В хаосе средневековых войн, где судьбы королей решались на поле брани, исчезновение короля Польши и Венгрии, сына белорусской княжны Софьи Гольшанской Владислава III Ягеллончика (Варненчика) остается одной из самых интригующих загадок европейской истории. 10 ноября 1444 года, во время кровопролитной битвы при Варне он пропал без вести. Его тело так и не было найдено, что породило волну слухов: от чудесного спасения и пленения турками до фантастических теорий о династических заговорах и даже перерождении в легендарного мореплавателя Христофора Колумба. В новой статье цикла “Тайны белорусских магнатов” разбираемся, что стояло за этим исчезновением: героическая гибель в бою или хитроумный план, направленный на дестабилизацию династии Ягеллонов?

Все факты, с которыми мы вас знакомим, проверены партнером цикла публикацией – компанией “Регула”, производителем продуктов для проверки подлинности документов, денежных знаков и ценных бумаг.

1-Владислав III Варненчик.jpgВладислав III Варненчик

Сын белорусской княжны

Владислав III родился 31 октября 1424 года в Кракове. Его отец, Владислав II Ягайло, был великим князем литовским и королем польским. Мать, Софья Гольшанская – представительница древнего рода Гольшанских – белорусских магнатов, чьи владения располагались на Гродненщине, включая замок в Гольшанах и земли под Крево. Этот брак, четвертый для Ягайло, был не только династическим, но и политическим: он укреплял связи между польской короной и Великим княжеством Литовским, где белорусские земли играли ключевую роль.

На польский престол Владислав взошел в 10-летнем возрасте, сразу после смерти отца. Однако реальная власть находилась в руках регента – кардинала Збигнева Олесницкого, влиятельного церковного деятеля, который направлял политику страны. Владислав рос в окружении рыцарей и дипломатов, изучая военное дело и дипломатию. К 1440 году его амбиции распространились на Венгрию: после смерти короля Альбрехта II Габсбурга венгерские магнаты избрали Владислава своим монархом под именем Уласло I. Это двойное правление сделало его ключевой фигурой в борьбе против Османской империи.

2-Королева Софья Гольшанская с сыновьями картина Яна Матейко (1880 год).jpgКоролева Софья Гольшанская с сыновьями, картина Яна Матейко (1880 год)

Крестовый поход Владислава

К середине XV века Османская империя под руководством султана Мурада II представляла угрозу для христианского мира. Турки завоевали Балканы, осадили Константинополь и угрожали Венгрии. Папа Римский Евгений IV призвал к новому крестовому походу, обещая индульгенции и поддержку. Владислав стал во главе этого похода. В 1443-1444 годах (то есть в возрасте примерно 20 лет) он собрал армию из поляков, венгров, валахов, сербов и даже чехов-гуситов.

Христианские войска одержали несколько побед, включая захват Ниша и Софии. Однако в 1444 году султан Мурад II двинул огромную армию – до 60 тысяч воинов – навстречу крестоносцам. 10 ноября 1444 года под Варной, на черноморском побережье современной Болгарии, произошла решающая битва. Христианская армия насчитывала около 20-30 тысяч человек.

3-Владислав III Варненчик.jpgВладислав III Варненчик

Владислав, одетый в блестящие доспехи, лично повел атаку на центр османских позиций. В разгар боя его окружили янычары. Согласно легенде, король сражался героически, но был сбит с коня и обезглавлен. Его голову якобы выставили на пике как трофей, а позже сохранили в меду в османской столице. Однако тело так и не нашли среди тысяч павших.

Свидетели, включая выживших рыцарей, давали противоречивые показания. Некоторые утверждали, что видели, как короля унесли в плен, другие – что он пал в бою. Это отсутствие тела стало почвой для спекуляций.

4-Битва под Варной. Картина неизвестного художника.jpgБитва под Варной. Картина неизвестного художника

Официально Владислав был объявлен погибшим, но отсутствие тела отсрочило его похороны и коронацию преемника. В Польше престол занял его младший брат Казимир IV Ягеллончик только в 1447 году, после трехлетней междоусобицы. В Венгрии власть перешла к Ладиславу Постуму из Габсбургов, что ослабило позиции Ягеллонов.

Легенды о короле: от исламского принца до отца Колумба

Отсутствие тела короля после битвы при Варне породило множество легенд и теорий о его выживании.

