Абсолютная красота и серьезные травмы, высокое искусство и стекла в туфлях, победы мирового уровня и личные драмы. О танцевальном мире, который полон контрастов, мы поговорили с тем, кто знает всю его подноготную — Артемом Козыро, многократным чемпионом Беларуси, финалистом чемпионата мира среди профессионалов, председателем спортивного комитета Белорусского республиканского танцевального союза.
Каково это — участвовать в чемпионатах с 6 лет? Стоит ли отдавать детей в спортивные бальные танцы? Какое будущее ждет танцоров, которые не стали чемпионами? И почему партнеры по танцам так часто влюбляются друг в друга? Обо всем этом — в нашем интервью.
“Во время моего взросления отношение к мальчикам-танцорам было специфическое, в школе — постоянные насмешки”
Артем родился в семье танцоров и с раннего детства вышел на танцевальный паркет. Смеется: другого выбора не было. Хорошо это или плохо? На протяжении жизни Артем смотрел на это по-разному:
— Я с рождения попал в танцевальную среду, тут хочешь-не хочешь, а начнешь танцевать. Я и начал — очень рано. Мой первый турнир состоялся в 1994-м, мне было 6 лет. А до этого я больше года занимался и готовился.
Волнение, конечно, было запредельное. Всей ответственности в этом возрасте не чувствуешь, но понимаешь: все смотрят на тебя, и надо что-то делать. А что? Главное, не забыть! Это волнение, кстати, с годами никуда не ушло. Даже будучи чемпионом и понимая, что иду на победу, всё равно переживаю.
Конечно, за столько лет у меня случались срывы — желание всё бросить, попробовать себя в другой сфере. Но бунты были подавлены родителями. (Смеется)
Папа человек военной закалки, тут всё строго. Сначала я обижался, не понимал, почему он настаивает. А сейчас очень благодарен. Родители удержали меня на правильном пути, если бы не их уверенность, что я должен танцевать, у меня не получилось бы никогда добиться успеха.
Сейчас Артем тренирует как взрослых, так и детей разного возраста, а потому сам наблюдает такие бунты. Как понять - это лень, временный раздрай или ребенок действительно не любит танцы, а взрослые его мучают?
— Иногда родители заставляют детей делать то, чего им совершенно не хочется, из каких-то личных амбиций, собственных нереализованных планов. Это факт, — соглашается Артем. — Но с другой стороны: работая с детьми, я вижу, что их желания, интересы могут меняться со скоростью света. И роль родителя в том, чтобы помочь определиться, выбрать свою дорогу и не сойти с нее.
Если ребенок говорит, что ему “не нравится” и он “не хочет заниматься”, я рекомендую две вещи. Во-первых, подождать: возможно, ему нужно втянуться, и как только пойдут первые успехи, сам будет бежать на паркет.
Во-вторых, разговаривать с ребенком — много и откровенно. Что именно не нравится? Почему? Бывает так, что дело вообще не в танцах. Напугал громкий звук, поскользнулся — ударился, с другими детьми общение не заладилось.
Ребенок часто замалчивает истинную причину, а взрослому важно ее найти, чтобы ему помочь. Я это знаю не понаслышке.
У меня самого были метания, особенно в старшей школе. Сейчас общество другое, гораздо более демократичное, эмпатичное. А во время моего взросления отношение к мальчикам-танцорам было специфическое, в школе — постоянные насмешки.
Но все эти насмешки закончились, когда одноклассники пришли ко мне в гости и увидели стену, полностью завешанную моими наградами. Всем стало ясно, что это серьезная работа, профессиональный спорт, высокие достижения.
Я рассказываю об этом танцорам-подросткам, которые сейчас на распутье: хочется и пожить в свое удовольствие, и стать известными, и не зависеть от родителей, и хорошо зарабатывать! Всё и сразу, естественно. (Смеется)
Объясняю, что придется искать компромиссы и правильно расставлять приоритеты. Чемпионами становится лишь небольшой процент танцоров — те, кто сделали правильный выбор и дошли до конца.
“У танцора-контрактника жизнь интереснее, чем у чемпиона”
А что делать тем, кто вложил в танцы много времени и сил, но не добился международного признания и серьезных наград? Получается, это работа с коротким сроком годности? Артем уверен, что это не так:
— Есть очень много ниш, которые можно занять. Например, участвовать в танцевальных шоу, ездить по контракту за рубеж — наши танцоры очень востребованы в США, в Китае. Это вполне обеспеченная и очень интересная жизнь. Думаю, даже интереснее, чем у профессионального спортсмена-чемпиона, где жесткий график и дисциплина: тренировки, соревнования, небольшой отдых — и так по кругу.
А тут у людей есть возможность поездить по миру, познакомиться с интересными людьми, создать собственный танцевальный проект. Кроме того, танцор может стать отличным тренером, не будучи признанным чемпионом. Определенная школа, профессиональный опыт, способность научить другого — очень важны, медали — нет.
