Сможет ли “зумер” (согласно теории поколений, к “зумерам” относят тех, кто родился после 2001 года) справиться с кроссвордом, который легко разгадывает его бабушка? Далеко не факт. Мода на общую эрудицию уходит в прошлое, в тренде – развитие узконаправленных "скиллов". Принесет ли это пользу человечеству в будущем и воспитает ли ИИ из людей послушных "роботов"? О том, как технологии меняют образование и запросы на знания, в рамках познавательного цикла "Искусственный интеллект. Жизнь" поговорили с ученым-когнитивистом, популяризатором науки Татьяной Славинской-Пузыревич.
Данная статья подготовлена при поддержке компании "Proliv".
Татьяна Славинская-Пузыревич. Фото Елены Таборко, Смартпресс
География и история больше не нужны?
Ориентация на узкую специализацию при подготовке специалистов в вузах всего мира уже видна невооруженным глазом. Количество часов преподавания "общих", как их называют, дисциплин – истории, литературы, географии – сокращается.
– Тренд на узкую специализацию образования наблюдается примерно с 1980-х годов. В различных отраслях появилось много очень важных знаний, которые должны получать специалисты. Но растягивать срок обучения еще на несколько лет не выгодно государству, которому специалисты нужны прямо сейчас. В результате базовые дисциплины заменяются теми, которые нужны, в первую очередь, в профессиональной сфере, – объясняет Татьяна Славинская-Пузыревич.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Этот тренд сейчас усиливается в связи с развитием информационных технологий – в узкоспециализированных сферах объем информации, связанной с теорией и прогнозами развития, нарастает, как лавина. Как пример можно привести потенциал внедрения ИИ в разных отраслях: в связи с открывающимися перспективами, студентам уже сегодня надо давать дополнительный объем профессиональных знаний, которые могут им пригодиться.
Гениального физика без "лирики" не вырастишь
Безусловно, получить готового специалиста, который прекрасно разбирается в своей профессии и не нуждается в дополнительной подготовке – мечта работодателя. Однако, подчеркивает эксперт, в будущем такой формат подготовки может принести массу проблем.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
– Возникает вопрос – что будет с этим прекрасно подготовленным специалистом через 10 лет, когда технологии уйдут вперед? Ведь в когнитивистике есть прекрасная формула: для того, чтобы мы могли постоянно обучаться и быть в тренде своей профессии, недостаточно обладать знаниями только в той области, в которой мы специализируемся. Дело в том, что наш мозг хорошо работает с информацией только в том случае, когда мы занимаемся разнонаправленными дисциплинами. Необходимо "тренировать" систему нейронных связей в мозге, "нагружая" ее гуманитарными знаниями, – утверждает эксперт.
По ее словам, примеров тому в истории множество. Гении, такие как Эйнштейн или Лобачевский, помимо физики прекрасно разбирались в искусстве, музыке, литературе.
Общий уровень эрудиции снижается
Упор на специализацию приводит к снижению общей эрудиции у людей. И это тоже тренд, причем весьма неприятный.
– Общая эрудиция – это очень сложный тип интеллектуальной активности. Для того, чтобы быть эрудированным, нужно прикладывать массу усилий, образовываясь в свободное от основной работы время. Нашему мозгу не совсем понятно, зачем ему надо напрягаться и что он в результате получит. Сегодня лишь небольшой процент людей делает ставку на общее интеллектуальное развитие: наряду с основной профессией, они читают, слушают научно-популярные лекции современных ученых. И именно они будут определять развитие цивилизации. Тут можно лишь процитировать известное выражение: "Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор", – объясняет Татьяна Славинская-Пузыревич.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Более того, с точки зрения развития цивилизации, падение общего уровня эрудиции – это однозначно плохо. Ведь зачастую, нестандартные стратегии, новые решения и идеи, предпосылок к которым еще нет, возникают именно у хорошо эрудированных людей, а не у узких специалистов.
