13 лет назад мастер по соломоплетению Вера Солдатова (её работы представлены в английских и американских музеях) вместе с мужем-художником Александром Солдатовым переехали в усадьбу Дуниных-Раецких в Кореличском районе. Когда-то здесь устраивали приемы, ставили спектакли, потом светская жизнь из этих стен ушла. В усадьбе успели пожить монахини, размещалась амбулатория, а теперь её восстановлением занимаются Солдатовы.
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
Утром улица Парковая в деревне Райца Кореличского района залита солнцем и выглядит тихим сказочным местом: под ногами шуршат листья, поют птицы, а верхушки дубов и лип будто упираются в голубое небо. На крыльцо двухсотлетней усадьбы Дуниных-Раецких выходит её нынешняя хозяйка – Вера Солдатова.
– До сих пор не можем осознать, что живём в таком месте, – улыбается Вера Евгеньевна. – Прямо под окна приходят косули, зайцы, поэтому на зиму укутываем молодые деревья, чтобы их не повредили. А ещё с нами на одной территории живут ежики, белки, мы с последними наперегонки бегаем собирать орехи.
Супруги Солдатовы на крыльце своей усадьбы.
Когда слышишь очередную историю переезда из города в деревню, собеседника хочется сразу же засыпать вопросами: как на это решились, были ли позже сожаления, не утомила ли постоянная физическая работа? Но сегодня эти вопросы кажутся наивными.
Ответы на них приходят сами, стоит только оглянуться вокруг – 500-летние дубы, огромные липы и тополя, уникальный восьмитычинковый каштан, который в начале XX века был привезён с парижской выставки. А сами хозяева живут не в обычном доме, а в старинной усадьбе площадью 460 кв. м.
Под каштаном установлен знак “Памятник природы”.
Усадьба была построена в начале XIX века. Её владельцами в разное время были Раецкие, Путткамеры, Верещаки, Жултовские. Сюда часто в гости к своей возлюбленной приезжал Адам Мицкевич. Позже дом отдали монахиням, а затем в его стенах разместилась амбулатория. В 2010 году семья Солдатовых выкупила усадьбу за одну базовую величину.
Так усадьба выглядела в XX веке.
"Местные долгие годы называли меня "дачницей", а потом сказали – "наша"
Вера Солдатова – известный мастер по соломоплетению. Её работы выставлены не только в Национальном художественном музее в Минске, но и в Москве, Лондоне и даже Калифорнии. А супруг – Александр Солдатов – художник и иконописец. Казалось бы, деревня Райца для творческих людей могла стать местом уединения и вдохновения, где они, отрешенные от мира, создают свои работы.
Александр Солдатов в своей мастерской.
– А остеохондроз? – вопросом на вопрос отвечает Вера Евгеньевна. – Чтобы не засидеться на месте, нужно обязательно менять свой род деятельности. Поэтому занимаюсь не только соломоплетением, мы выращиваем экологически чистые продукты: картошку, виноград, абрикосы, недавно посадили персики. К тому же я заядлый грибник. Иногда Александр Васильевич (Вера Евгеньевна называет мужа на "вы" и по отчеству – Прим. ред.) говорит: "Ну, может уже хватит ходить в лес?” Так я не гуляю, не курю, не пью, могу ли я “отгулять” своё на грибах?
27 лет назад Солдатовы променяли квартиру под Минском на жизнь в Кореличском районе (сразу поселились на хуторе, а спустя 14 лет переехали в усадьбу). Веру Евгеньевну здесь тронуло всё: природа, люди, их истории. В тот момент ей хотелось сбежать на хутор, спрятаться от большого мира.
Вера Евгеньевна возле 500-летних дубов.
– В деревне я научилась топить русскую печку, вытягивать воду из колодца, колоть дрова, – вспоминает наша героиня, когда мы с ней гуляем по парку. – Руководство района приняло меня хорошо, но для местных я долго оставалась "дачницей". А потом как-то в очереди к врачу разговорилась с женщиной, она поинтересовалась, где живу: "О, я про вас читала в местной газете "Полымя". Вы же наша!"
"Дом принадлежит нам, парк – государству"
Ещё живя на хуторе в Кореличском районе, Вера Солдатова задумалась о создании музея соломки. В 2010 году ей показали пустующую усадьбу Дуниных-Раецких в Райца. Звучит красиво: ты становишься хозяином старинного поместья, заезжаешь в дом и проживаешь там светскую жизнь с красивыми видами из окна. А как было на самом деле? Старое здание обошлось в одну базовую величину, на эти деньги в те времена можно было купить 3 кг курицы или кило шоколада. Нетрудно догадаться, в каком состоянии находилась усадьба, если её продавали за такую сумму.
– Тогда вы бы с нами не смогли прогуляться по территории: всё заросло порослью тополя, а дом вообще невозможно было сфотографировать из-за зарослей. Первым делом принялись всё корчевать и чинить крышу, – продолжает рассказывать Вера Солдатова. – Местные спрашивали: “Где вы там живёте?” В аптеке. Она была пристроена к дому и оборудована печкой. Можно сказать, в аптеке прожили целое лето. Самое главное было – уговорить Александра Васильевича на этот переезд: все основные работы падали на его мужские плечи.
