На часах 4:00, а в доме Людмилы Никончук трезвонит будильник – пора вставать. Нужно успеть сорвать в теплицах хрустящие огурцы, сладкую клубнику, ароматные помидоры, очистить сотни пучков редиски. И это при том, что семья легла спать в час ночи: накануне уставшая вернулась из Минска, день отстояв на ногах на рынке. И снова за работу. К вечеру микроавтобус загрузится товаром, а наши герои поедут в столицу за 300 км, чтобы рано утром занять места на Комаровке. Как всё успевать, когда у тебя трое детей, 23 гектара земли, бесконечные грядки и семейный бизнес? Смартпресс посмотрел, какой путь проделывают огурцы и клубника, прежде чем попасть к минчанам на стол. И какой труд за этим стоит.
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
Утром в деревне Велемичи Столинского района сложно встретить праздно шатающихся местных, все при деле. Одни работают в теплицах, другие возят бочки с водой на поле (здесь месяц не было дождя), третьи собирают урожай. Во дворе Людмилы Никончук шумно и многолюдно: большая семья, начиная от бабы Томы c дедом Колей и заканчивая трёхлетним Кириллом, чистит редиску.
- У нас все при деле, - смеётся Людмила.
Пока люди в Минске допивают утренний капучино в кафе и успевают к этому времени устать, наши сегодняшние собеседники уже сорвали 700 кг огурцов, вот-вот разделаются с редиской, а после обеда соберут 150 кг клубники. От масштабов увиденного теряем дар речи: прямо перед домом в ряд выстроилась рассада с капустой. Сколько же здесь растений? Сотни? Тысячи?
- Сто тысяч штук, - подсчитывает быстро Дмитрий Бруцкий. – Разве это много? Вообще высаживаем семьсот тысяч. Сейчас, как покажу всё хозяйство, обалдеете.
Дима – родной брат Людмилы. Их дома находятся по соседству, в каждой семье по трое детей и одно общее дело, в котором на помощь и поддержку Никончук-Бруцкие могут рассчитывать на дедушек, бабушек, тётей, дядей.
Две семьи - Никончук и Бруцкие
- Как выйдет работать человек десять-пятнадцать, быстро всё делается, - отмечает Дмитрий. – Так, а что вас больше интересует? Мы выращиваем капусту, помидоры, огурцы, редис, лук, клубнику, перцы, баклажаны, кукурузу, голубику.
"Когда семья одно целое – это легче. По раздельности тяжело"
Теплицы и огороды семей разбросаны по всей деревне: возле дома их бабушки, участков, которые они выкупили, на поле.
Пока идём по Велемичам, Людмила рассказывает, как всё начиналось:
- Когда с Димой были маленькими, наши родители занимались семенами цветов. Ездили продавать в Россию. Так что мы с детства всё видели, были приучены к работе. Потом выросли, получили образование. У меня их два - менеджер по социальной работе и медсестра. Я же работала в частной стоматологии в Минске, а потом вышла замуж, родила ребенка и поняла: ну какая у меня зарплата? Разве за неё можно что-то построить в столице? И мы решили объединиться с братом, когда семья одно целое – это легче. По раздельности тяжело. А ещё очень тянуло в родную деревню.
Так Людмила вернулась на родину. Дмитрий (по образованию инженер-механик) тоже пробовал себя в Минске, но понял: не его. И 18 лет назад начал собственное дело, позже к нему подключилась сестра.
- Семейный бизнес – это сложная история. Не все её могут пройти без конфликтов и ссор…
- Если возникает такая ситуация, я уступаю брату, - улыбается Людмила.
Один пакет семян капусты стоит 105 рублей
Первая теплица, в которую попадаем, усыпана рассадой огурцов и капусты. Хотя в ней и открыты люки для воздуха, жара стоит знатная. Зато 150 тысяч растений чувствуют себя отлично.
- Все семена голландские, - говорит Анна, жена Дмитрия, которая пришла проследить за поливом. Она наклоняется к коробке, в которой лежат пустые пакеты из-под семян. – Один пакет стоит 105 рублей. Из пачки вырастает 2-2,5 тысячи штук.
Но в прошлом году цена на капусту была слишком низкой (20 копеек за килограмм), и она не окупилась, зато хорошо пошли огурцы. Предугадать наперёд, какая культура принесет доход, невозможно. Как шутит Дмитрий, ставки делаются на всё и это определённый риск. В этом сезоне уже понятно: подвели помидоры. Из-за весеннего паводка, который добрался и до теплицы, 20% растений погибло. Их пришлось заменять новыми, а это дополнительные расходы.
Анна (слева) и Людмила
Пока в одной теплице растёт рассада для огурцов, в других уже собирают урожай. Хрустящий, крепкий, ароматный.
- Первую партию ели на Пасху, - вспоминает Людмила.
Чтобы получить ранний урожай, семена высаживают уже в январе, а теплицы отапливаются вплоть до мая. Дрова нужно подбрасывать каждые два часа, поэтому в семьях решили на это время устанавливать свой график: до трёх ночи работает один человек, потом его сменяет другой. А уже с мая начинается пиковый сезон сбора урожая и длится до конца ноября, когда с полей убирают последнюю капусту.
