Мы привыкли говорить об искусственном интеллекте в будущем времени – о том, как он изменит мир. И это большая ошибка, ведь процесс перемен идет полным ходом. Все происходит здесь и сейчас, причем затрагивает не только высокие технологии, но и сам жизненный уклад людей, семейные ценности и образ мышления. Как ИИ меняет семьи? Об этом в первой части нашего нового познавательного цикла "Искусственный интеллект. Жизнь", подготовленного при поддержке компании Proliv, мы поговорили с ученым-когнитивистом, популяризатором науки Татьяной Славинской-Пузыревич.
Татьяна Славинская-Пузыревич. Фото - Елена Таборко
“ИИ может заменить мужа или жену, но только частично”
В ряде стран – прежде всего это высокотехнологичные Япония и Южная Корея – уже становится трендом не создавать обычную человеческую семью, а жить с куклой-роботом. Очень длинные и интенсивные рабочие дни, малое количество выходных – это приводит к тому, что человек хочет превратить свой дом в максимально спокойное место и иметь нераздражающегося и покорного партнера. Пусть и искусственного. Ведь это очень удобно: ИИ не спорит с тобой, может выполнить практически любое пожелание – спеть песню, ответить на любой вопрос, замолчать, когда надо. Он не болеет и не “грузит” своими проблемами. Коммуникация с ИИ всегда легка, приятна и комфортна, в отличие от человеческой. Но есть и минусы.
– Искусственный интеллект может заменить мужа или жену, но только частично. Если говорить о нейрофизиологической проекции, то в нашем мозге есть центры, которые отвечают за базовые программы поведения, связанные с семьей и взаимодействием с другими людьми. Это потребности, связанные с сексуальным поведением, родительским и детским поведением, а также с эмоциональным взаимодействием. Искусственный интеллект может лишь частично соответствовать этим программам поведения.
Что же касается социокультурных проекций, то есть того, что выполняет семья на благо общества – рождение детей, их обучение, воспитание в нормах морали, а также поддержка друг друга в семье (как эмоциональная, так и экономическая), то на сегодня ИИ с многими аспектами справится не сможет, – отмечает Татьяна Славинская-Пузыревич.
Муж-голограмма и жена-робот станут трендом в ближайшие десятилетия
Если гора не идет к Магомеду, то… В общем, если ИИ не может выполнять ряд традиционных функций мужа или жены в семье, то придется трансформироваться институту семьи. Не в первый раз.
Глобальные изменения идут уже с середины XX века. И нынешняя "ячейка общества" совсем не похожа на ту, которую создавали наши бабушки и дедушки. Поэтому перспективы того, что ИИ все-же станет "членом семьи" довольно высоки. Тем более, что и искусственный интеллект развивается.
– Если мы говорим о семье, как о социальном институте, то он постоянно трансформируется. Современные семьи сильно отличаются от тех, которые были в 1950-1960-х годах, где муж прибивает полку, а жена готовит ужин. Сейчас мы создаем семьи потому, что нам вместе хорошо, общие интересы и система ценностей, а не потому, что некому борщ варить, – говорит эксперт.
Сейчас мы уже прекрасно научились взаимодействовать друг с другом удаленно - мессенджеры, видеочаты и т.д. не дают заскучать в одиночестве. C появлением ИИ и нынешний формат семьи становится неактуальным. А, например, обсудить тему Моцарта и его музыки с искусственным интеллектом может быть гораздо более функционально и интересно, чем с живым партнером. Для закрытия же ряда базовых потребностей (например, в сексуальной близости) создавать семью не обязательно. Готовую еду можно купить (ее еще и доставят), гвоздь в стену забьет приглашенный мастер. То есть плюсы ИИ (и комфорт, который он обеспечивает) перевесят или, по крайней мере, уравновесят существующие минусы.
