Система образования – одна из самых восприимчивых к внедрению искусственного интеллекта. Уже сегодня школьники готовят уроки с помощью ChatGPT, преподаватели подключают ИИ к созданию лекций, известны случаи, когда студенты защитили дипломные работы, полностью написанные искусственным интеллектом. Уже стоит вопрос о том, что ИИ сможет заменить преподавателей в вузах. Так ли это? Об этом в рамках познавательного цикла "Искусственный интеллект. Профессии", который Смартпресс подготовил при поддержке компании "Регула", поговорили с автором образовательных программ Евгением Луферчиком.
Евгений Луферчик
Преподаватели уходят в онлайн, но не сдаются
Пандемия внесла существенные коррективы в повседневную практику работы университетского преподавателя и университетов в целом во многих странах. Дистанционная форма обучения стала общеприменимой, в том числе, и в Беларуси. Это, безусловно, накладывает большую ответственность на студентов, которым приходится больше работать самостоятельно. В таком случае возникает вопрос – возможно, с курированием студентов на удаленке справится и искусственный интеллект?
– Сегодня обязательное условие высшего образования – это модель субъектных отношений "преподаватель-студент". Не думаю, что в ближайшее время что-то изменится. Безусловно, ИИ и другие технологии, которые придут в вузовские аудитории, станут хорошими помощниками для преподавателей, но не заменят их, – считает Евгений Луферчик.
Кадр из фильма "Большая перемена"
По его словам, сутью высшего образования является свободный обмен мнениями, который происходит между студентами и преподавателями в аудитории или дистанционно.
– Заменить преподавателя, как носителя каких-то сакральных знаний, ИИ не в состоянии. Поэтому роль преподавателя по-прежнему очень значима, вне зависимости от того, в каком формате происходит общение – онлайн или оффлайн. Например, в университетах англосаксонской традиции уже более 30 лет в качестве инструмента взаимодействия преподавателей и студентов активно используется электронная почта. Но это все равно общение двух живых людей, – подчеркивает эксперт.
Тем более, отмечает Евгений Луферчик, высшее образование – это не набор фактов, дат, формул, которые должен усвоить студент.
ChatGPT справился бы с этой формулой за минуту. Кадр из фильма "Операция Ы и другие приключения Шурика"
– Знания в формате "Что? Где? Когда?" - это только одна составляющая образования. И здесь действительно ИИ может заменить преподавателя. Более того, при проверке этих знаний уже давно используются различные тесты. Но есть составляющая образования, которая не относится к конкретным знаниям. Речь идет о различных навыках, необходимых для конкретных профессий. Освоить их с помощью искусственного интеллекта практически невозможно. Начиная с уже набивших оскомину soft skills и заканчивая очень узкими компетенциями, – подчеркнул он.
Мировая система подготовки специалистов радикально меняется
Модернизация систем образования происходит не только в Беларуси, но и во всем мире. И в результате, кардинально меняются подходы к подготовке специалистов.
– Сегодня во многих странах мира появляются вузовские программы, связанные не с конкретной профессией, а с набором каких-то компетенций. Например, специалист по коммуникациям – это и не журналист, и не HR-менеджер. Но профессионал, умеющий на разных уровнях, в зависимости от своих компетенций, решать коммуникационные проблемы. Например, организовать здоровую коммуникацию внутри компании или способствовать внешним коммуникациям.
Зачем учить конспекты, если есть ChatGPT? Кадр из фильма "Операция Ы и другие приключения Шурика"
Тенденция, которую отмечают специалисты по всему миру – это микрокурсинг, когда университеты в рамках трёх- или четырёхлетнего образования предлагают выбрать набор курсов. В этих курсах лишь 30-50% - конкретные знания. Все остальное –навыки и способы работы, а также ролевая модель, которая с участием преподавателя отрабатывается в аудитории или онлайн, – говорит Евгений Луферчик.
ИИ заменит деканат?
Сегодня есть масса возможностей применения искусственного интеллекта в системе образования. И он позволяет, с одной стороны, избавить людей от огромного количества рутинной работы, с другой – максимально эффективно помогать студентам.
