Уже с будущего года функции линейных арбитров в большом теннисе официально отдадут роботам. И в дальнейшем присутствие электронного мозга в спорте высоких достижений наверняка будет только расширяться. Как скоро станут безработными судьи в других видах? Заменит ли искусственный интеллект спортивных тренеров и медиков? Способен ли в принципе робот воспитать чемпиона? Об этом в эфире Смартпресс порассуждали с известным белорусским футболистом, экс-форвардом национальной сборной Беларуси, а ныне спортивным экспертом Петром Качуро.
Партнером проекта “Лаборатория будущего”, в котором мы пытаемся рассмотреть очертания нового мира и роли ИИ в нем, является компания “Proliv”.
Петр Качуро в редакционной студии, фото Смартпресс
Нейросеть не способна чувствовать эмоции игроков
Главные тренеры анализируют сильные и слабые стороны как своих команд, так и противников. Задача специалистов – выработать правильную тактику и стратегию на конкретный матч или соревновательную дистанцию. Но ведь искусственный интеллект теоретически способен это сделать намного быстрее и даже точнее. Причем с учетом данных о состоянии здоровья каждого игрока, их недавних травм, индивидуальных физических кондиций. Будет ли в связи с этим уменьшаться потребность в тренерах? Петр Качуро считает, что искусственному интеллекту не удастся полностью заменить "живых" профессионалов.
Интересно, а смог бы тренер-человек управлять игроками-роботами? Изображение по нашему запросу сгенерировано нейросетью Copilot
– Конечно, сейчас идея ИИ развивается по всему миру и во всех сферах. Но мое мнение – главных тренеров роботы точно не заменят. У наставника много подопечных, и каждый выполняет отведенную функцию. Если тренеру надо проанализировать соперника, он дает задание помощникам. И вот уже ассистенты обращаются к ИИ, чтобы узнать, как конкуренты сыграли последние 10-15 матчей, кто забивал, кто травмирован и так далее. Это ценная информация. Однако главный тренер должен еще знать и чувствовать своих футболистов. И искусственный интеллект здесь ему помочь не сможет.
Человеческий фактор априори значим. А робот не способен учитывать эмоциональную составляющую и прогнозировать его психологическую готовность и устойчивость. Плюс состояние здоровья.
– Например, тренер спланировал недельный тренировочный цикл до игры, готовит состав. А за день до матча футболист вдруг получает повреждение или подхватывает вирус, – говорит Качуро. – И тренерскому штабу необходимо менять тактический рисунок. Не думаю, что ИИ потянет такие оперативные мыслительные реакции не абстрактно, а с учетом конкретных реалий и игроков. Машина не может понимать и чувствовать, что происходит в семье у футболиста, чем он дышит в быту, как он спал, что ел, о чем переживал и думал.
Эмоция – то, что живой тренер прописал
ИИ поможет с “физухой”, но технику зрелому футболисту не исправит
Спортсмены могут получать от искусственного интеллекта рекомендации по улучшению результатов. И он способен их дать. Скажем, подкачать какую-то мышцу или, напротив, снизить нагрузки на определенную часть тела. А также посоветовать отработать какой-то технический элемент, некое движение, маневр на поле или площадке. Теннисисты полным ходом используют ИИ для анализа и оттачивания техники подачи, это уже целая система взаимодействия с электронным мозгом. Похоже, в индивидуальных видах спорта востребованность тренеров действительно может минимизироваться.
– В части оценок физического состояния и рекомендаций по его оптимизации ИИ помогает, – соглашается Петр Петрович. – Существуют специальные тестовые программы, позволяющие практически моментально дать подробные выкладки по функциональной готовности спортсмена. Особенно, что касается восстановительного периода после травмы и подготовительного предсезонного этапа. Но опять таки – это же тренер по мере необходимости и когда считает нужным использует ИИ в процессе непосредственного общения с подопечным. Пример из личного опыта: после травм я тоже проходил тесты. Проверяли мышцы, замеряли их объем, подбирали нагрузки и веса. Однако это происходило в первую очередь на основе живого общения.
Первый белорусский легионер в Англии в истории суверенного футбола. Петр Качуро провел за "Шеффилд Юнайтед" 121 матч и забил 23 мяча
Касаемо исполнительского мастерства, специалист убежден: у зрелого состоявшегося футболиста в технике сложно что-то поменять. Искусственный интеллект не справится с индивидуальным подходом, не сумеет отследить нюансы.
– Он может создать общий шаблон, где-то указать на недостаток, но никак не ликвидировать его. Всегда привожу в пример великого футболиста Гарринчу. У него одна нога была заметно короче другой. Но этот дефект делал бразильца уникальным и непредсказуемым игроком. А если бы робот в соответствии со своими исследованиями начал бы давать Гарринче рекомендации, а тот бы им следовал – мы бы потеряли гения. Так что в деле совершенства техники ИИ способен помочь разве что в юном возрасте человека, когда мальчишке 7-8 лет. В этот период действительно можно заложить правильность бега, передачи, приема и обработки мяча. А уже даже в подростковом возрасте – поздно, и никакая электроника не поможет.