Александр Солдатов
Первые 5 лет в доме нельзя было ничего менять: его продавали с тем, что здесь будет музей. Позже Солдатовы оформили усадьбу в частную собственность, а прилегающий парк к дому и сейчас принадлежит отделу культуры местного райисполкома.
– Нам пришлось выкупить у государства голубые ели возле крыльца, железный забор и асфальт возле дома, – уточняет Вера Евгеньевна.
Вера Солдатова
– Это теперь наше, а аллеи – нет. Но мы всё равно за ними ухаживаем: косим траву, сгребаем листья, смотрим за деревьями. Иногда нам помогают райисполком и волонтеры, потому что сил на всё не хватает. И, конечно, приезжают сыновья с семьями, у нас же 17 внуков! В парке постоянно есть работа. Мы не только смотрим за старыми деревьями, но и сами сажаем новые: гибискус, миндаль, краснолистную алычу, грецкий орех, груши, яблони.
"Если человек не работает, он болеет и умирает"
Насколько Вера Солдатова влюблена в эти места, можно понять, прогулявшись с ней по окрестностям. Она увлеченно рассказывает про парк, соседей, ведёт к каменной стелле Раецких, затем в лес, где сохранились остатки мельницы и шумит… водопад!
Стелла Раецких
– Давайте покажем вам с мужем дом, – предлагает Вера Евгеньевна, и мы возвращаемся в усадьбу.
Старое крыльцо украшает куст розы, напротив растут гортензии с огромными шапками. То, что этот дом непростой, напоминает табличка на стене “Помнік архітэктуры XIX cт. Ахоўваецца дзяржавай”. Из 460 кв. м Солдатовы живут на 60-ти. Остальные отданы под мастерскую Александра Васильевича, музей, а в некоторых помещениях продолжается ремонт.
– Мы понимаем, он будет длиться всю жизнь. Меня это не пугает, – улыбается Вера Солдатова.
– Знал, сколько здесь предстоит работы. Но без неё в жизни никак. Если человек не работает, он болеет и умирает, – рассуждает художник и иконописец Александр Солдатов. – Я уже в том возрасте, когда отдаю отчёт: кроме меня моя живопись мало кому нужна. Можно всё своё время посвятить картинам, но после смерти холсты соберут, сожгут, чтобы было меньше мусора на земле.
Александр Васильевич с улыбкой говорит, что многие молодые художники мечтают стать вторым Рафаэлем. А с годами приходят к пониманию, что "ты со своими потугами и заумными мыслями никому не нужен". Вопрос: как это принять и что делать дальше?
– Конечно, у меня покупали картины, но на эти деньги жить невозможно. Чтобы нормально зарабатывать, нужно ориентироваться на рынок. Что касается икон, их не так много заказывают, и берусь за работу только в том случае, если мне не говорят: "Глазки должны быть голубыми, а волосы – светлыми". Важно, чтобы мне доверяли как художнику, – говорит Александр Солдатов.
Делала соломенную шляпку для Хиллари Клинтон
Если Александр Васильевич не творит в мастерской, он занимается достаточно тяжелым физическим трудом. Например, чтобы "достать" из-под закрашенного пола настоящий паркет, ему пришлось содрать всю краску. Из одной только комнаты вынес 8 ведер мусора. В следующем году здесь откроется галерея с пейзажами Александра Солдатова, а рядом – комната быта XIX века с самодельной мебелью.
Такой паркет был спрятан за толстым слоем краски.
– Получился не музей соломки, а дом-музей, где мы рассказываем о нашей белорусской истории, – Вера Евгеньевна проводит в большое просторное помещение, где собраны сотни экспонатов.
Зубры и лошади из соломки, вышитые соломкой иконы (оказывается, и так можно!), посуда из черной гродненской глины, женские туфли ручной работы (1927 год)… А в углу – высокий сноп жёлтой ржи. Каждый год Вера Евгеньевна засевает ей поле, а летом с помощью серпа срезает. Когда рожь высыхает, превращается в солому и становится материалом для работ мастера. На иконостас, который женщина делала в Дудутках, ушло 500 таких снопов!
В 2022 году белорусское соломоплетение попало в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
– Хотите научиться вышивать соломкой? Приезжайте на мастер-класс, я всё показываю, ничего не скрываю, делюсь своим мастерством с другими, – смеётся Вера Евгеньевна. – Уже научила плести из соломы сына, невестку, внуков.
Работы Солдатовой были в частных коллекциях Хиллари Клинтон (для неё Вера Евгеньевна сделала шляпку), Наины Ельциной, Уго Чавеса. Казалось бы, наша собеседница только об этом и должна говорить, но её больше увлекают истории усадьбы, их с мужем жизнь на природе.
– Мне здесь всегда хорошо. Единственный тревожный момент – когда поднимается сильный ветер. Начинаю переживать за старые деревья, выстоят ли. Но в доме чувствую себя защищенной. За 200 лет он столько всего пережил, не одну бурю, это точно, – говорит Вера Солдатова. – У нас ещё столько планов здесь: посадить лавандовую аллею, сделать комнату быта XIX века, достать из-под асфальта "брукаванку". Когда кто-то жалуется, что скучно жить, мы этого не понимаем: у нас она бьёт ключом.
Фото Елены Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.