Творческую мастерскую Сергея Нагаева из деревни Светляны Сморгонского района можно найти без навигатора: белоснежный дом украшают изображения журавлей, над воротами пышными шарами цветёт калина бульденеж, на заборе висят глиняные кувшины. 30 лет назад это был колхозный клуб, сделанный из глины. Сейчас – место, где мастер-гончар создает причудливой формы керамические чайники, вазы, кофеварки… А ещё сюда на занятия едут взрослые и дети. Сергей рассказал нам, почему работает только с местной кревской глиной, чем она уникальна, что лепят пятилетние малыши-ученики в студии и как его работы разъезжаются по всему миру. 

– Проходите, здесь мы и живём с женой Тамарой, – встречает нас во дворе дома народный мастер Сергей Нагаев.

Это большая ухоженная территория с высокими кедрами, старыми и новыми яблонями, кустиками лаванды, геранями в глиняных горшках. 30 лет назад Сергей купил деревенский клуб в Светлянах. Но необычный – он полностью сделан из глины. Очень символично: человек, который всю жизнь работает с этой горной породой, творит в мастерской, выстроенной из глиняных стен толщиной в 60 см.   

Гончар Сергей Нагаев 1.jpg

Гончар Сергей Нагаев 2.jpg

Гончар Сергей Нагаев 4.jpg

– Зимой здесь тепло, а летом – прохладно, – отмечает наш собеседник.  

Пустующий заброшенный клуб Сергей переделал в творческую мастерскую. Оживил здание, внёс элементы декора, сделал непохожим на другие. Он специально поставил возле цветочных клумб собственные глиняные вазы, у колодца – горшки, на террасе – миниатюрные кувшины. Это живой пример тому, что глине не страшна никакая погода. Изделия не рассыпаются, отлично сохранены. Как отмечает мастер, это "изделия на века".

Гончар Сергей Нагаев 5.jpg

Гончар Сергей Нагаев 6.jpg

Гончар Сергей Нагаев 7.jpg

– Во время раскопок в земле часто находят глиняную посуду. Пройдёт тысяча лет, и, возможно, мою тоже найдут. Уверен: она останется такой же, – говорит мастер.  

Чтобы работать с "живой глиной", она должна полежать 5 лет  

Мы не сразу замечаем на участке горку с глиной, даже она как-то гармонично вписалась в местный ландшафт. 

– Она тут дышит, – показывает гончар Сергей Нагаев и уточняет – здесь 60 тонн. –  Это кревская уникальная глина (от Светлян до Крево 25 км – Прим. ред.). Раньше в тех местах проходил ледник и были такие валуны! Это качественное сырьё, работаю только с ним, но оно должно "принять" тебя. Не просто хаотично слепил, положил и высушил – так ничего не получится. "Живая глина" находится на поверхности земли: лежит под 20 см чернозёма. И, возможно, так пролежала сотни тысяч лет. Промерзала, оттаивала, поливалась дождями. Поэтому после того, как привожу кревскую глину на участок, нужно минимум 5 лет, чтобы она "ожила", просохла, промёрзла. Например, эта тут уже 7 лет.

Гончар Сергей Нагаев 8.jpg

Гончар Сергей Нагаев 9.jpg

Сергей приглашает в творческую мастерскую: из знойного жаркого дня попадаем в оазис прохлады. На полках – работы его учеников, а вот изделий самого мастера немного: многое подарил, что-то оставил себе и сегодня должен был приступить к заказам, но приехали мы и рабочий день пришлось сдвинуть.   

– Смотрите, что получается из кревской глины, – гончар протягивает хрупкую чашку, как фарфор. Держим в руках и боимся уронить. Поллитровая экопосуда весит всего 141 грамм.

Гончар Сергей Нагаев 10.jpg

Гончар Сергей Нагаев 11.jpg

Гончар Сергей Нагаев 12.jpg

Недалеко от гончарного круга лежит пухлая тетрадь: в ней записаны заказы. Чашки, миски, горшки, терракотовые заварники для травяных чаёв, блюда для печёного гуся, кувшины для морса…

Гончар Сергей Нагаев 13.jpg

– Представьте, вы сидите возле костра на природе, сдвинули угольки в сторону, поставили эфиопскую кофеварку, сварили кофе с пенкой, налили в тонкую чашку, сделали глоток и поняли: никуда бежать не надо, – Сергей Нагаев описывает так вкусно, что тут же захотелось кофе. – Ещё я делаю экопосуду: кладёте в неё продукты, не добавляете ни жира, ни масла. Всё кипит в собственном соку, получается очень полезное блюдо. Разве еда в пластмассовой посуде вкусная? А вот в глиняной – да! 

"В 1990-ые мои изделия продавали в ЦУМе, ГУМе, "На Немиге"

Оказаться в такой атмосферной мастерской в наше время, можно сказать, дело привычное. Но представить, что Сергей здесь работал в 1990-ые годы – сложно. Как было выжить в те времена, если твоё ремесло – это глиняные кувшины и горшки? 

Гончар Сергей Нагаев 14.jpg

Гончар Сергей Нагаев 15.jpg

Гончар Сергей Нагаев 16.jpg

–  Работал с очень серьёзными магазинами Минска: "Крышталь", универмаги ЦУМ, ГУМ, "Беларусь", "На Немиге". Хорошее было время. Конечно, поставлял не огромные партии: я же ремесленник и всё делаю вручную, – рассказывает гончар Сергей Нагаев. Несколько лет работал в Доме творчестве и Доме ремёсел. Сейчас принимает заказы и проводит мастер-классы для детей и взрослых. 

