Автобус до деревни Мыльниск на окраине Беловежской пущи добирается раз в неделю, и это о многом говорит. Но как только к своему дому подъезжает 33-летний Александр Пекач, сразу всё меняется. Кажется, с ним даже природа оживает. Молодой человек быстро, громко и с юмором начинает сыпать десятками историй: что самое красивое зрелище в лесу – это ревущие олени, как проваливался в болото и как будил туристов в 5 утра со словами: "Чего вы спите? К вам зубры под окно пришли!".
До Мыльниска в Пружанском районе, где всего 13 хат, дорога неблизкая: от Минска – почти четыре часа пути, от Бреста – час. И такая удалённость Александру Пекачу по душе: вокруг старый лес, рядом болото и нетронутый мир зверей и птиц. Что может быть лучше?
Саша с первой минуты знакомства рвётся повести нас по лесным тропам, показать столетние ели, послушать дятла и, если повезёт, посмотреть на воробьиного сычика (самую маленькую сову). Но мы просим начать со знакомства с домом – агроусадьбой "Хата на болоте". Деревянный дом с зелёными окошками – первый на въезде в Мыльниск. На окнах – белоснежные бабушкины занавески, между рамами – пышная вата с дождиком, у двери в чугунке растёт ёлочка.
– У вас дверь всегда открыта? – мы замечаем, что на ней почему-то нет замка. Саша улыбается и достаёт длинный железный ключ. Ловко вставляет его в глубокое узкое отверстие рядом с дверью. Что-то звонко щёлкает – и мы уже стоим на пороге.
– Это старый замок, раньше во всех деревнях такой был. Проходите, – приглашает в дом молодой человек. – Сейчас быстро растоплю печь и заварю травяной чай.
Пока на всю кухню трещат сухие дрова, мы рассматриваем дом. Вязаные яркие половики, старые часы, на потолке своеобразная люстра – к колесу от прялки прикручена лампочка. А на стенах – десятки фотографий зверей и птиц. Это хобби Саши, ради хорошего кадра он готов встать в четыре утра, долго сидеть в засаде и потом взахлёб рассказывать про встречу с животными.
"В лесу жизнь круче, еда вкуснее, людей нет – полный кайф"
Саше 33 года, у него трое детей, три дома и врождённая любовь к природе. О ней он говорит так, будто минуту назад впервые в жизни увидел на болоте алый закат, лес, усыпанный снегом, и стаю волков.
– Каждая встреча с животным неповторимая, и это всегда разная картинка: другой свет, поле, роща. Нет обыденности, как на работе. Едешь на велосипеде – бах! На дорогу выбегает стая волков или зубры пришли прямо под окно. Никогда не знаешь, когда произойдёт встреча с животными, – отмечает молодой человек.
Разливая по кружкам чай, он начинает вспоминать историю, как десять лет назад купил здесь дом.
– Я из семьи потомственных лесников, папа 33 года работает в Беловежской пуще, мама – его помощница. И все мои родные, дед, прадед – из здешних мест. Тут, на хуторах, прошло моё детство. Пуща меня всегда манила. Поэтому отучился в Минске в Белорусском государственном технологическом университете и вернулся домой. Когда смотрел на городскую жизнь, так тянуло в лес! В пуще жизнь круче, еда вкуснее, людей нет – полный кайф.
Первое место работы Александра – Беловежская пуща, инженер по охотничьему хозяйству.
– До сих пор думаю, зачем мне в 23 года нужен был дом? Искал по разным деревням и нашёл. Сначала за хату просили $5 тыс. Откуда у меня такие деньги? Прошло время, других покупателей не нашлось, говорю: "Давайте за две с половиной". Согласились. Уже тогда в деревне никто не жил. Приезжает отец смотреть мой дом, берётся за голову: "Тебя же надурили, сынок! Вся хата гнилая", – смеётся Александр. – Чтобы вы понимали, в 2013 году здесь был такой паводок, что всё стояло в воде.
Надо просто чуть ближе узнать нашего героя, чтобы понять: его такие условия не пугают. Наоборот, самобытность места ещё больше подкупила. И разве чем-то можно напугать человека, который вырос в лесу?
- Несколько раз проваливался в болото. Вот это эмоции! Все ноги в воде и грязи. К счастью, не засосало, быстро выбрался и пошёл домой отогреваться, - Саша про свои болотные и лесные приключения рассказывает обыденно и просто.
"Пуща – это не чарка и шкварка, а уникальная природа"
Первые годы Александр ремонтировал дом, приводил его в порядок и про открытие агроусадьбы даже не задумывался. В то время он загорелся другим – фотографией, купил первый зеркальный фотоаппарат. Олени в утреннем тумане, зубры, переходящие дорогу в деревне, сова, выглядывающая из дупла… Наблюдения за дикой природой и животными изменили представления Саши: он больше не хотел быть охотником, ему нравилось ловить живописные моменты.
– Во времена моего детства считалось нормальным, если ты растёшь в лесу, то охотишься на зверей, – молодой человек показывает фото из прошлого. На нём убитые волки, а рядом стоят довольные дети. Сейчас себе такую картину Александр не может представить.
