Картины, которые знаменитые художники писали годами и даже десятилетиями, искусственный интеллект в состоянии нарисовать за пару минут. Симфонии, увертюры, концерты с виолончелью – сгенерировать за полчаса. Означает ли это, что ИИ захватывает "святое святых" человечества – искусство, умение творить? В рамках специального проекта "Искусственный интеллект. Профессии", который Смартпресс подготовил при поддержке компании "Регула", обсудили это со знаменитым белорусским художником Валентином Губаревым.

губарев.jpgХудожник Валентин Губарев

Хотим ли мы, чтобы ИИ управлял нашими эмоциями?

Развитие технологий и прогресс человечества в целом остановить практически невозможно. Нельзя и спрятаться от него. Валентин Губарев признается – иногда новые свершения в области науки и техники настораживают. А то и просто пугают.

– Я вижу, что прогресс наступает на ту сферу деятельности, которой я занимаюсь и, как показывает жизнь, противостоять этому невозможно. В первую очередь я беспокоюсь за искусство, во многом другом я сдаюсь. Но все равно мне не хочется есть искусственное мясо. И никто меня не убедит в том, что силиконовая женщина лучше настоящей. Но особенно страшно, когда что-то ненатуральное будет заменять настоящее искусство. И настоящие чувства, которые это искусство передает, – говорит художник.

8-640f0d8472c08.jpgКартина "Пространственный переворот", созданная с помощью ИИ художником Джейсоном Алленом, победила на конкурсе изящных искусств в Колорадо в 2022 году. После этого трое художников подали в суд на создателей ИИ - компании Stability AI, DeviantArt и Midjourney. По мнению истцов, компании нарушили авторское право, поскольку в базе программы хранятся несанкционированные копии миллиардов изображений, защищенных авторским правом, на которых она учится. Эти копии были сделаны без ведома или согласия художников.

По словам Валентина Губарева, в современные технологии вкладываются огромные деньги, которые "решают все".

– Поэтому нам не уберечься – все эти новые технологии будут развиваться. Но возникает вопрос – а вот мы, люди, которые испытываем чувства: боль, радость, страх –действительно хотим, чтобы искусственный интеллект вторгался в область искусства, эмоций? Мне кажется, нет. Я современный и прогрессивный человек, в рыболовном магазине всегда покупаю новые снасти, чтобы в своем хобби достичь чего-то большего. Но в плане проникновения ИИ в искусство – я консерватор, – говорит Валентин Губарев.

portret-ehdmona-bellami.jpgКартина "Портрет Эдмона Беллами" - самая дорогая картина, созданная искусственным интеллектом. В 2018 году была продана на аукционе за $432 500

Искусственный интеллект не сможет стать творцом

Сегодня нейросети уже не только помогают, но и, во многих областях заменяют авторов, уверен Валентин Губарев.

– Допустим, композитор пишет симфонию. Часть готова, он нажимает несколько кнопок на компьютере и ложится спать. А утром уже получает готовое произведение! И что самое обидно – на таком уровне, что он сам не сможет определить, где заканчивается его авторство и начинается авторство искусственного интеллекта! Да, композитор может в дальнейшем что-то править, корректировать – но он и сам не будет знать, правит он себя или ИИ, – говорит художник.

Нейросеть полностью воссоздала десятую симфонию Бетховена, над которой композитор работал в последние годы перед смертью. До нашего времени дошло лишь около 50 фрагментов черновиков произведения. Во время премьеры симфонии в 2021 году слушатели так и не смогли отличить, какие части написаны Бетховеном, а какие – ИИ.

Что же касается изобразительного искусства, то, по мнению Валентина Губарева, "искусственный интеллект ещё не полностью победил художника – он где-то он ещё на полпути к этому". И, если уж невозможно избежать использования ИИ, то можно взять его в качестве подмастерья.

– Работа художника ведь – это не просто водить кистью по холсту. Главное – идея! И я надеюсь, что очень долгое время генерация этих идей останется за живым творцом. А “раскрашивать” – это механическая сторона искусства, ее можно поручить искусственному интеллекту, – считает художник.

