Сгенерированный искусственным интеллектом под собственный вкус музыкальный контент в плейлисте и созданные нейросетями кумиры, которые заставят забыть "живых звезд". Это не перспективы отдаленного будущего. По мнению одного из самых известных представителей белорусского шоу-бизнеса, продюсера и композитора Макса Алейникова, счет идет на месяцы. Потому что все происходит "здесь и сейчас". В рамках проекта "Искусственный интеллект. Жизнь" поговорили с Максом о том, каким станет шоу-бизнес и сохранится ли он вообще.

Данная статья подготовлена при поддержке компании "Регула".

Шоу-бизнес и ИИ 1_Макс Алейников 1.jpgМакс Алейников. Фото Елены Таборко

Значение ИИ в шоу-бизнесе сегодня преувеличено: главные, по-прежнему, люди

О том, что искусственный интеллект практически захватил шоу-бизнес, знает каждый. Обработка видеоклипов, музыки, целые корейские поп-группы из цифровых аватаров – все это уже есть. Но, на самом деле, по словам Макса Алейникова, вклад ИИ в современную музыку не так уж и велик.

Шоу-бизнес и ИИ 2.jpgВиртуальная южнокорейская группа Mave

– В реальности PR больше, чем использования искусственного интеллекта. Даже если говорить о музыкальных коллективах, которые позиционируются как полностью цифровые. Нашумевшие корейские виртуальные группы Plave и Mave на 80% созданы людьми, и лишь максимум на 20% - искусственным интеллектом. Хотя бы потому, что эти группы появились около года назад, когда еще технология ИИ была не столь совершенна. Пели, скорее всего, живые люди – потом их голоса обработали. Танцевали тоже люди – потом их с помощью технологии deep fake "анимировали".

Клип Pandora группы Mave набрал 27 млн просмотров

То же самое касается и знаменитого трека Heart on My Sleeve, который якобы создал искусственный интеллект – многие поверили, что это действительно совместная песня рэпера Drake и поп-исполнителя The Weeknd. На самом деле песня была написана человеком, затем была спета живыми исполнителями. Все участие ИИ в том, что голоса был обработаны и заменены на голоса Drake и Weeknd. То есть опять же, более 80% работы выполнил человек. Поэтому говорить о том, что ИИ уже захватил шоу-бизнес пока рано, – утверждает Макс Алейников.

Трек, в котором ИИ поет голосами Drake и The Weeknd

В Беларуси с помощью ИИ рисуют обложки для синглов

Продюсер знает, о чем говорит, ведь с технологией ИИ Макс Алейников знаком не понаслышке: он пристально следит за трендом, сам использует искусственный интеллект и даже обучался программированию нейросетей в российском Университете искусственного интеллекта – еще тогда, когда это не стало мейнстримом. Правда, в белорусском шоу-бизнесе ИИ и сегодня – совсем не мейнстрим.

Шоу-бизнес и ИИ 3_Макс Алейников 2.jpgМакс Алейников. Фото Елены Таборко

– Безусловно, в белорусском шоу-бизнесе есть примеры использования ИИ. Например, с помощью искусственного интеллекта рисуют обложки для синглов. Ни о чем другом я не слышал. А когда разговариваешь с разными людьми, в том числе и из шоу-бизнеса на эту тему, то постоянно наталкиваешься на ответ: "Это все ерунда, для человека ничего не изменится". Создается впечатление, что люди просто не очень следят за тем, что происходит в мире и не отдают себе отчета в том, насколько быстро все меняется. Но, в принципе, белорусский шоу-бизнес – это очень специфическое явление. Для него совсем не принципиально, что происходит вокруг – он живет своей жизнью. Возможно, и появится что-то, связанное с ИИ – показать, что "у нас тоже такое есть", – подчеркивает собеседник.

Каждый сможет творить – и это будет убивать традиционный шоу-бизнес

А вот для мирового шоу-бизнеса все может измениться очень быстро – уже к концу 2024 года ИИ может занять существенную нишу в музыке. Макс Алейников связывает это с развитием и появлением новых нейросетей, генерирующих музыкальные произведения. Уже сегодня можно создать трек в приемлемом качестве. А к концу года подтянут уровень и генераторы видеоконтента. Пока качество звука оставляет желать лучшего, но для примера, нейросеть midjorney, генерирующая картинки по текстовому запросу пользователей за полтора года года развилась от “каляки-маляки”  до полноценного художника цифрового контента. 

Клип южнокорейской digital-группы IITERNITI, записанный 2 года назад

Подобный скачок в технологии завершит процесс эволюции шоу-бизнеса – с этого момента каждый сможет стать и музыкантом, и продюсером, буквально на смартфоне создав музыкальное произведение и выложив его на соответствующую площадку.

– Этот процесс "демократизации" музыки идет уже давно. 30 лет назад студия звукозаписи стоила, условно говоря, миллион долларов. Их было очень мало и доступ к хорошему оборудованию был только у лучших.  Человеку с улицы невозможно было стать музыкантом – это стоило дорого и к этому относились весьма серьезно. Поэтому в музыке не было случайных людей. И, в результате, песни были качественными и разнообразными.