Это востребованная и достаточно прибыльная ниша, но, безусловно, нужно выстроить эффективную систему, которая будет работать, и показывать высокие результаты. Правда, результаты зависят не только от тренера. Тренер дает рабочий план, которому надо следовать, а это тяжело и затратно. Как морально, физически, так и финансово.
Артем поясняет: танцору (или его родителям) придется вложиться в костюмы, которые стоят не дешево, в поездки на чемпионаты, в дополнительные занятия по хореографии и фитнесу:
— Спорт высоких достижений требует трат. И ты будешь больше тратить, чем получать, на протяжении всего карьерного роста. Ты вкладываешься в свое мастерство, образ, узнаваемость, надеясь, что когда-нибудь это окупится с лихвой. Но, мне кажется, так в любой сфере, правда?
Но не в любой сфере есть партнер, рядом с которым ты проводишь бОльшую часть жизни и от которого, во многом, зависит и твой успех. Как складывались отношения с партнершами у чемпиона? Небось, разбивал сердца? Артем отшучивается:
— Ничего подобного! Партнерш у меня было мало, и все они сами от меня уходили. (Смеется)Если серьезно, девушки просто уезжали работать за границу. Но с каждой из них я танцевал долго. Некоторые меняют партнерш каждый год, а у меня их было всего три. Уверен, что “станцованность”, ощущение друг друга, доверие — очень важны для успеха.
А вот флюиды… Лучше, чтоб их не было!
Гораздо надежнее, когда пара — это бизнес-проект. А вы — партнеры, которые работают над общим продуктом. Но, конечно, в реальности это часто не срабатывает. Ведь ты постоянно находишься рядом с этим человеком: и работаете вместе, и ездите на соревнования, и живете в одном номере. Помогаете друг другу, преодолеваете трудности, делите на двоих победы и поражения — это очень сближает, партнер становится для тебя родным, частью семьи.
И, конечно, случаются драмы, когда кто-то один уходит. Но от этого нельзя застраховаться, и нужно относиться к таким ситуациям с пониманием. Например, если тебе предлагает стать в пару чемпион мира, а ты пока танцуешь на уровне чемпионата своей страны, очень глупо отказываться от такого шанса и останавливаться в своем развитии.
“Танцевал и с травмами, и с температурой. В этой сфере не уйдешь на больничный”
Драмы на паркете могут возникнуть не только из-за конфликта в паре, но и по самым неожиданным, для обывателя, причинам:
— Прямо перед выходом на паркет могут исчезнуть туфли. Или окажется, что платье порезано. Я сам в такие ситуации не попадал, но не раз наблюдал их — и выяснить, кто это сделал, добиться какого-то дисциплинарного взыскания практически невозможно.
А бывает, что мешает не конкурент, а какие-то внешние обстоятельства. Например, ужасно скользкий паркет — многие танцоры получают из-за этого травмы и проваливаются на соревнованиях. Мешает духота в помещении: свежий воздух очень важен, чтобы хватило сил отработать номер. Может навредить слишком большая или слишком маленькая площадка: в первом случае, делаешь чересчур много движений, во втором — негде развернуться.
Но если серьезно, с опытом ты учишься не зависеть от таких факторов и быть готовым ко всему.
Только вот к болезни подготовиться не получается: мне доводилось танцевать и с травмами, и с высокой температурой. Да, тяжело, но это та сфера, где ты не можешь позвонить начальнику и уйти на больничный. Хочешь успеха — придется чем-то жертвовать.
А не слишком ли жесток этот танцевальный мир, чтобы идти в него и отдавать туда своих детей? Артем убежден: несмотря на все трудности, мир танца — прекрасен, и оно того стоит:
— Мои друзья не связаны с танцами, и когда я говорю с ними, понимаю, что реальная жизнь за пределами танцевального зала гораздо более жестока.
Сталкиваться с этой реальностью немного страшно: именно поэтому танцоры стремятся танцевать как можно дольше, а потом становятся тренерами, только бы не уходить из мира танцев.
Ведь несмотря на то, что в танцевальной сфере много трудностей, она завораживает: в ней столько творчества и красоты! Ты постоянно в движении, в развитии, на какие-то бытовые неурядицы и разборки просто не остается времени и сил.
В танцах у тебя формируется определенный круг общения — и это очень интересные, сильные люди. Вы вместе проходите школу жизни и становитесь лучше.
Я уверен, что это полезно и для детей, и для взрослых. Особенно в нашем мире, где в открытом доступе столько мусора, безвкусицы, ненужной информации. Танцы дают прививку от всего этого, ведь вместе с ними ты получаешь не только выносливость, осанку, грацию, но еще и понимание, что такое эстетика, культура и настоящий талант.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.