– Возможно, мы с вами доживем до этого времени, когда институт семьи очень серьезно трансформируется. Скорее всего, уже при нашей жизни будут создаваться так называемые гибридные семьи, в которых не будет привычного партнёрства "мужчина-женщина", а будет партнерство "человек-ИИ", либо в физическом воплощении, либо в варианте голограммы, – говорит Татьяна Славинская-Пузыревич.
– Сейчас детям покупают маленьких искусственных "питомцев" либо в варианте животных, либо в варианте маленьких роботов, с которыми они взаимодействуют. Подключаются к этому и взрослые. Это пока не замена мужа или жены, но похоже на замену животного или второго ребенка. Мы смотрим, как наше дитя будет взаимодействовать с этим роботом и что из этого выйдет. И, такими темпами, мы выйдем на замену мужа/жены искусственным интеллектом лет через 20. Когда вырастут те, кого мы сегодня называем "поколение Альфа" (дети которые родились лет 10 назад), – добавила эксперт.
Детский вопрос: сможет ли ИИ воспитать ребенка?
Сегодня уже есть технологии искусственного оплодотворения. А вот сможет ли ИИ воспитать ребенка?
– Конечно, женщина может родить ребенка без мужа, мужчина может завести сына или дочь с помощью суррогатного материнства. Но ребенка еще надо воспитать! Есть такая шутка: для чего ребенку двое родителей? Чтобы, когда один не справляется, помогал второй. И тут только доля шутки.
Робот-нянька, каким бы продвинутым ИИ он не был "укомплектован", не сможет заменить живого родителя. Ведь для малышей важен и эмоциональный контакт, и тактильные ощущения, прикосновения матери или отца. Запахи, наконец! Все это заложено, как программы, в глубинной структуре мозга человека, на уровне гипоталамуса (участок мозга весом 3-5 грамм, который управляет вегетативной нервной системой и отвечает за сон, поддержание работы организма, контролирует работу репродуктивной системы, чувство жажды и голода, отвечает за удовольствия и управляет эмоциями). И "обмануть" гипоталамус, который эволюционировал на протяжении всей истории человечества, ИИ не в состоянии. В том числе потому, что мы сами до конца не знаем всю биохимию и нейрофизиологию этих процессов, – объясняет эксперт.
Любовь к искусственному интеллекту может привести к деградации
Активное использование ИИ в семье повышает уровень комфорта. В совокупности с другими, уже существующими технологиями, это приводит к тому, что люди погружаются в ту самую “зону комфорта” и сводят свой уровень жизни к бытовому. Более того, “зацикленность” на ИИ несет в себе серьезную угрозу для когнитивных способностей человека, считает Татьяна Славинская-Пузыревич.
– Конечно, такой образ жизни допустим: поел, поспал, поработал – то есть выполнил какие-то базовые функции. Но если мы говорим об интеллектуальном развитии, о том, что когда-то называлось интеллектуальной культурой, то такой образ жизни не позволит нам сделать шаг вперед.
Татьяна Славинская-Пузыревич. Фото - Елена Таборко
Роботизация семейных отношений, внедрение в них ИИ, отказ человека от живого общения – для человека это однозначно плохо. У нашего мозга две базовые потребности: выживать и размножаться. Мы их "закрываем", когда постоянно исследуем мир. Исследовательское поведение — это базовая поведенческая программа, заложенная в нашем гипоталамусе: для того, чтобы мы эффективно выживали в этом мире, нам нужно узнать как можно больше всего нового и разного, причем сложного. А ИИ, при всем своем разнообразии, даёт нам какой-то один фокус, достаточно узкий относительно всех возможностей, которые есть у человека. Поэтому люди, которые будут “зациклены” на ИИ, на той коммуникации, которую задает искусственный интеллект – очень приятной и комфортной – будут… деградировать. Когнитивная способность людей будет страдать однозначно, ведь ИИ будет думать за нас, – отмечает эксперт.
Автор: Сергей Лобко, фото сгенерированы нейросетью на платформе DALL·E 3