Многие сейчас обращаются к психологам, чтобы научиться качественно заботиться о себе. Современные технологии тоже помогают это делать: проще, дешевле, но… бесчеловечнее. В чем можно опереться на нейросеть, а в чем – не стоит? И как видит психолог соперничество искусственного интеллекта и реального специалиста? Поговорили об этом в Смартэфире с доктором психологических наук, научным руководителем Центра когнитивно-поведенческой терапии в Минске Дмитрием Дьяковым.

Материал подготовлен при поддержке компании Proliv.

Дьяков 1.jpgДмитрий Дьяков

Еще до эфира Дмитрий отметил: нейросетевые возможности нельзя отрицать и игнорировать

– Искусственный интеллект и IT в целом – скорее союзники, чем соперники. Лично для меня ИИ – очень эффективный ассистент. Некоторые задачи технологии полностью "забирают" на себя: тестирование, организацию дневников, помощь клиенту в подготовке домашних заданий, которые являются обязательной частью психологической помощи, психотерапии... Без IT на эту рутину приходилось тратить уйму времени. Также цифровые помощники хорошо справляются с инструктажем клиентов во время медитаций, а я очень уважаю этот метод самопомощи. 

Технологии в психологии: всем должно быть легче

Дмитрий работает в КПТ-подходе (когнитивно-поведенческая терапия – метод, работающий с убеждениями человека, которые лишают его свободы выбора и заставляют действовать деструктивно – Прим.редакции), где особое внимание уделяется ожиданиям, сценариям поведения в различных ситуациях. В проработке, предложении таких сценариев событий, говорит эксперт, Chat GPT превосходит возможности людей: “нейронка” предлагает варианты развития событий (в том числе – не самые очевидные, что тоже плюс), а клиенту с терапевтом остается лишь работать над оценкой предполагаемого будущего и коррекцией реакций. 

Дьяков 5.jpg
– Мы вместе с партнером Владимиром Бабарыкиным создали приложение, которое называется "Copingcard". Это “ассистент” терапевта и своего рода информационный помощник для тех, кто готов работать в том числе за пределами кабинета специалиста, – делится психолог. – Там есть тексты и видео, которые можно почитать, посмотреть – и получить представление о том, как вообще работает психика человека, что происходит, когда появляются проблемы или возникают психические расстройства, чем помогает терапия. Затем человек может самостоятельно пройти тесты и получить понятные результаты. Отдельный инструмент – аудиомедитации для релакса, восстановления психоэмоционального баланса и ресурса. 

Дьяков 2.jpgТак выглядит приложение Copingcard

Подобные инструменты в легких случаях могут быть полезны человеку даже вне терапии. Также они помогают специалисту оптимизировать свою работу. Например, позволяют получить больше данных и понять, что удерживает человека в проблеме, почему убеждения, мысли и действия клиента тормозят терапию и ухудшают качество жизни в целом. Еще один важный плюс внедрения ИИ – в том, что новые возможности делают для человека еще более интересным и простым путь к познанию себя.  

Могут ли алгоритмы быть эффективны в психотерапии?

Сегодня в арсенале специалистов – десятки нейросетевых решений психологического толка. Боты-психологи, генераторы терапевтических рекомендаций, анализаторы речи и мимики, интерактивные приложения… Об эффективности спорить пока нет смысла – не так долго их “испытывают”. Если вас процесс самопознания увлекает – прекрасно, пользуйтесь. Чувствуете поддержку – еще лучше, продолжайте. Но это никак не заменит общение с живым практиком, особенно в тяжелых случаях.

Дьяков 3.jpg“Терапевтичное принятие и поддержка – то, что даст клиенту только человек. А исследовать себя и пользоваться базовыми психологическими инструментами можно и с ИИ”, – отмечает Дмитрий Дьяков 

– Если и сравнивать инструменты ИИ с психологом-человеком, то я бы отметил два аспекта. Первый – доверие. Да, открыться роботу, сказать что-то в монитор компьютера проще, но эти данные могут попасть в сеть, и клиент это понимает. Второй аспект – стыд и ожидание осуждения. И тут парадоксальная ситуация: с одной стороны, от использования “нейронки” ты этих чувств не испытаешь или получишь в значительно меньшем объеме. С другой – для многих людей возможность проверить свое убеждение о том, что рассказ об их опыте может вызвать осуждение, является критичной. И здесь здоровая и поддерживающая позиция психолога или психотерапевта, конфронтация с поддерживающими вину и стыд убеждениями может быть чрезвычайно полезной, так как пошатнет привычные паттерны и ожидания. Вот такое "тестирование мысли с терапевтичным принятием и поддержкой" – труднопреодолимый барьер для искусственного интеллекта, – уверен Дмитрий.

Доверяй, но проверяй

Впрочем, специалист замечает: все очень сильно зависит от уровня квалификации специалиста. Будь то психолог или психотерапевт – сейчас на рынке услуг не всегда встречаются компетентные "врачеватели душ". 

– Многие озабочены, не навредит ли чат-бот с функциями психолога (или какой-то тренажер) человеку с травмой. Во-первых, это ответственность человека – прийти с явной потребностью не к приложениям на смартфоне, а к специалисту. Подкрепленных аналитикой данных о вреде ИИ-инструментов у нас нет. Но все же, думаю, они могут навредить, как может с этим "справиться" и психолог-человек. Подготовка у "экспертов" очень разная. И насколько GPT или другие сети опаснее – это еще надо исследовать. 

Дьяков 4.pngТак соперничество специалиста-психолога и машинного интеллекта видит нейросеть Midjourney. Кажется, это больше похоже на партнерство!

Так друг или враг?

Опасаться конкурентной борьбы за клиента наш эксперт пока не планирует. При всем уважении к возможностям ИИ, в терапии мало эмоцию идентифицировать – важно дать человеку опыт здорового и безопасного удовлетворения стоящих за ней потребностей. Проще говоря: в терапию люди чаще всего идут для того, чтобы быть понятыми и принятыми, погрузиться в недоступный для них ранее опыт доверительных и безопасных отношений. И получить это понимание можно только от человека. А совет или диагноз от "светящегося экрана" не закроет эту потребность.

Дьяков 6.jpgДмитрий Дьяков и журналист Смартпресс Ольга Михаленко

– Я намерен и дальше вкладываться в разработку помогающих инструментов на основе ИИ. Вижу запрос от клиентов, вижу плюсы от их использования в собственной практике. Но работа с личным пространством человека для меня гораздо важнее и интереснее. Даже если роботов научат читать мысли людей, они не заменят "живого" понимающего специалиста, – резюмирует Дмитрий Дьяков.

Автор: Ольга Михаленко, фото: Смартпресс, а также сгенерированы ИИ


*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.