Главным событием весны этого года в культурной жизни Минска стало возвращение в строй кинотеатра “Москва” после двухлетней реконструкции. Почти в это же время другой “старичок” – “Дом Кино” на бульваре Толбухина – тихо закрылся. Точнее, перестал быть кинотеатром. Рядом с кинопространствами нового поколения – компактными “резидентами” торгово-развлекательных центров, типичные советские кинотеатры вызывают смешанные чувства. Массивные здания, огромные холлы, залы “кинг-сайз” кажется, уже не соответствуют духу времени. А так ли это? Поговорили с исследовательницей модернизма об эстетике и судьбе советских кинотеатров столицы.
“Выживают мультиплексы и многозальники”
Ольге – 22, она исследует советскую архитектуру и ведет паблик Belarusian modernism в Instagram.
Исследовательница белорусского модернизма Ольга
– Я в целом очень люблю историю, много путешествую по Беларуси и за рубежом, – рассказывает собеседница. – Советский дизайн – аутентичный, “из детства”, хотя мое пришлось уже на постсоветские времена. У меня модернистская архитектура вызывает чувство ностальгии непонятно по чему.
Ольга в кинотеатре “Москва” и самом большом кинозале в Беларуси на 674 места
Модернизм в мировом искусстве охватывает период с конца XIX до середины XX века (о точных датах до сих пор идет дискуссия). Но Ольга отмечает, что в СССР он начинает отсчет с 1955 года – по крайне мере, у нас так принято считать. В это время выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”, и предшествовавший ему сталинский ампир, признается дорогим и устаревшим.
– Архитекторам дали больше свободы, начали отправлять их в заграничные командировки, – во всяком случае тех, кто знал языки, – говорит Ольга, – В Европе тогда начался бум брутализма: это всё угловатое, серое, железобетонное, с отголосками идей Ле Корбюзье. В советских странах-соседях – в России, например, – к модернизму подходили довольно креативно. Непосредственно в Беларуси котировалась более типовые проекты, которые нередко спускали с Москвы или Ленинграда.
“Архитектурная особенность новых кинотеатров – легкие конструкции из стекла и металла”. На фото – типовой проект советского кинотеатра. Из книги “Современный кинотеатр” Г.Л. Ирский, 1976 года
Один из ярких примеров советского модернизма в Минске – кинотеатр “Октябрь” (1975): раньше…
…и сейчас
Мы беседуем с Ольгой на втором этаже обновленного кинотеатра “Москва”. Вместо длинного фойе теперь здесь коворкинг-зона с яркими креслами и панорамным видом на проспект. В этом году кинотеатру исполнилось 45 лет. Несколько лет назад планировалось радикально изменить его облик и перестроить в современное здание с массивными стеклянными фасадами. Но от идеи отказались – ко всеобщему облегчению тех, кто выступал за реконструкцию в классическом понимании. В итоге “Москве” сохранили исторический облик, укрепили конструкции, почистили дубовые перила, освежили медные щиты на фасаде, символизирующие 15 республик СССР.
“Москва” до реконструкции…
… и сейчас
Изменились и планировка, и по соседству с огромным залом на 674 места появились три компактных. В самом кинотеатре “Москва” отметили, что сегодня выживают мультиплексы и многозальники.
– Вроде бы количество фильмов увеличивается, выходит много нишевого кино, но они больших залов не собирают. Это общемировая тенденция. Но один огромный зал тоже должен быть – все-таки у нас проходят фестивали, – рассказали в администрации кинотеатра.
Ольга на фоне кинотеатра “Москва”
На панно и витражи – отдельная статья расходов
Какой из минских кинотеатров, построенных в эпоху советского модернизма, можно назвать самым выдающимся?
– Они все плюс-минус типовые: у нас нет каких-то особенных проектов, – комментирует Ольга. – В этом вопросе я бы отталкивалась от степени сохранности зданий и интерьеров. Не все из позднесоветских кинопространств дожили до наших дней: например, “Современник” и “Дружбу” снесли, “Вильнюс” – перестроили в Центр олимпийского резерва по борьбе. Из тех, что сохранились, лично я выделяю “Аврору“ и ”Пионер“.
Кинотеатр ”Аврора“ открылся в Минске в 1988 году – в то же время, что и гостиница ”Орбита“ по соседству.
Так выглядела “Аврора” в год постройки…
… а так – сегодня
– ”Пионер“ построили в 1966-м по проекту классиков советской архитектуры и авторов знаковых зданий и памятников Минска – Георгия Заборского и Леонида Левина, – отмечает Ольга. – Сначала всё здание проектировалось как детский кинотеатр. Но позже один из залов отдали под Театр кукол.