Легенда о пленении турками и обращении в ислам. Одна из ранних версий предполагает, что Владислав не погиб в бою, а был взят в плен османскими воинами. Согласно этой теории, султан Мурад II, впечатленный храбростью молодого короля, сохранил ему жизнь. Владислав якобы принял ислам и стал высокопоставленным военачальником в Османской империи, возможно, под новым именем. Эта легенда подкреплялась слухами о “христианском принце” в турецком войске, которые циркулировали в Европе в XV веке. Правда, подтверждений никаких нет, да и османские хроники не упоминают такого пленника.

5-Крещение Владислава Варненчика. Картина Яна Матейко.png“Крещение Владислава Варненчика”. Картина Яна Матейко

Легенда о паломничестве в Святую Землю и жизни монахом. Другая популярная версия гласит, что Владислав выжил после ранения и, расценив поражение как божественное предупреждение, решил искупить грехи через паломничество. Он якобы странствовал инкогнито по Европе и Ближнему Востоку, достиг Палестины и стал монахом в одном из монастырей. 

Эта легенда особенно распространена в польском фольклоре и поддерживалась церковными кругами, видевшими в ней мораль о смирении перед Богом.

Португальская легенда о “Генрихе Немецком” на Мадейре. Одна из самых детализированных легенд происходит из Португалии. Согласно ей, Владислав выжил в битве, тайно добрался до Пиренейского полуострова и поселился на острове Мадейра под именем Henrique Alemão (Генрих Немецкий). Якобы он стал рыцарем ордена Святой Екатерины с горы Синай, женился на местной аристократке и жил в уединении до смерти в 1499 году.

6-Некоторые исследователи называют Христофора Колумба сыном Владислава Варненчика.jpgНекоторые исследователи называют Христофора Колумба сыном Владислава Варненчика

Эта версия подкрепляется португальскими хрониками XVI века, где упоминается загадочный рыцарь, говоривший на славянских языках и имевший королевскую осанку. Некоторые современные исследователи связывают это с теорией о Колумбе, предполагая, что “Генрих” мог быть отцом мореплавателя. Теория популяризирована португальским историком Мануэлем Росой в книге “Колумб: Тайна раскрыта” (2006). Роса утверждает, что Колумб не был генуэзским ткачом, как традиционно считается, а скрытым принцем – возможно, сыном или даже самим Владиславом, который инкогнито жил в Европе.

Аргументы включают совпадение дат (Колумб родился около 1451, но его биография туманна), знание Колумбом славянских языков и геральдики Ягеллонов, а также его связи с португальским двором. Роса предполагает, что Владислав, выжив, женился инкогнито и стал отцом Колумба, передав ему карты и знания для плавания в Новый Свет.

Правда, эта теория считается маргинальной. Историки отвергают ее из-за отсутствия доказательств: ДНК-исследования и документы подтверждают итальянское происхождение Колумба.

7-Монумент-мавзолей на месте Варненской битвы.jpgМонумент-мавзолей на месте Варненской битвы

Полонизация белорусских земель

Существуют также теории о династическом заговоре: возможно, Владислав был тайно эвакуирован своими приближенными, чтобы избежать плена, и жил инкогнито в Литве или Польше. В белорусском фольклоре ходят истории о “чудесном спасении” верными рыцарями из Великого княжества Литовского, которые унесли раненого короля в безопасное место. Современные гипотезы, включая ДНК-анализы предполагаемых могил, не нашли подтверждений.

8-Гибель короля Владислава III в битве при Варне картина Станислава Хлебовского 1882 год.jpgГибель короля Владислава III в битве при Варне, картина Станислава Хлебовского, 1882 год

Для белорусских земель исчезновение Владислава означало сдвиг в балансе сил. Казимир IV, став также великим князем литовским в 1440 году (ещё при жизни брата), усилил влияние польской короны на востоке. Он даровал привилегии магнатам, включая белорусских родов вроде Гольшанских и Радзивиллов, что способствовало их лояльности.

Однако это также запустило процесс полонизации: белорусская элита всё больше перенимала польский язык и культуру, особенно после Люблинской унии 1569 года, когда Польша и Литва объединились в Речь Посполитую. Белорусские земли, такие как Подляшье, стали частью короны, что усилило экономические связи, но ослабило местную автономию.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.