Генерацией изображений с помощью искусственного интеллекта уже никого не удивишь. Тем временем, ИИ внедряется и в профессиональную сферу: нейросети визуализируют архитектурные эскизы, создают 3D-планы домов, улиц и даже целых кварталов… Наверняка, наступит время, когда ИИ будет в некотором смысле даже строить города. Кого в нейросетях видит перед собой профессионал – конкурента или ассистента – поговорили с основателем архитектурной компании Aversa Group Антоном Гарустовичем

Материал подготовлен при поддержке компании "Регула" 

Архитектура и ИИ 1_Антон Гарустович.jpgАнтон Гарустович, фото Смартпресс  

“Спорить с прогрессом – дело неблагодарное”, – со старта заявляет наш гость. Возможно, кто-то и от телефона отказывался в свое время, а теперь в крупных городах не найдется никого, кто бы обошелся без связи. Сотрудничество человека и робота – уже не будущее, а настоящее. И сопротивляться, конечно, можно, но зачем?   

– ИИ для нас – один из элементов системы, даже сотрудник. В редкой сфере остались потомственные мастера ручного труда, которые ничего не отдают на откуп автоматике – скажем, реставраторы, резчики музыкальных инструментов. В более масштабном и менее нишевом бизнесе не стоит вопрос “использовать ли ИИ” – на повестке задача научиться делать это эффективнее, – считает архитектор.  

“Почти на всех этапах реализации проектов мы пользуемся профессиональными нейросетями” 

Уже сегодня в мировой практике нейросети едва ли не поровну с человеком делят задачи по архитектурному дизайну и проектированию. Не номинально: результаты роботруда действительно впечатляют! И скоростью, и степенью проработки результатов.  

Архитектура и ИИ 2.jpgВот как нейросеть Midjourney ответила на запрос “дизайн расстановки мебели и декора в спальне, вдохновленной темой освоения космоса”  

Разумеется, ИИ не всегда дает идеальный результат. Но, к примеру, с автономной генерацией детализированных проектов зданий нейронные сети справляются с математической точностью, а вот человек допускает ошибки.  

Белорусские архитектурные бюро пользуются инструментами ИИ умеренно, но и без них ежедневную работу уже не представляют. 

– Почти на всех этапах реализации проектов – от старта до выбора подрядчиков – мы пользуемся профессиональными нейросетями, – делится опытом Антон Гарустович. – На стадии гипотез и креатива ИИ подкидывает огромное количество идей. Еще он может написать сопроводительный текст и создать описание проекта, сделать презентацию. На проектном этапе автоматика вообще прекрасно справляется: и рассчитывает, и планирует, и согласовывает все параметры между собой. То есть мы очень быстро можем получить результат в виде четкого и подробного технического задания, а это – “старт” для группы, реализующей проект. 

Архитектура и ИИ 3.jpgПример переноса фантазии авторства нейросети в 3D-модель для строительства здания  

Также профессионалы предлагают ИИ проанализировать аналогичные проекты – на предмет потенциальных ошибок, доведения концепта до идеала или поиска более эргономичных или экономичных решений. Это, к слову, человек вообще не в состоянии выполнить так же обстоятельно – учитывая, какой объем информации доступен сегодня генеративным сетям. 

“Ключевое, что есть у человека – эмоциональный взгляд на творчество” 

– Уже давно главной рабочей инновацией в области архитектурного проектирования стала работа с BIM – информационными моделями зданий, которые создаются с помощью специального ПО, – рассказывает собеседник. – Программы, по сути, создают “цифровых двойников” строений, и содержат информацию обо всех жизненных циклах проекта – коммуникациях, подборе материалов, подходах к планировке и возведению конструкций и т.д. Так вот в сочетании с ИИ BIM-проектирование просто взлетает на невероятный уровень исполнения задач. В скором времени можно будет и вовсе избавиться от рутинных просчетов проектов человеком. Это именно та часть нашей работы, где время можно сэкономить без потери в эксклюзивности подхода. 

Архитектура и ИИ 4.jpgТак выглядит BIM (информационная 3-х мерная модель здания). Сюда “зашита” не только визуальная составляющая проекта, но также все технические параметры – проектная документация, ведомости материалов и т.д. 

