Задолго до того, как в Беларуси установили нормы по обеспеченности терапевтами и педиатрами на тысячу жителей и начали делать сложнейшие операции, на наших землях было достаточно специалистов, к которым местные жители обращались при болезни. От знахарей и шептух до "олейкаров", травников и цирюльников. Кстати, именно цирюльники были основными "спасителями" при серьезных травмах, переломах и зубной боли. Почему именно они, рассказываем в статье исторического цикла Смартпресс "Беларусь. Врачеватели", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Что лечили белорусские цирюльники 1.jpgЦирюльник, пускающий кровь из руки женщины, и врач, осматривающий флягу с мочой. Картина маслом фламандского художника, XVIII век

"Вам височки подправить или кровь пустить?"

На протяжении добрых четырех столетий цирюльники на территории Беларуси были и стоматологами, и хирургами. И, конечно, могли подстричь или бороду подровнять.

– Если сельское население в те времена обращалось к народным врачевателям, например, тем же знахаркам и травникам, то в городах уже были цирюльники. Это люди, которые уже обладали знаниями физиологии, у них были простейшие хирургические инструменты. Наверное, назвать их врачами в полном смысле слова нельзя, но, в любом случае, это были люди в некоторой степени грамотные – в отличие от традиционных деревенских "шептух", – рассказывает заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук доктор филологических наук Татьяна Володина. 

– Спектр деятельности цирюльников был необычайно широк: они справлялись с переломами, лечили раны, пускали кровь (в те времена это был весьма распространенный способ лечения), рвали зубы и даже работали "психотерапевтами". Ну и, конечно, стригли и брили людей. 

banner

По словам эксперта, в западной части современной Беларуси цирюльников было значительно больше, чем в восточной. Странного в этом ничего нет – профессия пришла на наши земли именно из Западной Европы.

Что лечили белорусские цирюльники 2.jpgСельский цирюльник лечит ногу пожилого мужчины. Офорт В. Унгера

В медицинской "иерархии" цирюльники стояли ниже докторов медицины – специалистов с высшим образованием, полученным в университетах. Но вот проблема: доктора не оперировали и вовсе хирургией не занимались. Просто не умели, потому что в университетах эту дисциплину традиционно не преподавали. Многие медики были священниками, которым церковные правила запрещали лично резать тела и пачкать руки кровью.

Ниже цирюльников находились так называемые "лазебники" (они же банщики). Они могли предлагать свои услуги только в банях. В список входили массаж, прикладывание пластырей. Еще лазебники ставили банки.

Что лечили белорусские цирюльники 3.jpgТак в средние века выглядел "барбершоп"

Мастера, товарищи и хлопцы: как учили цирюльников?

Впрочем, об очень широком распространении цирюльников речи не идет – профессия была редкой и элитарной. На всю Беларусь в первой половине XVII века их было 125 человек. Что самое интересное, рост численности специалистов сдерживался искусственно, что позволяло поддерживать цены на услуги и статус специалистов.

В XVI веке цирюльники начали объединяться в цеха. Первый, естественно, появился в столичном Вильно в 1555 году, затем объединения средневековых "хирургов-брадобреев" появились в Полоцке и Минске, Бресте и Гродно… 

Как утверждается в книге "С факелом Гиппократа. Из истории белорусской медицины" (автор – В.Грицкевич) в источниках XVI-XVIII веков есть упоминания о наличии цирюльников (как входящих в цеха, так и нет) примерно в 40 городах и населенных пунктах. Численность каждого цеха составляла всего около 30 человек. Из них максимум 7-8 были полноценными мастерами. У каждого мастера было по одному подмастерью (их называли "товарищами") и по 2 ученика (их звали просто хлопцами). Лечить могли только мастера и товарищи (с разрешения мастера).

Что лечили белорусские цирюльники 4.jpgЦирюльники работали и стоматологами. Картина "Зубодер" итальянского живописца Пьетро Лонги (примерно 1750 год).

