"Давайте начнём с того, что покажу наше хозяйство", – предлагает глава хозяйства "Синяя птица" Евгений Рубан. Мы садимся в машину и три часа (!) объезжаем бесконечные поля с голубикой. Оказывается, здесь 180 гектаров! На плантациях пока тишина: ночью прошел дождь, и сборщики ждут, когда спадет роса. Погода капризна, непредсказуема, договориться с ней невозможно, а вот обхитрить – да. Например, чтобы защитить голубику от града, здесь купили специальную установку, которая разбивает облака. А устоять растению при заморозках помогает ветрогенератор. 25 лет назад Николай Николаевич, отец Евгения, предложил сделать ставку на голубику: "На этом можно жить". Так началось семейное дело, которое переросло в бизнес.
Рано утром во дворе крестьянского фермерского хозяйства "Синяя птица" бесконечное движение: нужно забрать на машине сборщиков из Ганцевичей (предприятие находится возле деревни Борки Ганцевичского района – Прим.), отвезти на поле, организовать людям подвоз воды, вот-вот приедет машина с удобрениями… Телефоны фермеров, Евгения и Николая Николаевича, разрываются. Неделю назад начался сбор голубики, и до осени они будут жить в таком ритме.
Глава хозяйства Евгений и его заместитель (и отец) Николай Николаевич.
– Заглянули бы вы лучше зимой, сели бы спокойно, поговорили. А сейчас… – говорит на ходу 72-летний Николай Рубан, запрыгивает в машину и уезжает на очередную плантацию.
Ганцевичский район мы выбрали не просто так. Во-первых, здесь больше всего территорий в стране, засаженных голубикой.
Во-вторых, Николай Рубан (у которого есть ученая степень – кандидат наук) один из первых начал заниматься разведением ягоды в 1980-х годах. В то время он возглавлял научно-экспериментальную базу "Журавинка" под Ганцевичами. Позже с сыном Евгением открыли собственное дело и стали выращивать американскую голубику. За эти годы где только ни побывал фермер: на полях в Польше, Германии, Франции, даже добрался до Америки. Смотрел, спрашивал, уточнял, выяснял, как там выращивают сельскохозяйственные растения, как подстраиваются под климат.
За месяц фермер по своим полям с голубикой наездил 5800 км
Роса уже спала, на небо выкатилось солнце, и температура подскочила на термометре до +30 градусов. Срываем с куста крупную голубику – сладкая, сочная. Ягода такая большая, что в ладошке помещается штук десять.
– Видите, у нее есть восковой налет, – обращает наше внимание глава хозяйства Евгений Рубан. – Это является показателем качества. И наша задача – сделать так, чтобы ягода была сизой. Поэтому после сбора она едет в холодильную камеру, охлаждается, и только после этого начинается фасовка.
Даже если вы ничего не слышали про "Синюю птицу", то, скорее всего, ели голубику, выращенную здесь. Хозяйство много лет поставляет ягоды в минские гипермаркеты. Евгений предлагает сесть в машину и посмотреть поля. Чуть позже становится понятно, почему пешком невозможно обойти всю территорию: здесь 180 гектаров голубики!
– В прошлом месяце папа по нашим полям проехал на машине 5800 км, – говорит Евгений, и, пока едем смотреть поле, с которого всё началось в 1998 году, он рассказывает историю семьи. – Увлекшись голубикой, отец поехал за границу и работал там у немецкого фермера. Вместо заработанных денег брал ветки голубики, привозил в Ганцевичи, и мы черенковали их, высаживали в теплицу. Побывав на многочисленных международных конференциях, посвященных голубике, Николай Николаевич сказал: "На этом жить можно".
Сколько лет живёт один куст голубики?
Первые годы с поля в 10 гектаров (с него сразу стартовала семья Рубан – Прим.) собирали всего несколько килограммов голубики. Срывали, ели сами и ни о каких поставках или промышленных масштабах речи не было. Только в 2004 году голубика стала поступать в минские магазины, но и здесь есть нюанс. Ягоду многие не знали, понадобилось время, чтобы "приучить" к новинке торговые сети и покупателей. Устраивались даже "дни голубики", где ее можно было попробовать, задать все вопросы.
… Пока слушаем историю семейного бизнеса, приезжаем к полю, на котором в 1990-е годы появились первые кусты. Глядя на высокие растения, спрашиваем: неужели им 25 лет?
– Да, - отвечает Евгений. – Как-то в немецком журнале вычитал: в Америке на старых плантациях голубика сидит на одном месте по 80 лет. Но раз в 25-30 лет её нужно обрезать под пенек, и тогда растение пускает молодые побеги.
Сейчас "Синяя птица" выращивает сорта Блюкроп, Дюк, Эрлиблю, Спартан.
"Устроили на поле такое зрелище, что группа Rammstein нам бы позавидовала"
Если в прошлом году хозяйство собрало 202 тонны голубики, то это лето выдалось не очень.
– Вечером 5 июня было понятно, что ночью будут заморозки. Вы бы видели, что тут творилось! – Евгений везёт нас на самое пострадавшее поле. Вместо усыпанных веток с голубикой здесь поврежденные кусты и сбоку от плантации следы от костров. – Мы спасались дымом. Разложили костры, засыпали в них щепу, опилки, торф, чтобы они не горели ярким пламенем, а давали густой дым. Оседая на землю, дым выдавливает холод, не дает ему "стать" в одном месте. Устроили на поле такое зрелище, что группа Rammstein нам бы позавидовала. Всю ночь горели костры, только к шести утра вернулись домой.
Это поле спасти от заморозков не удалось.
