Материал подготовлен при поддержке компании Proliv.
Фэшн-эксперт и продюсер проекта Brands Fashion Show Ирина Николаева
Мода будущего: утилитарность или курс на индивидуальный стиль?
Эволюция моды не происходит в отрыве от нужд человека. В том числе – от потребности в комфорте: именно поэтому шляпки с перьями больше не в тренде. Но уйдут ли в прошлое туфли на высоких шпильках? Девочки, выдыхаем: Ирина уверена – этот предмет гардероба с нами навсегда.
– В будущем мероприятия, на которые нужно будет надеть туфли на высоком каблуке, никуда не денутся, поэтому вряд ли шпильки исчезнут из поля модного зрения. А что до шляпок с перьями, то перья перешли с них на манжеты, края брюк. Мода циклична, и в будущем она все равно про людей.
Скорее, нас ждут новые технологии и материалы – и мы пока даже не можем себе представить, какими они будут. Предположу, что появятся ткани, которые могут менять цвет и адаптироваться к температуре, и носить одежду из них можно будет и на Аляске, и в Африке.
А еще мне кажется, что тренд на подчеркивание индивидуальности будет всячески поддерживаться в фэшн-индустрии. В общем, мода будущего – не про одинаковые комбинезоны, которые часто носят герои фантастических фильмов.
Так выглядит “одежда будущего” в фильме “Дюна” (2021). Но Ирина уверена: реальность будет иной
ИИ – отличный помощник, но "рулят" все равно люди
– Тот объем информации, который может в считанные секунды "переварить" ИИ, человек так быстро обработать не сможет, – рассуждает эксперт. – Поэтому нейросети незаменимы в вопросах аналитики и прогнозирования. Они могут просчитать: эта вещь будет в трендах, эта – продаваться лучше всего, а те туфли будут сильно натирать (правда, носить их или нет, решать по итогу все равно нам).
Многие фэшн-компании уже внедрили ИИ в рабочие процессы. Но элемент творчества, дизайнерского креатива, немножко даже сумасшествия – эти человеческие "фишки" нейросеть сымитировать не сможет.
Интересуемся: а что насчет способности нейросетей "фонтанировать" идеями? Если поставить ИИ задачу сгенерировать коллекцию одежды, большинство из предложенных вариантов, скорее всего, окажутся безумными или нежизнеспособными. Но точно найдется и несколько неплохих. Зачем тогда нужен дизайнер?
– Когда дизайнер задает ИИ вводные (условную команду: "Хочу, чтобы коллекция была такая и такая"), он, по сути начинает описывать ИИ то, что может нарисовать сам. И ждет от нейросети помощи в создании базового эскиза, а не полностью готовое решение, – утверждает Ирина.
Ирина Николаева и директор Смартпресс Вячеслав Зенькович– Но дизайнер – это только один винтик в огромной системе. Есть же еще технолог, который потом возьмет этот эскиз и будет думать: а из чего же все это сделать, как это правильно раскроить?
И здесь тоже может пригодиться помощь ИИ: например, подсказка, какие ткани взять. Если бы он еще у поставщиков в Турции ткань нужную нашел, да ввез бы в Беларусь – цены бы ему не было! – Шутит эксперт. – Но ткань будет вести себя вот таким образом и раскраиваться под таким углом только в теории. На практике все может пойти не так, причем на каждом этапе работы над изделием, – в этом и состоит специфика работы. Процесс создания первого, эталонного изделия, которое потом запустится в массовое производство, безумно важный. И я абсолютно уверена: без человека здесь не обойтись.
Кроме того, я пока не представляю себе робота, который в состоянии заменить швею на "Милавице". Это труд, который требует определенных навыков, скрупулезности, понимания деталей. Настолько автоматизировать процесс, чтобы, условно, кинуть в топку кусочки тканей, а роботы все собрали, – это вряд ли. Хотя... когда-то нам казалось невозможным многое из того, что мы имеем сейчас.
Виртуальные примерочные: хайп или полезная опция?
Все больше интернет-магазинов и веб-разработчиков анонсируют проекты с функцией виртуальной примерки одежды или аксессуаров. Ирина считает этот тренд перспективным.
– У меня был личный опыт работы с одним из стартапов виртуальных примерочных. Это действительно полезная вещь: загружаешь свою фотографию, и на тебя, на твои параметры “примеряются” вещи того или иного бренда одежды. Думаю, такие сервисы помогут не совершать спонтанные покупки, сделают гардероб более продуманным. А еще с их помощью можно составить образы на неделю вперед, чтобы заранее знать: вот эти вещи нужно подготовить, вот эти – отпарить. И это здорово!
Сервисы виртуальных примерочных пока совершенствуются. Например, крупный интернет-магазин Lamoda несколько лет тестировал собственный сервис виртуальной примерки, однако сегодня услуга недоступна для пользователей
Больше помощи от нейросетей = больше одежды?
Несмотря на то, что ИИ помогает оптимизировать и ускорять многие процессы в модной индустрии, Ирина считает, что бренды вряд ли начнут выпускать больше одежды.
– Не думаю, что нам это надо. Даже в нашей стране уже наелись "фаст-фэшном". Напротив, в последние годы многие промышленные гиганты работают на тем, чтобы их вещи стоили дороже и покупались реже. Много внимания уделяется вопросам экологии, переработки: почти на любой ткани есть ярлык с информацией, что она сделана “из переработанных волокон” или чего-то в этом духе.
Да, есть понимание, что технологии идут вперед, И всегда есть и будут определенные группы населения, которых мода интересует больше других. Например, тинейджеры, экспериментирующие с образами, стилями. Но для них и так более чем достаточно интересных вещей по приемлемым ценам. Есть фэшн-персоны – но и у них все в порядке с выбором. У большинства же людей обычная, размеренная жизнь: каждый день на работу, потом – выходные. Нет причин, по которым им резко понадобится в десять раз больше одежды.
А станет ли одежда дешевле?
– Скорее всего, благодаря ИИ процесс производства одежды уже подешевел. Вопрос, что с этим сделают производители. Ведь, если снижаются траты, совсем не обязательно снижается и цена на продукт. Люксовые бренды снижать цены точно не станут. Возможно, подешевеет масс-маркет.
А может, все наконец-то вздохнут свободно и начнут платить своим швеям там, где-то далеко, за океаном, на полцента больше (одна из глобальных проблем в модной индустрии – плохие условия и низкая оплата труда сотрудников, которые шьют одежду для мировых брендов на фабриках в развивающихся странах – Прим. редакции).
Текст: Вера Рогатко, фото: Елена Таборко и pexels.com
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.