- Получается, отдохнуть вы можете только в декабре?
- Нет, в этом месяце чистим позднюю капусту, сдаём её. Ну, осенью можно передохнуть немного: иногда работаешь полдня, остальное время отдыхаешь. А еще соблюдаем все престольные праздники и не работаем по воскресеньям.
Пока одна семья торгует на Комаровке, другая остаётся на хозяйстве в деревне
В этом году семьи впервые стали выращивать голубику и клубнику. Оглядывая плантацию с красной крупной ягодой, хочется понять, сколько же здесь килограммов клубники растёт. Наши герои смеются: "Это же немного". У них всё, что исчисляется тысячами, это "чуть-чуть".
- Уже собрали тонну клубники, ещё неделя - и всё отойдёт, - говорит Дмитрий.
Семья берёт небольшие ящики и начинает рвать спелую ягоду. Чтобы она была сразу чистой, без песка, кусты покрыты специальной плёнкой. Срываешь - и хоть на выставку сразу отправляй.
- Иногда на Комаровке не верят, что это мы сами всё выращиваем. Думают, где-то купили и выдаём за своё. Очень обидно, - говорят семьи.
Валентин Никончук, муж Людмилы
И главные помощники - Аня, Камила и дедушка Коля.
У них за много лет отработана целая схема доставки товара в Минск. Каждый понедельник Никончук-Бруцкие полным составом выходят в теплицы и на грядки, чтобы собрать урожай. Когда микроавтобус (а бывает и два, и три) заполняется овощами и ягодами, вечером Людмила с мужем Валентином и отцом выезжает в Минск. Раньше супруги спали прямо в спальнике в машине, пока не откроется рынок. Теперь останавливаются у тёти. В 7:00 они уже на Комаровке, готовят товар к выкладке. А семья Дмитрия в это время остаётся на хозяйстве в деревне, собирает урожай. А Валентин через день мотается по маршруту Минск-Велемичи-Минск за новой партией огурцов, клубники, помидоров.
- 600 км в обе стороны, и каждая такая поездка обходится в $100, - приводит цифры Людмила.
Основная их точка – Комаровка, перец и баклажаны они продают в Таборах, капусту отправляют в Москву и Санкт-Петербург, а солёные огурцы поставляют в минские кафе.
"Предлагаю поработать у нас денёк и посмотреть, как всё "легко" достаётся"
Про огуречный и клубничный бизнесы принято говорить только как про доходное дело. Например, Дмитрий смог за это время построить дом, купить машину, Людмила тоже обзавелась авто. Но на статье расходов мы просим остановиться отдельно, даже со стороны понятно: в дело нужно постоянно вкладываться.
- Смотрите сами: дорогие семена, дрова, чтобы отопить теплицы, к каждой необходимо провести воду, организовать капельный полив, накрыть плёнкой и не одним слоем, купить удобрения, заправить машины, - перечисляет Людмила. – На рынке иногда говорят: "Сбросьте цену, вам что жалко? Это же всё под боком в огороде растёт". Тогда предлагаю поработать у нас денёк и посмотреть, как всё "легко" достаётся.
- Какая часть доходов остаётся вам после того, как закрываете все платежи?
- 10-15%, - отвечает Дмитрий. – Товар дешевеет, а расходы растут. Например, если в Ольшанах лет 5-7 назад перекупщики ежедневно загружали 30 фур и 50-60 газелей огурцами, то теперь - 2 фуры и 10-15 "бусов". Людей, которые выращивают огурцы, становится всё меньше. Они переключились на ягоды – голубику, клубнику, малину. Например, если хоть один из этих парников упадёт, я уже ничего строить не буду – невыгодно. Только чтобы накрыть его плёнкой, нужно $2,5 тысячи, не считая всего остального.
…В микроавтобус уже ставятся ящики с клубникой, огурцами, редиской, луком. Торговать урожаем в Минск с родителями едет 11-летний сын Николай. Не по годам рассудительный парень обсуждает с нами нюансы выращивания различных культур, по-хозяйски рассказывает про теплицы. В этих семьях все дети помогают родителям.
Две семьи - Никончук и Бруцкие
- Чем быстрее всё продадим на рынке, тем больше времени с нами будут папа и мама. Мне нравится там работать. Каждый раз приходит кто-то интересный, есть постоянные клиенты. Иногда дают чаевые за хорошую работу, самые большие – 2 рубля, - рассказывает Николай, который ужи три года по выходным стоит за прилавком на Комаровке. – Вот недавно купил себе телефон за триста рублей.
…7:00, вторник. Семья Никончук уже на Комаровском рынке, через час начнётся продажа. Буквально вчера они целый день работали в теплицах, а сегодня заняли своё традиционное место – 1 сектор, 6-ой ряд.
За прилавком - Людмила Никончук
11-летний Николай Бруцкий уже 3 года продает на Комаровке клубнику
- Был ли у нас шанс заняться чем-то другим, а не огурцами? Нет, - смеются Людмила с Валентином и начинают рассчитывать первых покупателей.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.