С развитием компьютеров и технологий мы пришли к тому, что, потратив $2 тыс. ($1 тыс. на компьютер и еще $1 тыс. на дополнительное оборудование вроде микрофона) и немножко потренировавшись, каждый может создавать музыку достаточного качества, чтобы ее взяли на радио.  В результате мир наводнила музыка, сделанная немузыкантами. И мы пожинаем плоды: однотипные "хиты", которые, на мой взгляд, ничем не отличаются от того, что пишет искусственный интеллект. 

Шоу-бизнес и ИИ 4_Макс Алейников 3.jpgМакс Алейников. Фото Елены Таборко

Сейчас мы проходим следующий шаг. Уже не надо вкладывать $2000. Любой человек может с помощью смартфона попросить нейросеть создать песню в стиле хип-хоп со словами "любимая, паспорт, оранжевый, туалет". И искусственный интеллект справится с этой задачей более чем успешно – за 5 минут получится трек, не хуже тех, которые сегодня мы слышим по радио. Все станут одновременно и композиторами, и певцами. Это захватит значительную часть музыкального рынка. И случится это уже в течение года, – говорит Макс Алейников.

Бетховен и The Beatles уже почти никому не нужны

Невероятно, но нейросети могли бы поднять качество музыкального контента – по сравнению с тем, который создают нынешние исполнители. Но этого, скорее всего не случится из-за невысоких запросов аудитории.

Шоу-бизнес и ИИ 5_Макс Алейников 4.jpgМакс Алейников. Фото Елены Таборко

– И ИИ, и люди "умнеют" на обучающей выборке – тех знаниях, которые они получают извне. И если стандартный человек, наслушавшись музыки низкого качества, начинает генерировать точно такой же гов**рэп, который слушал до этого (просто потому, что такой была обучающая выборка, да и знаний и умений не так уж много), то искусственный интеллект можно довольно быстро обучить на более "богатой" и качественной выборке.

Шоу-бизнес и ИИ 6.jpgАмериканский рэпер Ice-T заявил, что его ИИ-версия была бы даже лучше, чем он сам. Он мог бы с ее помощью творить вечно, а сопротивляться технологии —бессмысленно.

Другое дело, что музыка более высокого качества, скорее всего, не будет востребована. Ведь и слушатели (они же – потребители контента) за последние 30 лет привыкли к этому гов**рэпу и он стал для них нормой и частью жизни. Сегодня людям не нужен Бетховен, не нужны даже The Beatles. Требования к текстам, аранжировкам, мелодии снизились до минимума и на первое место выходит фигура артиста, "прикольность" и немного актуальности. На этом все, – отмечает музыкант.

"Живой" шоу-бизнес будет вымирать

Некоторое время будут существовать две параллельные реальности: музыка от ИИ – та самая часть музыкального рынка с низким порогом входа, и "живой" шоу-бизнес. А затем искусственный интеллект, все-таки, победит окончательно, отмечает Макс Алейников.

Шоу-бизнес и ИИ 7.jpgНейросеть Suno AI позволяет создать качественный трек в любом стиле за считанные минуты

– Будет расширятся вот эта история с низким порогом входа, заточенная под ИИ, которая иногда будет выдавать достаточно прикольные продукты, которые, благодаря грамотному маркетингу, станут хитами. Но, тем не менее, так как в этом мире все же остаются люди, которые привыкли к живому общению и живому восприятию, для которых это является ценностью, будет оставаться и настоящая музыка. По крайней мере, пока не вымрет это поколение, – говорит он.

Цифровые идолы уже на подходе

Зато уже в самое ближайшее время появятся цифровые кумиры, популярность которых будет сравнима с легендарными музыкантами прошлого.

Шоу-бизнес и ИИ 8.jpg"Посмертное" выступление Майкла Джексона в виде голограммы на премии Billboard Music Awards в 2014 году

– Виртуальные поп-идолы появятся если не в этом году, то в следующем точно. Надо понимать – это вопрос не завтрашнего дня, а сегодняшнего, этот день, когда мы шагнули в будущее, уже наступил.

Впрочем, ничего удивительного в цифровых кумирах нет. Ведь люди привыкли верить в идолов, которых никогда не видели – пантеоны разных богов, например. Вопрос только в том, кто первый придумает грамотный маркетинг.

Шоу-бизнес и ИИ 9_Макс Алейников 5.jpgМакс Алейников. Фото Елены Таборко

Уже сейчас контент заменяет нам реальную жизнь, которой стало на порядок меньше. А с учётом тех технологий, которые расцветут в этом году, понятие правды вообще нивелируется. Люди перестанут разбираться, где фейк, а где нет. Каждый человек будет жить в своем облаке контента, получаемого из источников, которым верит (не обязательно правдивых), и полностью не верить другим источникам (не обязательно лживым). Это результат новой технической революции, которая, в отличие от предыдущих, произошла не за 2-3 поколения, а за 2-3 года. Мы попали в абсолютно новый мир, живя еще в старом. И никакого постепенного перехода не будет.

Шоу-бизнес и ИИ 10.jpgПервый "локальный" виртуальный идол – японская певица Хацунэ Мику – появился в уже далеком 2007 году

Мы будем следить за жизнью придуманных персонажей, обсуждать их семейные скандалы – просто потому, что не сможем отличить живых людей от цифровых. И, на самом деле, для многих это не важно. Ведь нас интересуют не сами персоны, а какие-то эмоциональные события, которые нас цепляют за живое, которые нам интересны. И не важно, это правда или придуманный контент – лишь бы было сделано правдоподобно, – объясняет Макс Алейников.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.