– Университетами многих стран мира ИИ активно применяется во вступительных кампаниях. Занимается обработкой персональных данных, заявлений абитуриентов, анализом мотивационных писем. В ряде вузов внедрены автоматизированные системы, которые полностью исключают участие человека в этом процессе, – рассказывает спикер.
Кадр из фильма "Операция Ы и другие приключения Шурика"
Второе направление - это подбор индивидуальных "маршрутов" для студентов.
– В США уже несколько лет применяется технология сопровождения и адаптации студента на всех этапах подготовки. Она разработана на основе ИИ, и студент может обращаться к ней с любыми своими вопросами, связанными с обучением – начиная с подбора индивидуальных курсов и заканчивая решением различных вопросов в соответствии с законодательством. Это модель тьютора или куратора студента, – объясняет Евгений Луферчик.
Ключевым в этом является помощь в выборе курсов. ИИ работает с большими массивами данным, создает цифровой профиль студента на основе анкетирования и потом, исходя из сильных и слабых сторон студента, его интересов, предлагает ему индивидуальную программу развития с предложением конкретных курсов и образовательных программ, доступных в вузе.
ChatGPT "взломал" системы антиплагиата
Если преподаватели в вузах только подбирают варианты использования искусственного интеллекта, то студенты уже освоили ChatGPT и активно используют его при написании различных работ и прохождения тестов. И это уже становится проблемой. Как с ней справиться?
"Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем!" Кадр из фильма "Операция Ы и другие приключения Шурика"
– "Золотой пилюли", позволяющей справиться с этой ситуацией, нет. В Беларуси это уже применимая практика, когда студенты используют ChatGPT для генерации ответов на тесты или написания эссе. Более того – все системы проверки на авторство и антиплагиата, которые применяются в нашей стране, оказались "взломанными", ведь ИИ генерирует оригинальные тексты! – говорит Евгений Луферчик.
По его мнению, наиболее оптимальный способ противостоять этому – увеличение роли устного разговора и собеседования между студентом и преподавателем в качестве аттестационного мероприятия.
Устные ответы снова будут в тренде? Кадр из фильма "Большая перемена"
– То есть те формы интеллектуальных диалогов между преподавателем и студентом, от которых мы все дальше уходили, упрощая и автоматизируя свою работу, скорее всего, вернутся. Преподавателю снова придется тратить на это много времени, следовательно, необходимо будет "разгружать" его в других аспектах, в том числе и при помощи ИИ, – подчеркивает эксперт.
Программы вузов не поспевают за реальностью
Рост использования программ искусственного интеллекта, казалось бы, стимулирует корректировку программ вузов – нужны ведь молодые специалисты, способные эффективно использовать ИИ в своей работе! Но, как оказывается, всё не так просто.
– Безусловно, есть тенденция к пересмотру учебных программ. Но проблема в том, что мы живем в "догоняющей парадигме". Образовательные стандарты, учебные программы, учебники утверждаются на определенный период времени. Но, как правило, вся эта информация устаревает уже на этапе подготовки! Получается, что выпускник изучал программу, написанную, в лучшем случае, 3 года назад. А она уже не актуальна, нужны специалисты с другими компетенциями. И это вызов образованию во всем мире, – говорит Евгений Луферчик.
Кадр из фильма "Большая перемена"
По его словам, за любыми реформами в национальных образовательных программах стоит либо государство, либо бизнес.
– Государство как институция должна смотреть вперед и опережать современное общество, быть стратегическим путеводителем, формировать социальный заказ на специалистов, которые потребуются через несколько лет. Возможно, сейчас такого заказа нет. В США, например, социальный заказ формирует реальный сектор – именно рынок определяет содержание образования. В нашей реальности, наверное, пока недостаточно четко сформирован этот заказ на технологичное прорывное образование. Поэтому в результатах различных социологических исследований индекс удовлетворенности работодателей своими специалистами далек от положительного, – отмечает эксперт.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.