Человечество активно осваивает нейросети. Но не станет ли искусственный интеллект тем троянским конем, который оставит целые отрасли без работы? Например, юристов. Готовы ли люди к электронному судье и виртуальному прокурору? Поговорили в Смартэфире о перспективах ИИ в юриспруденции с исследователем будущего, юристом, первым заместителем генерального директора "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" Андреем Рощупкиным.
Партнером проекта “Лаборатория будущего”, в котором мы пытаемся рассмотреть очертания нового мира и роли ИИ в нем, является компания “Регула”
Андрей Рощупкин
"Искусственный интеллект, скорее, добавит работы юристам"
Будущее, в котором ИИ отправит нотариусов и юрисконсультов в одной компании с дизайнерами и копирайтерами на почетный отдых, кажется неизбежным. Электронная подпись заменит ту самую печать нотариусов, которой те удостоверяют документы, а консультировать по юридическим вопросам ИИ сможет запросто, имея практически мгновенный доступ к базам любых кодексов, законов и постановлений. Но не все так просто.
– Если говорить о нотариусах, то их задача – не просто ставить печать, удостоверяя какие-то документы от имени Республики Беларусь. Например, при удостоверении сделки, нотариусы, наряду с иными действиями, устанавливают личности всех участников сделки, проверяют их документы, полномочия и также должны разъяснять сторонам сделки, что за ней стоит, какие правовые последствия она повлечет. Также они должны удостоверится в дееспособности каждой из сторон. Нотариусам запрещено совершать нотариальные действия в отношении граждан, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении, наконец. ИИ не сможет заменить их. Более того: сейчас возникает огромное количество фейков, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта. Не исключаю, что нотариусам придется расширить границы своей работы и, в перспективе, заняться подтверждением достоверности первоисточников, – считает Андрей Рощупкин.
“ИИ работает корпоративным юристом в компании “Кока-Кола”, Фото сгенерировано Leonardo.ai
Похожая ситуация и с юристами, работающими в компаниях. По словам Андрея Рощупкина, "если такой юрист только отвечает на вопросы, которые возникают у сотрудников, то он выполняет только 15-20% своих обязанностей".
– Основная работа корпоративного юриста – это формирование определенной правовой среды в которой работают сотрудники компании. И которая позволяет правильно реагировать на изменения законодательства. На самом деле квалифицированных юристов не так уж и много – разговоры об их переизбытке просто миф. В компании с тысячей сотрудников в среднем работает 3 юриста. Такие специалисты должны, как правило, иметь также высшее экономическое образование, чтобы говорить с бухгалтером на одном языке, и в то же время был своеобразным риск-менеджером, который делает правильную оценку рисков и помогает руководителю принимать верные решения. ИИ на сегодня далек от того, чтобы с этим справится. Поэтому нынешние юристы могут быть спокойны за свои рабочие места, работы им хватит. Разве что их функционал будет расширяться, – уверен эксперт.
Более того, Андрей Рощупкин напоминает – при внедрении ИИ потребуются юристы, которые будут обучать его. Иначе искусственный интеллект будет учится на собственном опыте и мультиплицировать ошибки, а это "путь в никуда".
“Классический” юрист в суде. Кадр из сериала “Юристы Бостона”
– Думаю, нейросеть заменит тех юристов, которые по любому вопросу сразу обращаются к специализированным базам, Кодексам и так далее и ищут ответы там. Такие специалисты будут все больше и больше полагаться на ИИ и, в конце концов, деградируют, так как перестанут напрягать свой мозг. Если человек профессионал, то он не просто знает законы, но и понимает, как они работают и логику их применения. Он находит верное решение в сложившейся ситуации, а не подбирает нормы закона под обстоятельства, – отмечает эксперт.
ИИ не сможет выносить приговоры
В Китае уже обязали судей запрашивать рекомендации от искусственного интеллекта по соответствию выносимых решений нормам права. Придем ли мы к тому, что и приговоры начнет выносить нейросеть?
– У нас уже есть опыт, когда технологии приходят на помощь при рассмотрении административных дел. Мы сталкиваемся с ними, когда к нам приходят штрафы за нарушение скоростного режима по итогам фотофиксации камерами. Но знаете, как эта система работает? Все равно есть человек, который проверяет все потенциальные штрафы. Спорные ситуации проверяет другой человек. А третий, имеющий достаточные полномочия, принимает окончательное решение. То есть, в любом случае, всё контролирует человек, – рассказывает Андрей Рощупкин.