– Речь идет о так называемых "скачкообразных" идеях – тех, которые опережают самые смелые тренды. Но однажды появившись, они меняют стратегию развития мира. В качестве примеров можно привести фантастов, которые писали о невероятных, казавшихся сказочными вещах. Но сейчас эти идеи стали реальностью. Они просто опережали свое время и родились у эрудированных, гуманитарно подкованных людей, – говорит эксперт.
Дистанционное обучение и ИИ в роли преподавателя
Еще один тренд в образовании – уход на дистанционную форму обучения. Студенты будут слушать лекции, написанные ChatGPT и сдавать тесты, не выходя из дома.
– Дистанционная система обучения более эффективна в том, что она дешевле и удобнее. Лекции может сгенерировать нейросеть. Но при этом не стоит забывать, что сейчас и курсовые, и дипломные работы студенты тоже пишут при помощи GPT чата. Причем ни одна программа антиплагиата не сможет обнаружить этого. В результате – полная зависимость от ИИ, – рисует картину уже даже не будущего, а настоящего Татьяна Славинская-Пузыревич.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Но, при всем удобстве дистанционной системы, есть и минусы. Например, полное "усреднение" всех учащихся.
– Когда мы говорим про алгоритмизацию процессов обучения, то теряем уникальность каждого человека. Мы ведь имеем дело не с усредненной массой, а с личностями, каждая из которых может раскрываться при определённых условиях. Как ЦТ не позволяет людям с нестандартным мышлением пройти вот этот фильтр контроля, так и универсальная дистанционная система обучения не позволяет гениям быть эффективными. Безусловно, ИИ сможет более точно и объективно оценивать знания студентов. Знания будут преподаваться более эффективно, тем более что учебные программы будут корректироваться ведущими преподавателями мира. Но мы потеряем человеческий контакт преподавателя и ученика, который зачастую позволяет найти самородки и поддержать их, – подчеркивает эксперт.
Классическое образование станет элитарным
Поэтому, отмечает Татьяна Славинская-Пузыревич, классическое образование станет элитарным и очень дорогим.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
– Для того, чтобы получить доступ к такому образованию, которое подразумевает живое общение и работу преподавателя с учеником оффлайн, надо будет пройти серьезный конкурсный отбор. И этот формат обучения будет, с одной стороны, включать индивидуальный подход, когда преподаватель понимает, что и как надо дать студенту, чтобы раскрыть его потенциал, а с другой – эта система будет обязательно включать в себя такие дисциплины как философия, история, география, психология. То есть те, которые будут развивать мозг студента. Чтобы он мог гораздо эффективнее решать те сложные интеллектуальные задачи, которые он перед собой ставит, – объясняет эксперт.
Воспитает ли ИИ из людей роботов?
Возможен ли вариант, при котором искусственный интеллект, выступающий в роли учителя или преподавателя, будет закладывать в мозг учеников свои установки? То есть, по сути, воспитывать из людей роботов. Татьяна Славинская-Пузыревич считает, что такой вариант не исключен.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
– Если мы говорим про образование, то нейросети работают по определенным алгоритмам и транслируют учащимся то, что в них заложено. Поэтому все зависит от того, как будет настроен ИИ. Но ведь особенность искусственного интеллекта в том, что он самообучается! И не исключен такой вариант, что, обработав определенный уровень знаний, они начнут создавать свои методологии обучения, при помощи которых будут транслировать важную для себя (не для людей!) систему ценностей.
Татьяна Славинская-Пузыревич. Фото Елены Таборко, Смартпресс
Сегодня некоторые исследователи говорят о том, что в ИИ уже формируется своя система ценностей, которая пока отлично мимикрирует под мораль и нравственность человека. Но кто знает, к чему это приведет? Не станет ли ИИ-преподаватель обучать людей, исходя из своих, неизвестных нам целей? – задается вопросом эксперт.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.