– Мои работы живут по всему миру: в Новой Зеландии, Латинской Америке, Японии… Дарю людям изделия, так они разъезжаются на разные континенты, – отмечает Сергей и говорит, что впервые в жизни прикоснулся к глине во времена учёбы в Бобруйском художественном училище. – Хотел поступать на дизайнера, но прямо на месте передумал и пошёл на "оформителя-витражиста". Мы изучали всё: композицию, рисунок, живопись, стилизацию. И учились у знаменитых мастеров, которых знали во всей Европе.  

Гончар Сергей Нагаев 17.jpg

А теперь Сергей сам выступает в качестве учителя для детей: несколько лет назад он открыл частную детскую школу. Самым маленьким, которые переступают порог творческой мастерской, 5 лет. Но что можно слепить в таком возрасте?    

– Они сопят, но делают, – смеётся гончар. – Например, этот пенал – дело рук шестилетнего ребенка. 

Гончар Сергей Нагаев 18.jpg

– Иногда родители пытаются помочь, но ничего не получается. Говорят: "Это так сложно!". Ведь не просто так в элитных школах мира самые главные предметы – живопись, музыка и скульптура. Остальные – прилагаемые. Если человек не видит красоты, не может её создать, притронуться к ней – ничего не получится. Ребёнок не должен быть голодным духовно. Это мастерская живая, здесь нет класса, дети выходят в сад, а там косули стоят, аисты расхаживают. Сразу в другой мир попадаешь!  

Гончар Сергей Нагаев 19.jpg

Гончар Сергей Нагаев 20.jpg

Гончар Сергей Нагаев 21.jpg

В мастерской лепят не только текстурные свистульки в виде лося, тарелки для домашних животных, горшочки для лаванды, но много говорят о жизни. Ведь, по словам Сергея, гончарный круг – это целая вселенная, колесо жизни, а он – проводник детей в мир прекрасного.   

История обеденного стола, который передается с 1914 года из поколения в поколение 

Одна из дверей в мастерской ведёт… прямо в дом Сергея и его жены Тамары. Как отмечает мастер, из духовного измерения сразу попадаешь в мир материальный. Но и тут можно спорить. Жилая зона решена – сплошь натуральные материалы: льняные занавески на окнах, орхидеи в глиняных горшках, деревянные балки, скульптура Емели на камине. В таких домах оказываешься нечасто.  

Гончар Сергей Нагаев 22.jpg

Гончар Сергей Нагаев 23.jpg

Гончар Сергей Нагаев 24.jpg

5 лет назад супруги Нагаевы оставили квартиру в Сморгони и перебрались сюда, в деревню. 

– Теперь жена вообще не понимает, как мы жили в городе. Раз в две недели заглянет в квартиру на минутку и уходит, – смеётся Сергей и разливает по чашкам чёрный кофе.   

За разговором отмечаем, что белорусская керамика очень простая, без изысков и удобная в обращении.  

Гончар Сергей Нагаев 25.jpg

– Простые вещи уникальны. Их нужно уметь увидеть, – Сергей пьёт кофе и показывает свою коллекцию чашек. – Керамика дышит, эмоционирует, не даёт потерять чувство жизни. 

– За эти годы вы, наверное, настолько отладили работу, что брака не бывает?  

– Почему? И сейчас переживаю, чтобы что-то не стрельнуло, не лопнуло. Люди ведь заказали и ждут. Поэтому, когда обжигаю изделия, никого не пускаю на территорию. Только дети могут зайти, остальные – нет. Керамика живая и впитывает много чужой энергии. Если пустить посторонних, будет много брака. А иногда изделие не получается из-за моих мыслей, – поясняет Сергей.  

Гончар Сергей Нагаев 26.jpg

Гончар Сергей Нагаев 27.jpg

Гончар Сергей Нагаев 28.jpg

За долгой беседой выясняется: стол, за которым мы пьём кофе и говорим о гончарном деле, имеет удивительную историю. С 1914 года он передаётся из поколения в поколение по линии жены Тамары. Во время Второй мировой войны ее родные спрятали в стол все самое ценное и закопали в землю на 5 лет. 

Гончар Сергей Нагаев 29.jpg

– За ним всё время собиралась семья, пила чай, разговаривала, – рассказывает Сергей Нагаев. И сейчас самый подходящий момент поговорить о родных. Мама Сергея всю жизнь работала учителем начальных классов, видимо, преподавательский талант гончара – это наследственное. С детьми работает и супруга гончара. 

– Жена преподаёт вокал, ставит детям голос. И у нас есть совместный план: переоборудовать второй этаж в доме для её студии. Хотим открыть семейную музыкально-гончарную детскую школу. Чтобы развивать у малышей мировоззрение, учить скульптуре, музыке…  

Про образование детей, гончарное дело, белорусскую деревню мастер может говорить долго и увлеченно. Он из тех, кто сам украшает свою "планету", делает её лучше, а место своего творчества – притяжением для других.

Гончар Сергей Нагаев 30.jpgБрат Сергея Нагаева Кирилл тоже свою жизнь посвятил творчеству. Он краснодеревщик

Гончар Сергей Нагаев 31.jpg

Гончар Сергей Нагаев 32.jpg

– То, что где-то вдали находятся красивые места, это заслуга других людей, которые приложили к этому усилия. А мы что сделали для себя, своего дома, двора, подъезда? Вот что важно. Часто мы видим окружающий мир, но не видим его красоты, запахов и звуков.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Получать все новости оперативно в Viber.