Несмотря на автоматизацию и новые технологии, все контролируют и проверяют все равно люди. В том числе и камеры фотофиксации на дорогах
По его словам, ИИ пока совершенно не готов работать в такой сложной сфере, как юриспруденция.
– Простейший пример: все эти виртуальные собеседники безбожно "тупят". Они могут ответить на вопрос: “Какая погода в Минске?”, но если следующий вопрос Вы сформулируете:” А в Гомеле?” – они теряются. Поэтому им пока рано заменять людей. Особенно в тех сферах, где и так все работает.
У нас уже есть решения, которые "разгружают" суды от рутины – и это не ИИ. А, например, вынесение судами решений в порядке приказного производства по гражданским и экономическим делам, без вызова в суд взыскателя и должника и без проведения судебного заседания, – отмечает эксперт.
Судьями становятся самые опытные юристы. Они принимают решения, в том числе, на основании своего внутреннего убеждения. Кадр из фильма “Судья”
– Судья – это вершина юридической профессии и уровень его профессионализма должен быть крайне высоким. Кроме того, практически в любом процессуальном Кодексе написано, что судья выносит решение, в том числе, и на основании своего внутреннего убеждения. А какое внутреннее убеждение может быть у ИИ? Другое дело обеспечение единообразия судебной практики, а если речь идет о ее пересмотре? Кто примет решение? А самое главное – что делать с ошибками нейросетей? Сейчас они дают неверные результаты достаточно часто. В России, например, немало случаев, когда задерживают невиновных людей по подозрению в совершении преступления из-за ошибок системы распознавания лиц. Ошибки ИИ простительны, когда речь идет о безобидных вещах. Но недопустимы, когда на кону судьба человека, – утверждает эксперт.
По мнению Андрея Рощупкина, в реальности такой картины мы не увидим. Фото сгенерировано leonardo.ai
"Давайте дождемся, когда ИИ станет эффективным"
В целом же Андрей Рощупкин уверен: сейчас вокруг искусственного интеллекта и нейросетей больше хайпа, чем реальных результатов.
– Мы все видим, какие элементарные и банальные тексты пишет ChatGPT. Хотелось бы других результатов, учитывая затраты и шумиху. Наверное, стоит вспомнить "кривую Гартнера" (графическое отображение цикла зрелости технологий, представляющего собой поэтапный процесс, через который проходит любая инновационная бизнес-модель или технология от стадии хайпа до продуктивного использования – Смартпресс). Мы сейчас на уровне хайпа. Потом нас ждет разочарование, а вот когда ИИ выйдет на плато эффективности, то только тогда можно говорить о том, какую реальную пользу он принесет обществу, — подчеркивает он.
В качестве примера Андрей Рощупкин приводит технологию блокчейна, о которой много говорили 3-4 года назад: "сейчас блокчейн вышел на плато эффективности – и мы о нем практически ничего не слышим".
Андрей Рощупкин в офисе Смартпресс
– Если те затраты, которые несет сейчас мир в целом на разработку ИИ, направить, например, на борьбу с бедностью или доступ к чистой питьевой воде, то, думаю, многие проблемы со здоровьем значительной части человечества были бы решены. Это если говорить об адекватности тех или иных затрат на технологические решения, – подчеркивает эксперт.
Он призывает не сравнивать ИИ с человеческим мозгом, так как работают они абсолютно по-разному.
– У нас динамическая память. Есть 150 млрд нейронов, которые связаны между собой. Ежедневно, условно говоря, три связи разрушаются, еще три – создаются. Более того, происходит “настройка” на решение конкретной задачи. А вот у ИИ никаких нейронных сетей нет и нейронов тоже. Использование в термине ”нейронные сети” слова “нейронные ”– это маркетинг. Речь идет о банальном переборе вариантов решений и выборе оптимального, максимально соответствующего заданным условиям. Это комбинаторика. В приложении к нашему разговору это имитация когнитивной деятельности человека. Именно имитация. Поэтому компьютер и играет в шашки и шахматы лучше человека. Но что касается создания нормативных правовых актов или управления государством – здесь требуются другие подходы и простым перебором вариантов проблемы не решаются, – объясняет Андрей Рощупкин.
Автор: Сергей Лобко