Весной этого года более 200 музыкантов (среди них – Билли Айлиш, Кэти Перри, Ники Минаж) опубликовали обращение к технологическим гигантам – с требованием прекратить обесценивать творчество и использовать нейросети, пишущие музыку. Неужели все так серьезно, и мы можем остаться без реальных композиторов и певцов? Да и вообще, можно ли называть музыкальным творением алгоритмическую компоновку нот и ритмов от машины? Обсудили это в Смартэфире с лидером музыкальной группы Nuteki, а также CEO JGGL – первой эмоциональной соцсети для создания креативного контента на базе ИИ – Мишей Nuteki. Публикуем главное из интервью.
Материал подготовлен при поддержке компании “Регула”.
Миша Nuteki в офисе Смартпресс
"Бухгалтеры тоже сильно стрессовали, когда появился компьютер", – замечает собеседник, когда мы озвучиваем тему сегодняшнего диалога. Бояться нового – в природе человека. Идти против нее глупо, считает Миша:
– Искусственный интеллект никогда не сможет ответить на вопрос, зачем песня создается. Как она должна срезонировать в душах и умах слушателей, какую ситуацию хочется ей поддержать – это знает только человек. И только человек творит, исходя из этих пожеланий в том числе. Искусственный интеллект живёт в своём мире. Мы туда загружаем достаточно много контекста, но что нейросеть от этого чувствует? И чувствует ли вообще? Ведь творчество – это именно про эмоции.
Сопротивляться и не принимать инструменты, доступные для выражения этих эмоций, лидер группы Nuteki смысла не видит. С приходом нейросетей в музыкальный мир двери в шоу-бизнес открыты для каждого.
Фото с концертов группы Nuteki. Личный архив героя
“ИИ – ресурс опасный и полезный одновременно, как огонь”
– У меня 15 лет музыкального бэкграунда: тысячи концертов сыграл, выпускал песни, альбомы, знаю профессиональный продакшн изнутри. Но я изумлен тем контентом, который могут выдавать сегодня нейросети! Это шок. Мне сбрасывали пару треков друзья – я не верил, спрашивал, кто это сделал, настолько круто. И ввиду какого-то тщеславия артисты могут волноваться за свой хлеб в будущем. Да, делить аудиторию с нейромузыкой точно придется. Но исчезнуть человеческая музыка, наследие, тот же фольклор сможет только если люди этого захотят. Это вполне управляемый процесс использования ресурсов: мы же научились добывать огонь и пользуемся им тысячи лет, и лишь временами терпим урон от пожаров, – отмечает Миша.
Бояться, что технология станет "ящиком Пандоры", рано: стоит насладиться творчеством нового времени. Да, талант уходит на второй план, а на первый выступает креативность в сотрудничестве с ИИ.
– Когда садишься писать музыку, ты тоже не всегда знаешь, что из этого выйдет. Так и с нейронкой: ты оператор, раздаешь задания и оцениваешь результат, задаешь снова – и совершенствуешь свой продукт бесконечно. Ты настраиваешь этот процесс сам, под себя и свой вкус. Поэтому я абсолютно уверен, что таким образом можно создать хит, который “хайпанет” и будет заряжать всех, ведь вы вложили в него себя. Не занимаясь в музыкальной школе, не владея музыкальными инструментами или нотной грамотой – ну круто же!
Вспомните время, когда стал распространяться блоггинг. Что говорили? Телек умрет, медиа умрут. Но этого не произошло. Что гаджеты, что “нейронки” – это инструменты, которые укорачивают путь к успеху.
Фото из личного архива героя
Песня и клип – в один клик?
Чтобы дать шанс почувствовать себя артистом едва ли ни каждому, Миша с товарищами решил создать первую эмоциональную соцсеть – JGGL. Что важно – на нейросетях и алгоритмах собственного авторства. Релиз тестовой версии ожидается в декабре.
– Если вы пойдете в мир “нейронок” за хорошим результатом, вы можете сломать ногу, да еще и голову – надо изучать, разбираться, искать оптимальные сайты и программы. Мы же аккумулировали фото, видео, текст и звуки, и открываем доступ к созданию музыки по клику.
Пример того, что может сотворить программа на запрос о песне и клипе
Механика такая: 5 секунд говорите с ИИ, он записывает данные о вашем тембре и особенностях звучания. Дальше вы даете задание на композицию в определенном стиле – и… не успеваете даже опомниться, а трек готов! На это у вас одна кнопка. Нажмете на вторую – готово фото к песне, третью – сопроводительный текст для поста, четвертую – еще и видеоклип.
При этом музыкант не скрывает: "профессиональное ухо" сможет на слух отличить нейромузыку от сыгранной и спетой вживую. Выдает себя особая компрессия звуков. Впрочем, это вопрос времени и техники – а с этим ИИ справляется отлично, судя по тенденциям.
Кто и как использует возможности нейромузыки уже сейчас?
– Максимальный запрос – на самые популярные жанры: хип-хоп, рок, попсу. Но мы тестируем сеть и на создание классической музыки, оперы, просто этого материала значительно меньше для обучения. Также мы создали что-то вроде продюсерского центра для полностью ИИ-артистов. Вы же можете вести аккаунт и не от своего имени. Их образ, творчество, жизнь – все создают нейросети. Можно спланировать географию, куда пойдет релиз, стиль музыки, учесть особенности потенциальной аудитории. Это очень интересная опция – думаю, скоро таких артистов появится немало, ведь уже сейчас такой контент востребован.
Одним из первых виртуальных исполнителей можно считать японскую певицу Хацунэ Мику, внешне похожую на персонажа аниме. 17 лет назад ее голос синтезировали на основе голоса актрисы Саки Фудзита. Фото Toru Hanai, Reuters
Разумеется, технологическое решение рассматривает и профессиональных артистов для записи новых альбомов: в числе знакомых имен – Григорий Лепс. Как бы ни был велик риск "потерять себя", с ИИ появляется шанс сэкономить.
– Конечно, профессионалы не будут просто “закидывать” промт и ждать нового альбома. Но можно сделать, например, десять запросов – и собрать, как из конструктора, трек, который отвечает творческому замыслу. Главное – это делается очень быстро! До момента, как ты получаешь отклик на запрос – секунды, даже не минуты. Это изумляет. Но все же больший потенциал распространения я вижу для непрофессионалов – и сопротивления меньше, и ожидания от ИИ-творчества оправдываются полностью.
В среднем, чтобы получить достойный трек, Миша задает сети 30 запросов. Первый результат тоже будет неплох, но, если хочется большего, все же придется поработать. Не над техникой, а над адресным "обучением" ИИ. Только путем ошибок и их пояснения машина поймет, чего вы от нее ждете.
Миша Nuteki и журналист Смартпресс Ольга Михаленко
Забавный факт: свой новый альбом, релиз которого состоялся 14 ноября, Nuteki сделали, не прибегая к возможностям ИИ. Почему?
– Мне важно писать, а не выдавать, я получаю удовольствие и даже терапевтический эффект от процесса. Кто-то ходит к психологу, а я музыку пишу, – признается артист. – Я убежден: в музыке останутся как раз те люди, которые не могут не писать. Те, кто это делает по приколу, хочет позаигрывать с аудиторией, заработать – подвинутся, ведь их слушатели с ИИ смогут делать то же самое уже очень скоро. Быть музыкантом – это особая природа человека, а не просто навык. Не стоит рассыпаться в страхах. Наоборот, самое время “доставать” все скрытые таланты, весь потенциал: именно в этом ваша уникальность и ценность в битве "ИИ и человек".
Автор: Ольга Михаленко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.