Спасти удалось не всё, самые пострадавшие кусты отойдут года через два-три. По словам Евгения, погода решает многое, но не все. В выращивании голубики важно несколько факторов: растение любит кислую почву, кусты нужно удобрять, обрезать, к каждому организовать капельный полив. Только за последние полтора месяца на поля ушло 60 тыс. кубометров воды.
Снова садимся в машину, меняем локацию – и вот мы уже на плантации, где крупные ягоды свисают с веток. Обращаем внимание на железную установку посередине.
– Это ветрогенератор, – объясняет руководитель хозяйства Евгений Рубан. – Например, если на земле -3 градуса, а на высоте +5, то ветрогенератор смешивает воздух и общая температура становится 0 градусов. Так у голубики появляется шанс выжить при заморозках.
Сборщица ягод: "Заработаю на сборе голубики деньги и приведу зубы в порядок"
Роса спала, и по дороге к полям идут десятки женщин, в руках – пластмассовые вёдра. Это сборщицы ягод. В пиковый сезон сюда на временную работу устраивается человек 160-180 (на самом предприятии работает около 20 – Прим.). Люди едут из Ганцевичского, Лунинецкого, Пинского районов.
– У нас три крупных голубичных хозяйства, так что мы сражаемся за каждого работника. Людей всегда не хватает, – рассказывает Евгений. – Помню, когда в первые годы набрали сотрудников, во время обеда раздались крики. Думаю: "Ну, что-то не поделили". Выхожу на улицу, а женщины поют частушки и такие коленца выкидывают! Я бы после таких танцев сразу бы развалился, а у них столько энергии.
На поле раздается смех, и это при жаре в +30. Кажется, можно расплавиться на месте. Но по рабочим сразу можно определить бывалых: на них шляпы с большими полями, закрыты плечи и рядом бутылка воды.
Две Людмилы не первый год работают на плантациях голубики.
– У меня 40 лет стажа, но пенсии всё равно не хватает. Вот заработаю деньги и приведу в порядок зубы, – говорит Людмила, которая подрабатывает на плантациях второй год. – Идти в лес за черникой тяжело: как-то туда нужно добраться, и одному страшно. Мало ли что может случиться, кого звать? А тут среди людей. С такой работой никакой фитнес не нужен, фигурка становится идеальной. Даже надеваю вещи, которые еще в молодости носила.
Один час сбора голубики стоит 5 руб., за месяц выходит 800-900 руб. Хотя женщины и отшучиваются, но у каждой своя причина, почему она пришла на поле. Одни помогают внукам получить образование, другие, чтобы "дать копейку детям".
– Очень благодарна Николаевичу (Николаю Николаевичу Рубану – Прим.), что приглашает нас на сбор, – говорит Тамара, срывая ягоду и укладывая ее прямо в ящик. – И внучке помогу, и на себя любимую потрачу заработанные деньги: нужно же в люди выйти красиво. Жалко только Николаевича: ягода замерзла в этом году.
– Напишите, что я фанатка Николая Николаевича, – кричит с другого ряда Валентина.
К полю подъезжает трактор, на прицепе – белоснежные шторы, чтобы солнце не попадало на ящики с голубикой. Кстати, сборщикам, которые приезжают на плантации с других районов, предоставляется бесплатное общежитие. Два года назад семья Рубан выкупила здание старой деревенской школы в Борках и начала приводить его в порядок. Школьные кабинеты переделали в спальни, установили туалеты, душ, поставили холодильники. В планах – сделать спортивную площадку, чтобы студентам (они тоже приезжают на сбор) было чем заняться по вечерам.
"Если человек весь в заботах, это прекрасно"
И вот наконец-то возле нас останавливается машина заместителя главы хозяйства Николая Рубана: он готов поговорить.
– Этот год будет сложно пережить из-за заморозков, которые были, голубики стало гораздо меньше. Но ничего… Где-то в 2010-2011 годах уже была такая ситуация, только тогда кусты вымерзли, начиная от Минска до Познани (Польша). И мы прошли через это, – отмечает Николай Николаевич. – К заморозкам нужно готовиться не морально, а материально. Нужно было убрать всю траву между кустов и запустить чёрный пар. Мы не успели. Однажды поехал в провинцию Бордо во Франции, где массовые посадки винограда. И там такие же проблемы, как у нас – заморозки в низинах. Французы устанавливают специальные вентиляторы, а сбоку установку, которая нагревает воздух. Таким образом они сохраняют посадки.
Из другой своей поездки в Америку Николай Николаевич привез специальный комбайн для уборки голубики, смородины, малины. Запустил на поле и понял: машина справляется не до конца, после нее остается ягода. Пока техника стоит в гараже, а в "Синей птице" думают, как ее доработать, чтобы стала более эффективной. Рядом разместилась специальная установка – противоградовая машина. Как только синоптики сообщают о непогоде, технику запускают, она разбивает облака, и вместо града идет сильный дождь. Он голубике не страшен.
Пока разговариваем, телефон Николая Рубана не смолкает: нужно постоянно решать вопросы. Спрашиваем, не хотел бы он в свои 72 года отойти от дел и просто отдохнуть.
– Что значит отдыхать? Это мой образ жизни, и он мне нравится. Те, кто очень устал, ездят отдыхать в Египет или Турцию, а я не устал, – шутит Николай Николаевич. – Многие люди в восторге от того, чем занимаются. У меня есть приятель Юрий Данилович, ему 75 лет, тоже выращивает голубику и день, и ночь пропадает в машине, в дороге. Живёт весь в заботах, и это прекрасно. Вот что значит увлеченный человек.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.