“Пионер” в советские годы…
…и сейчас
Когда-то на фасадах этого кинотеатра работали неоновые вывески, но в 1990-х их убрали – из-за обветшания и ржавчины.
Советский вечерний “Пионер” с “ламповой” подсветкой. Из книги “Современный кинотеатр”: “Фасад кинотеатра должен выделяться из окружающих его объектов и привлекать внимание еще издалека. Обычно названия кинотеатров составляют из газосветных трубок или букв, заряженных лампами накаливания”
Такие же вывески, отмечает собеседница, когда-то зажигались и на фасадах кинотеатра ”Партизан“ (он же ”Дом кино“), построенного в один год с ”Пионером“. Но их нужно было обслуживать, менять электроды – всё это стоит денег, и, видимо, в их сохранении не видели смысла. А жаль: такие малые архитектурные формы, как неоновые вывески – красивый маркер эпохи. Сегодня в Минске их уже почти не осталось.
Неоновая вывеска кинотеатра “Партизан” времен СССР
Ровесник “Пионера”, кинотеатр “Партизан” – его тоже построили в 1966-м – в начале 2000-х закрывали на реконструкцию. И в 2005-м он открылся уже под названием “Дом Кино”. Этой весной в кинотеатре прошел последний показ, и теперь место стало “Домом молодежи”.
Вот как “Партизан” выглядел в 1970-1980-х.


Эволюция места после реконструкции с уже новым названием “Дом Кино”.

А так бывший “Партизан” выглядит сегодня.

Также, подчеркивает Ольга, одна из важных отличительных черт позднесоветского кинотеатра – монументальное искусство: барельефы, мозаики, витражи. На их создание закладывался отдельный бюджет, в крупных городах – довольно немаленькие суммы.

Витражи в кинотеатре “Москва” авторства художника Гавриила Ващенко
Мозаичное панно “Счастливое детство” в фойе кинотеатра “Пионер” художников Ивана Тихонова и Евгения Зайцева
Мозаичное панно в “Партизане”. Его создали художники Май Данциг и Борис Непомнящий. Несмотря на то, что здание сильно изменилось внешне, панно сохранили
– Мне это красиво, – делится Ольга. – Но, например, мои родители не видят ни в советских витражах, ни в целом в архитектуре той эпохи ничего примечательного. Они выросли среди них – и им кажется всё это обыденным. Это довольно популярное мнение, и, возможно, именно поэтому далеко не все интересные позднесоветские вещи сохраняют, реконструируют. Например, ”Аврора“ или ”Берестье“ в этом очень нуждаются – надеюсь, до них пока просто не дошла очередь.
“Берестье” в советское время
… и сейчас

Монументальность vs зелень
– Если посмотреть архивные фото позднесоветских кинотеатров, мы увидим, что они буквально утопают в растениях, – комментирует собеседница. – В СССР даже была целая наука – озеленение жилых и общественных помещений. При архитектурных институтах и проектных бюро работали лаборатории озеленения, выпускались методички по фитодизайну для кинотеатров, санаториев, вокзалов. Фикусы, пальмы, монстеры и другие растения в кадках были элементом ”оздоровления“ пространства. Фойе позднесоветских кинотеатров буквально напоминали зимние сады, а зелень помогала сбалансировать сдержанную масштабность и визуально холодную гранитно-каменную отделку. Во многих старых кинотеатрах в этом плане ничего не поменялось и сегодня.
Фойе кинотеатра “Октябрь”
…и фойе в “Пионере”
А вот в обновленной “Москве” с зеленью уже поскромнее.
“Точка притяжения – не столько фильм, сколько кинотеатр”
А зачем вообще была вся эта масштабность? Это и фишка модернизма как стиля, отмечает Ольга, и функция: в то время Минск активно застраивался и заселялся, а людей надо было как-то развлекать. Отсюда и просторные фойе для большей вместимости посетителей, и залы на много мест.
– Кинотеатры были ключевой локацией для досуга: и на свидание сходить, и с друзьями встретиться, и просто отдохнуть. Может и сам фильм был не так уж интересен – точкой притяжения был сам кинотеатр. Сейчас, конечно, по-другому: многие смотрят кино дома, даже премьеры быстро появляются в онлайн-доступе. Но лично я стараюсь смотреть фильмы в кинотеатрах, и, по возможности, в старых – в них есть вайб. И чтобы его почувствовать, важно начать смотреть в их сторону и замечать эстетику, спрятанную в этих пространствах.
Автор: Вера Рогатко. Фото: Елена Таборко, сообщество “Минск – мой город”, архивы собеседницы
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.