– Когда первые снимки дикой природы стал выкладывать в Facebook, люди писали: "А нам можно увидеть зубров?". И начали приезжать фотографы, орнитологи, учёные. Но возник вопрос, куда разместить туристов. За пять лет ремонт в доме всё-таки доделал, решил не менять старые окна, двери. В старых деревенских домах больше души, – уверен Александр. – Долго думал, как назвать агроусадьбу. Тут же за домом кусочек болота остался. Мне рассказывал местный дедушка: "Дороги раньше не было, только простор, водная гладь и глухари с тетеревами". Решил, пусть будет "Хата на болоте", и забросил данные на Booking.
И в заброшенную деревню наблюдать за птицами поехали белорусы, поляки, немцы, англичане, испанцы, бельгийцы. У Александра своя философия отдыха и места, где он вырос. В пущу нужно ехать "не за чаркой и шкваркой, а за уникальной природой". Посмотрев, как похожий отдых организовывают на польской части пущи, парень решил: чем он хуже? Знаний много, лес знает, как никто другой, – готовый гид по дикой природе. Так у гостей "Хаты на болоте" появились развлечения: наблюдение за совами, зубрами, велосипедные маршруты или прогулки по лесу на дистанцию от 5 до 20 километров. Александр смеётся, говорит, что для него идеальный гость, который постоянно просит: "Саша, покажи ещё больше леса!".
"В детстве мы играли в волка, зубра и рысь"
– У некоторых туристов есть страх леса. А чего бояться зубров или волков? Здесь вы в безопасности. Жаль, у людей мало образования в области дикой природы, – отмечает Александр. – Я же вырос в лесу, на хуторе, где было десять хат. Знаете, в какие игры мы играли? В рысь, волка, зубра, нападали с ребятами друг на друга. Один из ярких моментов детства – никак не мог заснуть ночью, потому что напротив дома ревели олени. Тогда брал фонарик, шёл на поле, светил на них и кричал: "Да замолчите вы уже! Мне утром в школу".
Как можно такую жизнь на что-то променять? Это не я задумываюсь о переезде, а мои клиенты. Проведут несколько дней в пуще и просят найти домик в лесу. Дело в том, что природа многогранна и нет ничего в мире, что может заменить её краски, свет. Наблюдая за ней, ты становишься её частью, город таких ощущений не даёт. Помню, как нас в школу возил автобус за 50 километров, пока по всей пуще соберёт детей – два часа проходит. Выходишь в 6 утра из дома, а автобус не приходит – снегопад ночью весь лес завалил. Вот это эмоции!
Даже если собеседник не собирался идти гулять по лесу, смотреть на зверей, после эмоциональных рассказов Саши уже сам предлагает: "Так пойдём, да?" И вот мы уже одеваемся и выходим из дома. Искренне удивляет одно: за столько лет он не растерял ни азарта, ни любви к лесу.
– Самое впечатляющее зрелище в пуще – рёв оленей в сентябре. И возле агроусадьбы такой рёв стоит! Ух! Снять этот момент – настоящий адреналин, – рассказывает на ходу Александр и ведёт нас в сторону болота. – Стойте, давайте послушаем тишину. На болоте потрясающая энергетика.
"Привожу маленькую дочку в лес, чтобы показать сову"
Мы останавливаемся и вглядываемся в болото. В подмёрзшей воде стоят деревья, где-то вдалеке слышно, как стучит дятел. Александр смотрит в бинокль, подмечает, что с приходом весны лес наполнится гомоном птиц, здесь будет столько разных звуков. Слушать их можно бесконечно. Он ведёт нас к столетним елям. Их высота, могучесть и дремучесть леса трогают и притягивают. Хочется всё рассмотреть, заметить любую деталь. Понимаешь тех туристов, которые потом пишут: "Не хотим уезжать, останемся здесь жить!".
– Люди ошибочно думают: “Я леса что ли не видел?” Не видел! Пуща – самый старый лес в Европе, который достаточно хорошо сохранился. Средний возраст дерева – сто лет. А какие дубравы, сосняки! Как-то сыновья привезли на отдых 70-летнюю маму, и мы с ней пошли 15 километров по лесу. Молодец, всё выдержала и осталась в полном восторге, – говорит Александр. - Главное - приехать и не лениться. Иногда мои туристы спят, а я в 5 утра звоню: "Вы чего дрыхните? К вам прямо под окно пришли зубры!" Однажды сюда явилось стадо из 26 животных.
Если бы не надвигающаяся вечерняя темнота, мы бы лёгкой прогулкой не отделались. Саша придержал для нас другой сюрприз.
– Если повезёт, увидите воробьиного сычика, это самая маленькая сова в Европе. Иногда беру с собой в лес маленькую дочку, чтобы посмотрела на птицу.
Парень находит в телефоне голос сыча, подключает колонку – и по лесу разливаются громкие звуки. Это приманка. Если сработает, сова прилетит в нашу сторону. Но для этого нужно замереть и не шевелиться. Мы замираем раз, два, но откликается лишь дятел. И только уходя к дороге, слышим за нами голос совы. Это повод приехать ещё раз, встать в 4 утра и пойти с лесным гидом по самым извилистым тропам.
Фото собеседника и Елизаветы Добрицкой
***
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.