А вот выбор подрядчиков глава архитектурной компании нейросетям пока не доверяет. Но это пока. Не факт, что через 10 лет и этот анализ – с выдачей идеального списка потенциальных исполнителей – ИИ будет выполнять не хуже, а то и лучше людей. Интересно, хоть в чем-то бесконечно обучающиеся нейронки смогут проиграть живому архитектору? Наш герой уверен, что да: 

– На мой взгляд, ключевое, что есть у человека – это личный опыт и эмоциональный взгляд на жизнь, творчество, проекты. ИИ знает невероятно много, но это все наш, человеческий опыт. Личного у него ничего нет. От этого, кстати, порой, случаются казусы – когда искусственный интеллект выдает результаты, очень похожие на чьи-то авторские работы. Вряд ли нам придется бороться за первенство в реализации базовых задач, строительстве многоквартирных панелек и т.д. Архитектор-творец, архитектор-художник – он для большего.  

Архитектура и ИИ 5.jpgОдин из впечатляющих архитектурных проектов – ботанический сад орхидей в Сингапуре, созданный командой Азры Мизбана в соавторстве с Midjourney – реализуется прямо сейчас.  

К слову, специалисты архитектурной сферы по всему миру сходятся во мнении, что ИИ в их деле только набирает обороты, и используется пока крайне мало, чтобы стоило тревожиться о конкуренции или соблюдении авторских прав, например. Сегодня дело за тестами возможностей и получением того самого “лишнего” часа в сутках, которого творческим людям всегда не хватает.  

Всемирно известное архитектурное бюро Zaha Hadid во время реализации проекта Infinitus Plaza в Гуанчжоу в Китае подсчитало масштаб оптимизации работы благодаря ИИ: инструменты нейросетей DALL-E 2, Midjourney и Stable Diffusion позволили создавать 100 тыс. проектов интерьера за 27 часов. У архитектора штата компании, который за день выдает 40 чертежей, на это ушло бы десятилетие! 


Архитектура и ИИ 6.jpgНа фото: проект здания Infinitus Plaza в китайском городе Гуанчжоу, созданный бюро Zaha Hadid в “тесном сотрудничестве” с ИИ  

Профессия в новых условиях не “подешевеет” 

В ближайшее время проекты, созданные ИИ, могут стать даже дороже некоторых “плодов” деятельности человека, уверен глава архитектурной компании.  

– Поясню: нейросети стремительно набираются профессионализма, и уже сегодня выдают более четкий, грамотный, взвешенный и даже совершенный результат. За “знак качества” и возможность избежать ошибок рынок будет готов платить больше. А когда внимание заказчиков обратится не только на оптимизацию, но и на “крафтовость”, адресность выполнения заданий, то человек выйдет вперед как носитель уникального опыта, стиля и почерка. Это, конечно, должно отразиться и на гонораре. Пока что я не чувствую, что нам стоит бояться за заработок. “За бортом” можно оказаться разве что в случае тотального протеста взаимодействию с машинным интеллектом. 

Архитектура и ИИ 7.jpgПроект молодого архитектора Мохаммада Касима Икбала, созданный с помощью нейросети Midjourney.  

Заменить нельзя сотрудничать. Где ставить запятую? 

Исходя из опыта использования ИИ для создания текстов и презентаций, наш герой отмечает, что самым неожиданным для него стал уровень понимания задач и проблем у машинного разума. Антон признается, что сам бы не смог написать таких презентационных текстов, как выдает ему Chat GPT: машина, “накормленная” миллионами людских историй и чувств, восхищает своей “человечностью”. 

Архитектура и ИИ 8.jpgФото из личного архива героя: архитектор за рабочим столом 

– Но это вовсе не значит, что я готов уволить свой штат и заменить всех “кнопкой”, – возражает собеседник. – Пока все, что касается ответственности за принятие решений, риски и результаты мне кажется слишком опасным отдавать в руки ИИ. С кого спрос? Засудить компьютер заказчику не удастся, регламента обращения (в случае ошибок) к разработчикам нейросетей пока тоже нет. Искусственный интеллект будет прекрасным инструментом, даже частью рабочей системы, но не полноценным сотрудником и конкурентом человеку-архитектору. Именно последний будет оперировать и задавать тон машине, держать контроль, а не наоборот, – резюмирует Антон Гарустович. 

Автор: Ольга Михаленко 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.