Учеба длилась добрый десяток лет. Сначала несколько лет на бесправном положении "хлопца" (кстати, в "хлопцы" брали не всех подряд: претендент должен был предоставить документы о своем происхождении из приличной семьи, приоритет отдавался родственникам цирюльников), затем еще несколько лет "товарищем" и "производственная практика" – продолжительные путешествия по другим городам, так называемая "вандровка" с оказанием помощи страждущим. Только после этого товарищ допускался к экзамену. Чтобы стать мастером, он должен был знать "любую часть человеческого тела от макушки до стопы", распознавать часто встречающиеся болезни, уметь лечить раны, вывихи, делать кровопускания и многое другое.

Зато все труды сполна окупались: цирюльники были зажиточными людьми, жили в каменных домах и пользовались почетом и уважением. А после смерти цирюльника его вдове разрешалось целый год практиковать вместо него!

Что лечили белорусские цирюльники 5.jpgИнструменты средневекового цирюльника

При этом в цеха не брали иноверцев – евреев и татар. Но евреи, даже несмотря на официальный запрет, и без цехов становились цирюльниками и жестко конкурировали с "легальными" специалистами, на что последние постоянно жаловались властям. Были еще "приходни" – недоучившиеся цирюльники, которых выгнали с ученичества, и "портачи" – самоучки (теперь понятно, откуда произошло слово "напортачить"). С этими вообще не церемонились и изгоняли из города.

Что приходилось лечить цирюльникам?

Считается, что первая операция по ринопластике была проведена в 1814 году в Лондоне: хирург Джозеф Карпью скорректировал форму носа после тяжелых повреждений у пациента. Но почти на 100 лет раньше неизвестный белорусский цирюльник уже делал такую операцию!

Что лечили белорусские цирюльники 6.jpgЗнаменитый француз Амбруаз Паре, считающийся отцом современной медицины, проводит вскрытие. Он тоже был цирюльником-хирургом

В 1722 году в деревне Тришин под Брестом (на ее месте сейчас размещается микрорайон Тришин) возник конфликт между шляхтичем Блоцким и арендатором местной корчмы, евреем Сапсаем. Шляхтич, долго не думая, достал из кармана нож и обрезал корчмарю пейсы, бороду и попутно отхватил кусок носа. Хотел еще отрезать ухо, но его удержали со словами "это дело палачей, а не шляхтичей". 

Отрезанный кусок носа нашли и, что самое удивительное, вызванный цирюльник смог пришить его на место! Правда, обошлось это недешево: цирюльник потребовал за работу (прежде всего, "за починку носа") более 100 злотых. Это стоимость хорошего коня по тем временам. Так что ринопластика и в те времена обходилась недешево. К сожалению, имя цирюльника в истории не сохранилось.

Часто приходилось цирюльникам сталкиваться с резаными ранами. Разбойников было предостаточно, да и сама шляхта, собираясь на сеймики (собрания знати локального масштаба) часто решала споры с помощью оружия. Как рассказывается в книге "С факелом Гиппократа. Из истории белорусской медицины", после того как в 1754 году брестская шляхта избила на своем сеймике магната Флеминга, ему "тотчас пустили кровь и давали другие медикаменты, так как он лежал в большой горячке".

Что лечили белорусские цирюльники 7.jpgВеселые цирюльники лечат нарыв на лбу мужчины. Похоже, врачевателей средневековые художники недолюбливали…

Лечили и переломы – известно, что, когда в 1758 году несвижский князь Михаил Казимир Радзивилл "Рыбонька" сломал руку, упав с лошади, его лечили опытные цирюльники.

Бывали и деликатные операции. Например, в 1750 году доктор Бонаудус в Волчине (деревня в Каменецком районе Брестской области) удалил металлическую вилочку длиной в дюйм из прямой кишки ксендза Буховецкого. Буховецкий заявил, что ранее проглотил ее.

Лишь к XIX веку цирюльники в Беларуси полностью отказались от лечения пациентов, сосредоточившись на прическах, бритье и несложных косметологических процедурах.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.