В качестве примера он приводит неформальное, концептуальное искусство, которое выражает идею и апеллирует к эстетическим переживаниям человека, его чувствам. Критики-искусствоведы вообще предлагают на выставках делать текстовое описание этой идеи и вывешивать рядом с произведением искусства. Валентин Губарев уверен, что придумать такую концепцию ИИ не в силах.

brotto-2.jpgСозданные искусственным интеллектом Botto в 2021 году картины выставлялись в качестве NFT на маркетплейсе SuperRare – за первые 6 картин покупатели заплатили, в общей сложности, $1,3 млн.

– Безусловно, можно задать ИИ какие-то ключевые слова – "лес, речка, солнце, закат" - по которым он что-то нарисует. Но это еще не идея! В концепции масса ингредиентов, можно добавить, например, нотки светлой грусти, легкой ностальгии, то есть обращаться к чувствам людей. И соединить все так, чтобы человек понял замысел художника! Я сейчас закончил картину "Незнакомка" и думаю по одному названию умные и интеллектуальные люди выстроят какие-то ассоциации, подумают о соперничестве с Крамским или аллюзиях на него. Едва ли работа ИИ вызовет такие же ассоциации, – говорит художник.

незнакомка.jpgКартина Валентина Губарева "Незнакомка", 2023

Можно ли считать художником оператора ИИ?

А что если заглянуть с другой стороны – можно ли считать художником и настоящим творцом человека, который генерирует идеи, создает концепции, воплощает их с помощью искусственного интеллекта, но, при этом, совсем не умеет рисовать?

– Такие люди уже есть и они, конечно же, считают себя художниками. И я склоняюсь к тому, чтобы действительно признать их таковыми. Машина в их руках – это как фломастер или кисть, инструмент, который пока для нас непривычен. Но идея идет от человека – и именно его можно назвать художником, а не ИИ, – уверен Валентин Губарев.

10__1 (1).jpg

"Машинные" работы уже невозможно отличить от подлинников

Возможности искусственного интеллекта могут повлиять и на рынок изобразительного искусства. Ведь работы нейросети практически невозможно отличить от подлинника!

– Однажды я заказал, чтобы мне на холсте напечатали мою работу. Потом эта картина долго висела у меня в мастерской и, в конце концов, я сам поверил в то, что ее написал я! Причем поверил до такой степени, что продал ее коллекционеру. Лишь через полтора года случайно выяснилось, что это напечатанная картина – я, конечно, вернул деньги, но мне до сих пор стыдно. И я до конца не мог поверить в то, что я ее не рисовал – даже сам проводил химический анализ полотна, – рассказывает Валентин Губарев.

Progulka-pod-dozhdem-_1_.jpgВалентин Губарев "Прогулка под дождем" 

Мы сделали сюрприз художнику и попросили ИИ нарисовать на Валентина Губарева несколько картин. Задание усложнили тем, что предложили в соавторство других художников. 

Картина_Губарева_Прогулка_под_дождем_3_.jpgТак видит "Прогулку под дождем" искусственный интеллект в стиле самого Валентина Губарева 

Картина_Губарева_Прогулка_под_дождем_с_Айвазовским.jpg"Прогулка под дождем" в стиле Айвазовского

под дождем1.jpg"Прогулка под дождем" в стиле Сальвадора Дали

– Если с помощью искусственного интеллекта создается новая работа по мотивам твоего творчества – кто автор? И надо ли брать разрешение у художника? Это ведь уже не копия! И речь идет не только об изобразительном искусстве: если в роман "Война и мир" ввести с помощью ИИ новых героев, которые частично изменят сюжет – это уже новое произведение или нет? Сейчас вопросов больше, чем ответов, потому что прогресс настолько быстр, что правовые вопросы отстают от технологий, – подчеркивает Валентин Губарев.

Художник уверен – если с помощью ИИ будут создаваться картины в "стиле Губарева" или других творцов, то обязательным атрибутом должно быть официальное разрешение художника. "Но это – только красивые слова: я уверен, даже когда эти правила установят, они будут постоянно нарушаться и я не знаю, как это остановить", - признается Валентин Губарев.