В атаке бразильский феномен Гарринча. На чемпионате мира-1958 в Швеции сборная Бразилии впервые стала планетарным триумфатором
В продолжение темы Петр Качуро добавляет: на тренировке понятно, куда, допустим, летит пущенный из специального приспособления мяч. Компьютерная программа вполне может подсказать, где ты неправильно ставишь стопу, наклоняешь корпус.
– Но в игре это все не работает. В боевой обстановке траектория полета мяча непредсказуема. Равно как и движения соперников. Игрок действует на основе базовых инстинктов или оперативных тренерских подсказок. Здесь ИИ бесполезен.
Где-то в параллельной вселенной робот дает указание Гарринче. Изображение по нашему запросу сгенерировано нейросетью Copilot
Линейные арбитры – на выход?
Опция так называемого "компьютерного зрения" давно используется при судействе в теннисе. В частности, для определения, попал ли мяч в границы корта. Системы видеоконтроля и просмотра применяются в бадминтоне, волейболе, футболе и многих других видах спорта. В теннисе с 2025 года вообще упраздняется должность линейного арбитра – их заменят роботы. Когда и в каких еще соревнованиях радикально сократится количество рефери, а то и вовсе исчезнет "биологический" арбитраж?
Теннисная система видеоповторов в действии
– В индивидуальных видах внедрить компьютерное судейство гораздо проще. Фотофиниш, фиксация попадания мяча в линию площадки – это давно стало повседневностью, – констатирует наш собеседник. – В футболе, положим, тоже можно отказаться от боковых рефери. Но ведь лайнсмены смотрят не только за офсайдами и пересечениями мячом линии ворот, но и за игрой. Как с этим справится ИИ?
Не говоря уже о замене функций главного арбитра. К слову, судья в поле ведь тоже обращается к системе VAR по сигналу арбитров за пультом. В общем, если дело дойдет до упразднения тех же лайнсменов, в футбольном мире, думаю, многие будут категорически против. И да, даже компьютер не всегда безупречен. Уже есть примеры, когда VAR совершал ошибки. Особенно в определении, пересек мяч линию ворот или нет. Как такие проколы вообще возможны – никто не понимает. Но они происходят. А ведь компьютеру претензии не предъявишь и его не переубедишь.
Даже ультрасовременная система VAR требует дополнительного контроля
Петр Петрович обращает внимание и на другую важную тонкость – то, что происходит непосредственно на футбольном поле.
– Это не индивидуальное противостояние. В матче соперничают 22 игрока. Постоянно идет контакт. Есть всевозможные мелкие фолы, которые робот не расценит как нарушения, а живой рефери даст справедливый свисток. Или наоборот, ИИ любое столкновение посчитает фолом, а судья не остановит игру. Потому что не всякий контакт разрушает структуру поединка и влияет на ситуацию на поле. Иногда формальным свистком можно загубить перспективную атаку. То же самое касается всех контактных видов – баскетбола, гандбола, хоккея.
Лайнсмен в футболе является уходящей судейской специализацией?
Компьютер не сможет заменить спортивных врачей
Искусственный интеллект способен анализировать движение каждого игрока и выявлять причины и предпосылки травм. Вряд ли ИИ безальтернативно заменит спортивных врачей. Но может ли повлиять на сокращение численности медиков в штатах команд?
– Как и в тренерском штабе, так и в медицинском существует иерархия. Есть главный доктор с широким спектром обязанностей и аналитического функционала. И есть его помощники по узкопрофильным направлениям, – рассказывает тренер. – ИИ претендует на всеохватность. Но возьмем ситуацию: спортсмену вырезали мениск. У него в любом случае поменяется и техника бега, и ментальность. Доктор это поймет и станет в работе с игроком плясать от этих изменений. А робот по-прежнему будет талдычить, как футболисту нужно правильно двигаться с точки зрения универсальных методик. А такие советы не то что бессмысленны, они даже вредны. Плюс медик должен уметь оказать первую помощь в случае травмы игрока. А как это сделает ИИ? Или как он проведет массажные, восстановительные процедуры? Другой вопрос, что порой медицинские штаты в клубах действительно раздуты. При том что после оказания первой помощи и первичного диагноза травмированного спортсмена все равно отправляют к специалистам стационарных лечебных учреждений.
Петр Качуро, фото Смартпресс
Если резюмировать, то ни Петр Качуро, ни большинство современных белорусских тренеров не являются противниками внедрения искусственного интеллекта в спорт. Другой вопрос – до каких пределов стоит расширять присутствие роботов в сфере, где человеческий фактор во все времена играл ключевую роль? И кого из людей мира спорта ИИ заставит менять профессию.
Автор Андрей Алесько, фото Смартпресс и из открытых источников
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.