материала.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.